Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Менеджмент? Это очень просто!

  Все выпуски  

Менеджмент? Это очень просто!


Информационный Канал Subscribe.Ru


ШКОЛА СВОЕГО ДЕЛА
Юрия МОРОЗА
УПРАВЛЕНИЕ - Царица всех наук!
http://www.moroz.onego.ru Электронная рассылка
ОТКРЫТИЕ, КОТОРОЕ МОЖЕТ СДЕЛАТЬ КАЖДЫЙ

ОТКРЫТИЕ, КОТОРОЕ МОЖЕТ СДЕЛАТЬ КАЖДЫЙ!

Об исключительной, незаменимой пользе личного опыта и я, и Ю. Мороз говорим во все время выхода наших рассылок, а также в наших учебных материалах. Однако эта истина чрезвычайно трудно доходит до сознания большинства наших читателей.

Народная мудрость гласит, что капля камень точит. Поэтому при каждом удобном случае, и неудобном тоже, я буду говорить об этой истине, буду "капать" вам на мозги.

Темой этой рассылки послужил личный опыт одного из учеников ШСД по курсу КТУ, который на личном опыте сделал для себя открытие, которое уже никакими средствами не может быть от него отторгнуто. Речь пойдет об экспериментах, которые я предлагал провести моим читателям, при выходе рассылок предисловия и введения в КТУ.

Мало кто их тогда провел, эти эксперименты, иначе уже тогда очень многие поняли бы главную проблему в области управления. Не спешат сегодня и ученики тщательно выполнить все рекомендованные мной эксперименты, во всяком случае подробных отчетов они мне не прислали. Но один такой человек нашелся, который провел только первый эксперимент и прислал мне о нем подробный отчет. С этим отчетом я всех вас и познакомлю. Итак, познакомьтесь сначала с его письмом и моим ответом, а потом и с самим отчетом.

Здравствовать Вам желаю, Валерий Арцрунович!

Вот и подошел к финишу Эксперимент №1 из Первого цикла обучения по опросу респондентов на предмет вопроса “Что такое управление?”. Провести анализ не представляется возможным по причине разношерстности определений. Думаю, что не будет новостью для Вас, но стоит рассказать о самом процессе ответа “светил” на такой, казалось бы простой для них вопрос.

Мной были выбраны пять университетов нашего города. Я собрал все возможные перекрестные рекомендации о самых-самых “зубрах” в области теории управления и менеджмента, включил в мой список еще одного профессора, которого считаю человеком “по-жизни” здравым.

Ну, во-первых, в подавляющем большинстве случаев реакция на мой вопрос была такая – широко открытые глаза и либо ответ типа “это что же экзамен что ли?” или короткий внутренний диалог и рассуждения на заданную тему, которые приходилось останавливать, чтобы получить все-таки более краткую формулировку и определение.

Для меня это было открытием. (Выделено мной при цитировании). До этого считал, что все будет как по накатанному сценарию: вопрос - четкий ответ, скорее всего книжный ответ. Все лаконично, сухо и точно. В любой час дня и ночи. Ан, нет! И уж совсем для меня был шок, когда я не получил ответ от человека (он в моем списке последний), которого до настоящего времени считал специалистом №1 в области менеджмента в нашем городе! Мы были знакомы до этого. И мало того, мне пришлось 1 час и 10 минут ждать его, хотя встреча была назначена заблаговременно!

Представьте и это с моим- то ЭГО! J (Мы с Вячеславом очень хорошо завершили разговор о крайнем вреде подчинения своему ЭГО). Уже сам факт говорит о многом – человек не может управлять самим собой. Но я это снес. Дождался встречи и нате вам – “да все написано в моих книгах, статьях и учебниках!” Просто супер! Этот час я потратил в коридоре, изучая около 15 метров наглядной агитации – плакатов, вещавших мне о всевозможных проектах и начинаниях, институтах студенческих инициатив, неформальном факультете журналистики и проч и проч! Во думаю круто все работает! И такое разочарование! J

Во-вторых. Многие из “светил” почему-то теоретический вопрос сводили к какому-то узкому прикладному применению в рамках одной организации. Будто управление касаемо только предприятия и других объектов в окружении нет. Главная цель таких определений – макс прибыль, высокая эффективность! ??? Мне это было совершенно непонятно.

В-третьих. Время от времени казалось, что это просто набор слов и приходилось переспрашивать и уточнять терминологию в рамках общепринятых понятий.

В-четвертых. Я узнал, что даже те люди, кто имеет опыт и, по-видимому, богатый опыт в области преподавания, может подготовить управляющих (менеджеров) не просто с дипломом, но и с реальными знаниями, большая часть из которых пригодится на практике, - невольники системы высшей школы. Они не могут отступать от заданных рамок программ обучения!

И, наконец, я не выдержал и решил задавать респондентам вопрос по типу детской загадки – что тяжелее килограмм свинца или килограмм ваты? Вопрос звучал так – скажите, по Вашему мнению, Президент управляет страной и велосипедист управляет велосипедом, как процесс, - эти два управления можно назвать одинаковыми? Почти все ответили, что ни в коем случае нельзя!

А Вы как думаете?

И еще, в предпоследнем письме Вы писали об условиях оплаты обучения.

Ответ я Вам направил, а вот Вашего решения до сих пор не знаю. Если возможно, то озвучьте, пожалуйста.

Засим всё! Доброго Вам и Вашей семье здравия и отличного самочувствия!

С уважением,

Вячеслав

Здравствуйте, Вячеслав.
Что и требовалось доказать. Эксперимент Вы провели хорошо, хотя до его
проведения имели большой скепсис по поводу моих утверждений, не так ли? Зато
теперь Вы обладатель своего личного опыта, который, как известно, всему
голова. И какой бы книжник теперь Вам бы не говорил о науках управления, Вы
ему теперь ни за что не поверите, а все его утверждения оцените с точки
зрения своего же личного опыта.

Очень сожалею, что не все мои ученики провели такие эксперименты,
полностью доверившись мне, хотя я их неоднократно предупреждал и в текстах,
и лично. У Вас, правда, и выбора не было: Или идти вперед, проведя
эксперименты, или не идти вообще. Во всяком случае, в сторону, указанную
мною.

Проводите эксперименты дальше обязательно! Ничто не может заменить
личный опыт в любом деле, и в управлении тоже.
Ваш вопрос: "
скажите, по Вашему мнению, Президент управляет страной и
велосипедист управляет велосипедом, как процесс, - эти два управления можно
назвать одинаковыми? Почти все ответили, что ни в коем случае нельзя!
А Вы как думаете?
"
Вопрос Вами поставлен не корректно. Это совершенно разные процессы и,
следовательно, и управление ими разное! Например: Одинаково ли управляются
велосипед и ракетоносец? Конечно, нет. А как нужно было сформулировать
вопрос? Я считаю так: "Скажите, может ли процесс управления страной
Президентом и процесс управления велосипедом велосипедистом быть описан
одинаковым языком (категориями) некоей общей теории управления?" Они бы все
ответили "Нет", что они и сделали в Ваших экспериментах (см. последнюю графу).
Ан, нет! МОЖЕТ!

Желаю здравствовать Вам и Вашим близким!

Спасибо за ответ на мое письмо. Да, действительно, эксперимент провел почти в полном объеме - остался один проректор профессор, обещал назначить в ближайшее время встречу. Будем ждать. Скепсиса не было. Было недоумение по необходимости проводить эксперимент сколь угодно глубоко по причине того, что ответ известен заранее. Знание ответа и возможность "протянуть" мысли в перспективу отбивают желание делать что-то своими руками.

Но с первых шагов выясняется, что значимость его еще и в том, что разговариваешь с живыми светилами, кто готовит кадры будущего! И здесь предоставляется взглянуть на это будущее (в области управления) непосредственно в его как бы зарождении. И сделать собственный анализ...Много разочарований...
Вспоминается "Маленький принц" - я жил среди взрослых, и даже был с ними
совсем рядом, я думал они могучие и всесильные... увы!
Словом опыт получился на славу и самое интересное, что импонируют в беседах на эту тему как раз мысли людей, кто совсем неспециалисты в этой области, и уж тем более не учат этому других. Пародокс!
(выделено мной при цитировании).

И вообще общее состояние души после таких бесед намного ниже среднего, если не сказать больше. Сильно удручают они...

Желаю успехов и терпения!
Представляю, как Вам трудно вести переписку с большим количеством
респондентов!
Еще раз спасибо!
Всего доброго!
Вячеслав

Условия оплаты обучения, отличные от условий, опубликованных в рассылке от 20.05.02, нами с Вячеславом определены и приняты. Думаю, что он теперь на меня не в претензии.

Имена и фамилии респондентов Вячеслава я указывать не буду, дабы их не смущать, но должности и звания их я укажу. А вопросы Вячеслава были следующими:

  1. Что такое управление?
  2. Основные принципы управления?
  3. Что такое менеджмент?
  4. Основные принципы менеджмента?
  5. Есть ли единая теория управления?

В такой же последовательности я буду приводить и ответы респондентов Вячеслава.

Первый, сам Вячеслав:

  1. Управление – это процесс по достижению целей, поставленных до начала процесса или во время его протекания, всеми возможными средствами, или их частью посредством передачи управляющего воздействия (информации).
  2. Общие принципы управления – единство центра, наличие и единство целей, наличие четко обрисованной структуры, взаимосвязей и взаимовлияния, наличие обратных связей.
  3. То же
  4. То же
  5. Однозначного ответа дать не могу, т.к. изучением данного вопроса не занимался, но если судить по реакции представителей Высшей школы, то единой теории нет.

Второй респондент. Женщина. Кандидат экономических наук. Преподаватель кафедры Менеджмент:

  1. Это процесс получения результата.
  2. Наличие системы с элементами и связями одинарными и взаимными, гибкость, приоритеты – по капиталу, связям и ресурсам, комплексность.
  3. Одно и то же, что и управление, просто модное слово.
  4. Те же.
  5. Единой теории нет, т.к. существуют Европейская и Американская теории, Скандинавская, Российская и Азиатская.

Третий респондент. Мужчина. Доктор технических наук. Профессор.

Зав. кафедрой "Сопротивление материалов":

  1. Это совокупность действий, определяющих адекватную реакцию руководимого объекта на внешние воздействия. Состоит из действий 1) получение достоверной информации о руководимом объекте и её анализ; 2) получение по возможности достоверной информации о внешней среде, связанной с управляемым объектом и её анализ; 3) принятие решения о рациональной реакции объекта на внешнее воздействие, в т.ч. и решений, связанных с изменением структуры и деятельности объекта управления; 4) контроль за выполнением принятых решений и критический анализ результатов принятых решений.
  2. Авторитарный, либеральный и демократический. Применение одного из них или в сочетании зависит от свойств объекта управления.
  3. Это одно и тоже и не понятно почему вдруг русское слово управление стало называться и подменяться менеджментом? И почему вокруг вдруг стало так много менеджеров? J
  4. Те же.
  5. Вероятно, что нет.

Четвертый респондент. Мужчина. Декан факультета экономики и менеджмента

технического университета:

  1. Это система определенных знаний, касающихся жизнедеятельности организации.
  2. Уровень (президент, мелкая фирма), стили управления авторитарный, демократический, делегирование полномочий, единство исторического и логического.
  3. То же.
  4. Те же.
  5. Единой теории нет, т.к. всякий ученый старается предвнести в теорию нечто свое. Отсюда и разноплановость.

Пятый респондент. Мужчина. Кандидат экономических наук. Доцент. Зам. декана по учебной работе. Преподаватель факультета Экономики и менеджмента государственного педагогического университета:

  1. Это использование производственных ресурсов с целью повышения эффективности производства, что тоже относится и к социальной стороне вопроса, но тоже с целью повышения эффективности производствава. Вообще различают понятия Менеджмент, Управление и Руководство (!)Руководство – это просто занимаемая должность. Управление – это процесс принятия решений только на своем опыте и на интуиции. Менеджмент – сродни управлению, только более широко используется предыдущий научный опыт.
  2. 1)комплексность – человек должен разбираться с разных сторон в специфике отдела, которым руководит; 2) направленность – руководитель должен иметь стратегию, цель и направление; 3) динамичность – помимо базовых целей и задач изменять цели в зависимости от ситуации; 4) информированность – должен быть обеспечен необходимый объем информации для принятия управленческих решений.
  3. То же.
  4. То же.
  5. Теорий много, ближе та, что базируется на ситуационном подходе, но при этом системность необходима.

Шестой респондент. Мужчина. Кандидат экономических наук. Профессор.

Декан экономического факультета сельскохозяйственной Академии:

  1. Это система методов и рычагов воздействия на производственную систему с целью получения максимальной прибыли. Совокупность использования административных, экономических и социально-психологических методов или механизмов управления дает максимальный эффект управления.
  2. Единоначалие. Оптимальность. Рациональность. Многовариантность решения вопросов.
  3. То же, что и управление, но управление – более широкое понятие, чем менеджмент, т.к. менеджмент затрагивает сферы производства, где речь идет о прибыли, а Управление – все сферы деятельности.
  4. Те же, что и в Управлении, но при переходе от Управления к менеджменту мы потеряли некоторые из них. Например, принцип демократического централизма.
  5. Единой теории нет! И вообще Управление различается на управление предметом, обществом, и управление в природе.

Седьмой респондент. Мужчина. Доктор экономических наук. Профессор. Академик международной академии автоматизации и управления:

  1. Это формирование, мобилизация и распределение всех ресурсов с целью эффективного решения тех задач, что стоят перед организацией.
  2. Организационный, административный, экономический, социально-психологический.
  3. Это управление в рыночной экономике, где ресурсы не “спускаются” сверху, а изыскиваются организацией самостоятельно.
  4. Принципы иные, но не были конкретно названы.
  5. Есть некие единые подходы по мобилизации ресурсов и эффективности их использования, но единой теории как таковой нет.

Восьмой респондент. Мужчина. Кандидат технических наук. Доцент. Преподаватель кафедры:

  1. Это формирование такого воздействия на объект, которое адекватно отвечает целям, которые перед собой ставит субъект управления.
  2. Наличие ОС и адекватность воздействия на ОУ , оперативность управления.
  3. Менеджмент понятие более низкого уровня.
  4. Те же.
  5. Единой теории управления нет, но есть общие принципы.

Девятый респондент. Мужчина. Директор института экономики и менеджмента, руководитель многочисленных проектов в рамках института,

доктор экономических наук, профессор:

1-5. На этот и другие вопросы ответа не дал, т.к. считает, что это вопрос отдельных рассуждений и на момент задавания вопроса свободного времени в пределах ближайшей недели не предвидится, всё это описано в его книгах – бери и читай.

Впечатляет, не правда ли?! А теперь представьте себе, что всех этих людей собрали в одну команду, каждый из которых имеет равный с другими голос, например, в совете директоров крупной компании или каком –либо Правительстве. Далеко "уедут" такой совет директоров и такое Правительство? J А результаты их правления какими будут? L

Так нужна или не нужна единая теория управления, описывающая своим универсальным языком любой процесс управления, любым объектом управления, будь-то страна или велосипед?

Нужна и еще как нужна!

А теперь мысленно наложите ответы, которые дадут эти или любые другие респонденты по всем остальным экспериментам, особенно в области экономики на эти ответы, и вы получите ту невообразимую кашу, которая сегодня царит и в области академической науки, и в области практического управления (менеджмента)!

Только лишь по этому эксперименту в основном понятно, почему у нас в стране, в ее регионах и весях, на предприятиях и организациях такой беспорядок и разруха! А беспорядок и разруха, - есть следствие беспорядка и разрухи в головах всех этих титулованных и не титулованных управленцев, как говорил профессор Преображенский из "Собачьего сердца" Булгакова.

 

 

В заключение, в качестве примера, скажем так, непонимания одного из моих читателей, я приведу вам его письма и мои ответы.

Здравствуйте!
Валерий Арцеулович, с большим интересом читаю Ваши рассылки (правда,
познакомился с ними недавно).

Ваш ответ Максиму: "Даю мой ответ: Если в результате Вашего личного разговора (обсуждения) с кем бы то ни было, а также личного размышления, Вы лично знаете что Вам делать, и знаете к какой цели Вас приведет это делание, то для Вас лично - это истинное обсуждение или размышление. Если в результате разговора (обсуждения) или размышления такой ясности нет, то это иллюзорный разговор или мечтания (умствование)", - совершенно замечательный!


Но, мне кажется, что формулировка: "Что делать?" характерна для ОУ (по Вашей терминологии). Для СУ скорее будет правильным - "Как
сделать?".
С наилучшими пожеланиями и уважением,
Владимир

 

Здравствуйте, Владимир
"Что делать", подразумевает цель и подцели: Строить дом, копать яму,
выпускать такие-то ценные бумаги, реализовать бизнес план и т.д.
"Как делать", - есть путь достижение целей. Будущее всегда
многовариантно, т.е. путей достижения той
или иной цели может быть
множество, каждый член из этого множества может иметь разные вероятности
осуществления. И "Что" и "Как" может быть и у СУ, и у ОУ, в зависимости от той или иной ситуации. Это я Вам так, немного объясняю, для размышления.

А по существу Вашего понимания могу задать Вам один вопрос: Какое
отношение Ваше реплика имеет к существу того, что я сказал Максиму?
Подумайте и соотнесите Вашу "находку" к тому, что я сказал Максиму.

Второй вопрос касается степени Вашего знакомства с моими материалами:
Читали ли Вы мое введение и предисловие к КТУ в библиотеке ШСД

(
www.moroz.onego.ru)? Если не читали, то рекомендую прочесть.
Всего доброго.
В.А. Симонян

Я с Вами и не спорил. В прошлый раз я лишь хотел обратить Ваше внимание на небольшой нюанс, но Вы в Вашем ответе опустили (наверное, не случайно) букву С. Я лишь хотел подчеркнуть, что СУ это активная позиция, а ОУ - пассивная. Об этом и говорит наличие или отсутствие буквы С. Сравните: "Что Сделать?" "Как Сделать?" и "Что делать?" "Как делать?".

Ваши материалы я читаю, но медленно, т.к. они мало похожи на художественные тексты. Большого опыта ни в Бизнесе, ни в Управлении у меня нет, поэтому сказать что-либо по существу не могу. Единственно, что царапает глаз и режет ухо в Ваших и Юрия рассылках, это интонации некоторых "Гуру".

Думаю, что это либо ораторские или полемические приёмы. Вряд ли Вы и
Юрий - люди, которые считают, что "ИСТИНА лежит у них в кармане".
С наилучшими пожеланиями и уважением,
Владимир
.

Здравствуйте, Владимир
СУ определяет цели и осуществляет управляющие воздействия в процессе
управления. ОУ достигает, поставленные СУ цели под его управлением. И тот, и
другой активны, иначе управление в принципе невозможно. "Как сделать" и "что сделать" - вопросы о будущем, а без "С", как Вы говорите, - это вопросы настоящего времени. Домысливать и придумывать можно бесконечно, пока у человека не сложится целостный образ, при том в динамике, той или иной вещи или процесса.

Царапает не наше "Гуру", а собственное ЭГО. Если человек свободен от его
влияния, то и прямое его оскорбление ничуть его не царапает, так я думаю, да
и стараюсь по этому принципу жить.

У нас с Ю. Морозом есть что дать (практика наша это нам доказала абсолютно), а взять, - почти от нас не зависит, тем более, если кого-то
царапает. Кстати, в моих материалах и об этом есть. Для меня это проблема:
Рад бы дать, но почти некому взять.

Вы мне показали на некоторое обстоятельство в связи с моими словами,
которое с Вашей точки зрения имеет большее отклонение от истины, чем Ваше
собственное. Я с этим не согласился. Что в этом царапающего?! Или Вы хотели,
чтобы я согласился, в угоду каждому ЭГО, которое будет мне рекомендовать
всякое разное. Тогда я перестану быть самим собой, и никого, ничему научить
не смогу.

Истина у нас в кармане не лежит. Это мы знаем совершенно точно и много
раз во всеуслышание об этом говорили. Но у нас кое-что есть, чего нет у
подавляющего большинства людей. Именно это мы и хотим дать. А чтобы в этом
убедиться, выполните, пожалуйста, все эксперименты, которые я рекомендовал
провести моим читателям (об этом Вы можете подробно прочесть в моих
материалах в библиотеке сайта ШСД или в подготовительном курсе Ю. Мороза).
Если Вы эти эксперименты проведете, то на личном опыте убедитесь, что нам
есть что дать.

Подумайте и, пожалуйста, не спешите с определениями.
Всего доброго.
В.А. Симонян

Валерий Арцрунович!
Благодарю Вас за ответ.
У меня к Вам просьба: опубликуйте Вашу концепцию КТУ в сети или, если
это возможно, пришлите, пожалуйста, мне.

Я имею ввиду что-то вроде автореферата Вашей большой работы. Введение
в КТУ как-то не полно и не цельно. Думаю, что тем, кто хочет овладеть
КТУ, будет полезно перед началом учёбы увидеть Вашу теорию сжатую до
"кристалла", без примеров и разъяснений. Люди же платят Вам за
индивидуальный процесс обучения. Не так ли?

С наилучшими пожеланиями и уважением,
Владимир.

Здравствуйте и, пожалуйста.
Владимир, чем же мое введение и предисловие к КТУ "не полно и не цельно", а? Сформулируйте, пожалуйста, это несовершенство с позиций Вашего личного видения. Других же людей оставьте с Богом. Если люди не способны понять в результате чтения предисловия и введения в КТУ о чем идет речь, то "кристалл" им будет, как мертвому припарки. Кстати, а Вам-то полноты и цельности хватает, чтобы понять, о чем идет речь?

Если удастся сформулировать ущербность моей предварительной работы и это действительно будет весомо, то буду Вам премного благодарен. J Если нет, то прошу не утруждать себя своей заботой обо мне и о читателях, а тем более об
учениках.
Удачи.
В.А. Симонян

Это последнее мое письмо Владимиру, ответа пока нет. Может быть понял что человек, а может быть старается сформулировать неполноту и нецельность моего предисловия к КТУ. J Но скорее всего он просто обиделся, как и многие другие. L Однако я стараюсь до последнего шанса убеждать человека, что обида – это происки ЭГО, а раз так, то и не следует обижаться, зная его природу.

Маленькое задание для желающих испытать свое понимание КТУ: Определите, пожалуйста, номер респондентов, давших лучший и худший ответы. Ваше определение должно содержать и объяснение вашего выбора. Трудно, конечно, применять к этим ответам слово "лучший", но мы имеем то, что имеем.

Автора лучшего ответа ждет приз, о сути которого пока не скажу.

Желаю всем творческих успехов.


В.А. Симонян (corrector@karelia.ru)

В.А. Симонян
Последние новости ШСД:
http://www.moroz.onego.ru
На сайте Школы Своего Дела вы можете подписаться на другие наши рассылки:
  1. Рассылка "Новости Школы своего Дела" (economics.school.moroz)
  2. Представитель Школы своего Дела (ШСД) в регионе (job.search.moroz)
  3. МЕНЕДЖМЕНТ? Это очень ПРОСТО (fin.news.moroz)
  4. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КУРС ШСД (lit.book.news.moroz)

RB2 Network RB2 Network

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное