Рынок нефти лихорадит. Напомню, что 4 апреля нефть побила ценовые рекорды. В США она стоила дороже $58 за баррель, в Европе - $57. Но участники рынка почувствовали, что рынок перегрет, и нефть быстро пошла вниз. За 10 дней баррель потерял примерно $8, а потом спекулянты стали снова «смотреть вверх» (стр. 82). Аналогичные скачки демонстрируют и цены на другие ключевые сырьевые товары. Это, разумеется, не добавляет стабильности субъектам экономики: компаниям в большей степени и частным лицам - в меньшей. Высокая
волатильность рынка стала предметом внимания политиков даже тех стран, где никогда не подвергали сомнению всевластность принципа Laissez faire, согласно которому на все воля рынка. Западные чиновники теперь считают, что государствам, потребляющим много нефти, стоит пересмотреть структуру потребления энергоносителей, а экспортерам - поставлять необходимое рынку количество нефти. Налицо попытка почти что планового регулирования экономики. Между тем основная проблема и состоит в том, что нефтяные экспортеры
не в состоянии быстро увеличить добычу. Инвестиционный банк Goldman Sachs в пятницу подтвердил, что поднимает ожидание средней цены на нефть с $41,17 до $49,44. Первая причина состоит в том, что резервы увеличения добычи нефти членами ОПЕК крайне незначительны. Вторая причина (возможно, несколько надуманная) - российские риски. «Фактическая национализация «Юкоса» приведет к уменьшению поставок» - такой фразой аналитики Goldman Sachs поставили под сомнение эффективность государственного управления в нефтяном
бизнесе вообще и эффективность менеджеров «Роснефти», «рулящих» сейчас в «Юганскнефтегазе», в частности. Тот же авторитетный Goldman Sachs в начале апреля не исключал возможности роста нефтяных цен в ближайшие годы до $105. И это не фантастика. Ведь в исторической перспективе нефть стоит совсем не дорого. Еще во второй половине 70-х годов цена нефти иногда превышала $35. Но ведь доллар сегодня совсем не тот: небольшая, но ежегодная инфляция плюс девальвация относительно других валют обесценили его покупательную
способность. По грубым оценкам, более чем вдвое. То есть те $35 соответствуют нынешним $70, а то и больше. Поэтому цена в $50 за баррель скоро может оказаться самой нижней планкой на нефтяном графике. Между тем российское правительство продолжает оперировать совсем другими цифрами. Глава Минэкономразвития Герман Греф заявил, что, если цена на нефть будет составлять $33-34 за баррель, то шансы уложиться в 10-процентную инфляцию еще останутся. Тем самым министр подложил себе соломку, которая очень пригодится
через несколько месяцев, когда выяснится, что план по инфляции окончательно сорван (а это произойдет, если не оправдаются надежды ЦБ на летнюю дефляцию). Отмечу при этом, что задание по инфляции было немного иным - 8,5% и при его постановке было очень вероятно, что цены на нефть в 2005 году будут выше, чем в 2004-м. «Ф.» уже отмечал парадокс: российской экономике объективно очень выгодны высокие цены на нефть, но они не нужны чиновникам, у которых «горит» план по инфляции, за что их могут в один прекрасный
момент уволить. У независимых экономистов есть мнение, что чиновникам стоит прекратить уповать на дешевую нефть, а задуматься над тем, как исправить ситуацию, при которой дополнительные деньги, попадающие в экономику, либо тратятся на текущее потребление (что способствует инфляции), либо вывозятся из страны (что не способствует экономическому росту). Для этого надо как минимум создать прозрачные правила игры для бизнеса и просто соблюдать их.
ДОРОГИЕ ТОВАРИЩИ
Помнить только хорошее
АЛЕКСЕЙ ГОРДЕЕВ, министр сельского хозяйства, предложил запретить нефтяным компаниям повышать цены на производимые нефтепродукты самостоятельно. «Нефтяной сектор России необходимо признать естественной монополией, - заявил он. - Тогда его можно будет регулировать так, как правительство регулирует естественные монополии». Министр отметил, что нефтяной рынок страны поделен несколькими крупными компаниями. По его мнению, рост цен на нефтепродукты не должен превышать темпы инфляции. «Если в 1990 году за
1 тонну дизельного топлива можно было расплатиться, реализовав 0,5 тонны пшеницы, то в 2004 году - уже 4 тонны пшеницы», - сокрушается Алексей Гордеев. Главный аграрий страны винит нефтяников в бедах сельского хозяйства не в первый раз. Возможно, он просто подзабыл, что государство само установило систему взимания акцизов на нефтепродукты, которая выдавила с рынка торговцев бензином, не принадлежащих крупным нефтяным компаниям. Более того, память подводит министра настолько сильно, что государственное регулирование
цен уже не ассоциируется у него с понятиями «дефицит», «черный рынок» и прочими мерзостями. Если следовать логике Алексея Гордеева, то и экспорт нефти придется ограничить. Что же тогда с бюджетом будет? Идея закрутить еще одну гайку нефтяным воротилам была с энтузиазмом воспринята многими депутатами. Вообще складывается впечатление, что Алексей Гордеев выбрал не то поле для реализации своих творческих способностей. С такой модной нынче ностальгией о завоеваниях социализма ему самое место в Госдуме.
ГОСУДАРСТВО
Инструмент решения проблем
Антон КУЗИН
КЛИМАТ. «Правительство в последние месяцы показывает, что не намерено повторять истории с "Юкосом"», - заявлял 11 апреля с высоких лондонских трибун Российского экономического форума исполнительный директор ТНК-ВР по развитию газовых проектов Виктор Вексельберг. В это самое время «Интерфакс» передавал сообщение о новых налоговых претензиях к этой компании за 2001 год - на 22 млрд рублей против предварительных 4 млрд. В самой ФНС, правда, размер новых претензий не подтвердили. Но его подтвердили
в нефтяной компании. Сразу после выхода этой новости котировки акций российских компаний обвалились на 3-6%. Инвесторы явно были застигнуты врасплох. Ведь совсем недавно - 24 марта - они пережили бурю положительных эмоций, вызванных несколькими устными обещаниями и заявлениями президента. Самые важные из них - о сокращении срока давности по приватизационным сделкам с 10 до 3 лет и о «регламентации целого ряда налоговых процедур». Впечатляло и резюме о том, что «государство должно создать бизнесу предсказуемые
условия работы, оградить его от административного произвола и давления монополистов». И все же предъявление новых налоговых претензий одной из крупнейших нефтегазовых компаний нельзя назвать неожиданным. Просто инвесторам уж очень хотелось верить в лучшее, и они не обратили особого внимания на еще два заявления. Первое сделал Владимир Путин на той же встрече с бизнесменами: «В руках государства налоговое администрирование, налоговая служба должны быть эффективным инструментом решения государственных проблем».
Второе прозвучало из уст помощника президента Игоря Шувалова 29 марта: «Никто не хочет больше никакого «Юкоса». Но если это потребуется для того, чтобы заставить платить налоги, правительство пойдет на это». В первый раз это потребовалось для того, чтобы государство в лице «Газпрома» получило крупный нефтедобывающий актив, расплатившись за него налоговыми претензиями. А еще государству нужен контроль над Ковыктинским газоконденсатным месторождением, который сегодня находится в руках ТНК-ВР.