Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

FOREX: от азов к реальным счетам.

  Все выпуски  

FOREX: от азов к реальным счетам. Вып 13


FOREX:

от азов к реальным счетам

Главная     Начинающим о FOREX      Фундаментальный анализ    

Технический анализ     Ссылки    

Обзор дилинговых центров     Рекомендуемая литература    



Более 40 обновленных программ для тех.анализа

Выпуск 13.

АРХИВ ВЫПУСКОВ     


Вы можете быть свободным человеком. Вы можете жить и работать в любой точке мира. Вы мо жете освободить себя от рутины и ни перед кем не отчитываться.
Такова жизнь успешного игрока.
Многие стремятся к этому, но немногие достигают цели.



Уважа емые подписчики.
Многие из Вас спрашивают - с какой суммы начинать торги, как не прогор еть в первые же часы работы, какими принципами пользоваться и какие психологические техники применять для большего эффекта.
Хочу Вам посоветовать сайт
"Воспоминания биржевых трейдеров", где самые известные трейдеры современности раскрывают секреты эффективного трейдинга, д ают советы и просто делятся своими воспоминаниями .
Лучше, чем они, я не смог бы сказать.


Основные показатели развития макроэкономики

Сделаем важное, на наш взгляд, замечание. Любой макроэкономический показатель имеет свой оптимальный уровень. Если этот показатель достигает своего критического значения, то это плох о. Например, нулевой уровень безработицы, отсутствие инфляции, полная загрузка производстве нных мощностей оказывают такое же отрицательное влияние на экономику, как и высокий уровень безработицы, гиперинфляция и незагруженность производственных мощностей. Существование т еоретически оптимального уровня любою макроэкономического показателя определяется модел ью борьбы спроса и предложения. Кроме того, когда какой-либо показатель доходит до своих кри тических значений, экономика теряет пространство для маневра. Например, увеличить денежное предложение можно за счет понижения процентной ставки. Если она уже имеет нулевое значение, то мы будем лишены возможности осуществить это коррекционное воздействие. Даже если эта с тавка не равна нулю, то существует определенное критическое значение, после которого ее умен ьшение не оказывает никакого воздействия на экономику. Представьте себе двигатель машины, который все время работает на пределе своих возможностей. Долго ли он проработает? Однако иногда критические значения макроэкономических параметров некоторые страны могут, по крайн ей мере временно, нейтрализовать оригинальными экономическими решениями. Ярким примером такой ситуации является экономика Японии. В этой уникальной стране учетная ставка центрально го банка равна 0.5%, а инфляция имеет отрицательное значение, при этом японская экономика п ока прекрасно развивается.

Отметим еще одну особенность изменчивости и непостоянства рынка. Если темпы развития экон омики будут слишком быстрыми, то она может быстро прийти в ?перегретое? состояние, за кото рым последует спад, который обычно столь же стремителен, как и предшествующий подъем. Поэ тому задача государственного регулирования ? не только способствовать развитию экономики, но и регулировать скорость подъема. Равномерное развитие экономики может продлиться значи тельно дольше, чем стремительный рост, а уровень и скорость спада будут значительно меньше. К тому же при умеренном росте экономики амплитуда колебаний параметров около среднего (равновесного) состояния будут меньше, а, следовательно, их легче держать под контролем (см. рис. ).

Для большинства макроэкономических показателей важны не их абсолютные значения, а предска зуемость изменений и возможность контроля за этими показателями. Так, например, наиболее ст рашен не высокий уровень инфляции, а инфляция, которая вышла из-под контроля и не является прогнозируемой.

Кроме того, влияние на финансовый рынок публикуемых экономических показателен определяет ся, опять же, не их значением, а ожиданиями участников рынка. Так, если долгое время выходят прекрасные экономические показатели, то часть участников рынка могут решить, что экономика н аходится в отличном состоянии, а другие ? что она пребывает уже в ?перегретом? состоянии, эа которым неотвратим спад. Какое из мнений победит на рынке, определит время. Причем результ ат этой борьбы может никак не соотноситься с реальным экономическим состоянием страны. Из менение в ценах и особенно в курсах валют, произошедшее в результате такой борьбы, может не гативно сказаться на экономике страны. Поэтому тяжело сделать однозначный вывод о том, что является первопричиной подобной ситуации: действительно ?перегретое? состояние экономики, которое привело к спаду и победители на рынке правильно угадали это состояние; или же победа на рынке этих участников привела к изменению курса валют, которое, в свою очередь, негативно повлияло на экономику.

Рис. здесь: http://forextrading.h15.ru/113.htm


Для макроэкономического анализа наибольший интерес представляют не абсолютные значения т ех или иных показателей, а их изменение. Поэтому большинство показателей публикуются в проце нтах по отношению к предыдущему периоду. Обычно сравнение происходит с предыдущим месяц ем, кварталом, годом. И именно анализ направления и скорости изменения показателя, а также е го сравнение с изменениями в других показателях дают возможность прогнозировать развитие эк ономики той или иной страны.

Совокупный спрос и предложение

В отличие от равновесного состояния на частных рынках, определяемого спросом и предложени ем, равновесие в рамках экономики всей страны ? сбалансированность и согласованность всех частных рынков страны, что выражается в равновесном состоянии совокупного спроса и предло жения.

Совокупный спрос обычно представляется как спрос на валовой национальный продукт. Из ура внения Фишера можно получить, что:

Совокупный спрос = (М х V) / Р,


где М ? количество денег, находящихся в обращении, V? скорость обращения денег, Р ? урове нь цен. Таким образом, спрос тем выше, чем выше скорость обращения денег и денежная масса. Чем выше уровень цен ? инфляция, тем ниже величина спроса на ВНП. Совокупный спpoc завис ит также от давления импорта, ожиданий потребителей, налогово-инвестиционного климата, проц ентных ставок, государственных расходов и т.п.

Совокупное предложение ? это сам валовой национальный продукт. Наибольшее влияние на э то предложение оказывают издержки производства: наличие внутренних ресурсов и их цены, степ ень монополизации производства, цены на импортные ресурсы, налоги, производительность труда и т.п.

Валовой Национальный Продукт

Валовой национальный продукт ? это общий объем выпущенных товаров и оказанных услуг в р амках всей национальной экономики. Рост ВНП положительно характеризует состояние экономики и означает рост производства, приток инвестиций в экономику страны, рост экспорта и т.п. Увели чение инвестиций и экспорта приводит к повышенному спросу на валюту этой страны, поэтому ва люта дорожает. ?Перегретое? состояние экономики, которое возникает в результате чрезмерно го роста ВНП, ведет к повышению темпов инфляции. Для борьбы с последней требуется повысить процентные ставки, что также увеличит спрос на валюту и ее дальнейшее подорожание. Как и для всех макроэкономических показателей, существует оптимальный уровень ВНП. Этот уровень? т еоретическая абстракция, так как он зависит от множества факторов, в частности от национальн ых особенностей экономики страны. Реальный же объем ВНП показывает потенциал возможного движения экономики для достижения оптимального состояния,

? Если ВНП ниже оптимального уровня, то это говорит о слабости экономики и неполном использ овании доступных ресурсов, в первую очередь трудовых. Поэтому есть возможность уменьшить безработицу за счет снижения налогов, увеличения денежной и кредитной массы, роста государс твенных расходов.

? Если ВНП выше оптимального уровня, то существует ?сверхзанятость? и развитие инфляции ? ?перегретое? состояние экономики. Государственное регулирование в этом случае работает в о братном направлении: повышение налогов, сокращение денежной и кредитной массы, снижение г осударственных расходов.

В кейнсианской теории существует следующая формула:

ВНП = Потребление + Инвестиции + Государственные расходы + Экспорт - Импорт


Потребление ? потребительские расходы населения, т.е. то количество денег, которые потребит ели готовы потратить. Естественно, возможность тратить зависит от уровня доходов и от склонн ости населения к сбережениям. Доходы и расходы потребителей не всегда совпадают: при низких доходах происходит ?проедание? капитала, накопленного за предыдущий период, при высоких до ходах появляется возможность сбережений.

Инвестиции ? та часть доходов населения, которая направляется на инвестиции в экономику гос ударства. Кроме уровня доходов населения и склонности к сбережениям, это слагаемое ВНП зав исит от того, какая часть последних будет направлена на инвестиции. В идеале максимальное зна чение этого параметра в точности совпадает с суммой сбережений населения, когда все сбереж ения аккумулируются финансовыми учреждениями и затем инвестируются в экономику страны.

Государственные расходы ? включают расходную часть государственного бюджета. Их влияние на ВНП необходимо рассматривать с качественной, а не с количественной точки зрения. Действи тельно, размещение государственных заказов на предприятиях оказывает стимулирующее возде йствие на экономику, а увеличение государственных расходов за счет высокой оплаты раздутого чиновничьего аппарата ? это ?проедание? национального дохода.

Из формулы видно, что увеличение потребительских расходов, инвестиций, государственных рас ходов и экспорта приводит к росту ВНП. Увеличение инвестиций и государственных расходов обл адает мультипликативным влиянием на этот рост. Причем мультипликативный эффект сильнее, ч ем склонность к потреблению (тратам) выше склонности к сбережениям.

Отметим взаимосвязанность слагаемых указанной формулы. Например, увеличение государств енных расходов возможно за счет увеличения налогов, а это, в свою очередь, уменьшит траты по требителей. Таким образом, анализ роста или уменьшения ВНП требуется проводить с учетом мн огих взаимосвязанных показателей: безработица, доходы населения, инфляция, потребление роз ничных товаров и товаров длительного пользования, потребление услуг, дефицит бюджета, торго вый баланс и т.д.

В цивилизованных странах нормальным считается темп роста ВНП равный 2?5% в год. Прев ышение этой цифры ? большое достижение экономической политики правительства.

Торговый баланс и баланс текущих операций

Торговый баланс страны представляет собой разницу между экспортом и импортом товаров (б ез услуг). Эту информацию легко собрать и учесть при пересечении товарами границ государства. При положительном торговом балансе экспорт превышает импорт, и наоборот, при отрицательном торговом балансе импорт превышает экспорт. Развивающаяся экономика характеризуется обыч но положительным торговым балансом, так как за счет экспорта товаров страна может ускоренн ыми темпами развивать свою экономику. Однако отрицательный торговый баланс еще не позвол яет сделать однозначный вывод о слабости экономики, ибо такой баланс может быть обусловлен импортом инвестиционных товаров, что приведет к росту внутреннего производства. Если же он обусловлен падением спроса на неконкурентоспособные товары этой страны, то это, конечно, бу дет отрицательно характеризовать состояние экономики.

Экспорт как возможность увеличить ВНП и стимулировать рост экономики (см. формулу для В НП) позволяет увеличивать ВНП за счет экономики других стран. Успех экспорта зависит от конку рентной способности товаров и от доходов стран-покупателей. То есть должны быть желание и в озможность покупать экспортируемую продукцию. Заметим также, что стремление проводить экс портную экспансию при недостатке конкурентоспособных товаров может привести к импортному г олоду внутри страны. В этой ситуации правительство вынуждено будет ограничить импорт, и насе лению придется покупать неконкурентоспособную местную продукцию, тогда как лучшие товары с танут уходить на экспорт.

Увеличение экспорта приводит к повышению спроса на местную валюту и, следовательно, к ее уд орожанию. Действительно, экспортер, возвращая выручку от проданных за границей товаров, ну ждается в обмене зарубежной валюты на национальную.

Импорт, в отличие от экспорта, уменьшает ВНП, поскольку часть национального дохода приходит ся тратить на импортные товары, стимулируя развитие экономики другой страны. При этом увели чивается предложение национальной валюты, что приводит к ее удешевлению, так как импортеры вынуждены обменивать местную валюту на зарубежную.

Таким образом, экспорт помогает стимулировать развитие экономики, а импорт является сдержи вающим моментом. Дополнительный интерес представляет анализ торгового баланса между отд ельными странами. Так, большая часть дефицита торгового баланса США обусловлена отношен иями с Японией, а дефицит торгового баланса Великобритании определяется прежде всего ее от ношениями с Германией. Анализ таких данных позволяет точнее прогнозировать изменения как о сновных курсов валют, так и кросс-курсов.

Заметим, что если состояние ВНП ниже оптимального уровня, то положительный торговый баланс оказывает стимулирующий эффект на экономику. Если же состояние ВНП выше оптимального ур овня, то положительный торговый баланс может привести к усилению инфляции.

Кроме торгового баланса, интерес представляет и баланс услуг и некоммерческих платежей: торг овля услугами, туризм, оплата транспорта, страхование и т.д. Этот показатель труднее учесть, чем торговый баланс, но он может существенно дополнять и уточнять последний. Совместно с торгов ым балансом эти платежи учитываются в показателе баланса текущих операций (current account).

Анализ экспортно-импортных операций будет неполным без учета баланса движения капиталов и кредитов, который учитывает соотношение ввоза и вывоза капитала. В этом показателе учитыва ют: заграничные инвестиции в производство или ценные бумаги, государственные и частные зай мы, а также кредиты со сроком более одного года.

Уровень инфляции

Инфляция хорошо известна всем как рост цен на все товары и услуги. Экономистами этот рост о бъясняется как потеря равновесия между спросом и предложением и попытка найти новое полож ение равновесия при более высоких ценах. Таким образом, инфляция ? это проявление определ енного состояния экономики страны, а не причина этого состояния.

Часто выделяют три характеристики инфляции.

? Темп роста цен. 10% уровень инфляции считается предельным для умеренной инфляции, пре вышение этого уровня приводит обычно к галопирующей инфляции и далее к гиперинфляции.
? Степень расхождения темпов роста цен по различным группам товаров и услуг. При анализе и нфляции необходимо рассматривать, какие товарные группы вносят наибольший вклад в инфляц ию, что позволит спрогнозировать возможные пути ее развития.
? Ожидаемость, предсказуемость и регулируемость инфляции. Опасность инфляции заключается в большинстве случаев не в абсолютном значении, а в ее контролируемости. ?Хорошая? инфляция является стимулирующим фактором экономики. Поэтому на последнюю оказывает отрицательное влияние как высокий уровень инфляции, так и ее полное отсутствие.

Причиной инфляции, как полагают экономисты, является монополия в том или ином ее виде, кото рая нарушает свободу конкуренции и приводит к дисбалансу спроса и предложения. Причем встре чается как инфляция спроса, так и инфляция предложения. Первая возникает при полной занятос ти и загруженности ресурсов, когда повышенные доходы населения и предприятий растут, стимул ируя рост цен. Вторая обусловлена в первую очередь ростом производственных издержек в усло виях неполного использования ресурсов. Можно перечислить трех главных монополистов, котор ые вносят основной вклад в развитие инфляционных процессов.

? Государство ? как монополист по эмиссии (выпуску) денег и непроизводственных (социальных и военных) расходов. Оно может стимулировать развитие инфляции с помощью государственных заказов по повышенным ценам. При этом предприятия могут покупать дорогие материалы и обор удование, а также выплачивать высокую заработную плату, что будет способствовать повышению издержек производства и цен. Кроме прямой денежной эмиссии, государство может усилить инфл яцию с помощью понижения учетной ставки процента или увеличения государственного бюджета.
? Профсоюзы ? монополист, регулирующий режим работы и размер оплаты труда. Требования профсоюзов могут существенно помогать развитию инфляции. Действительно, повышение зараб отной платы, а значит, и покупательной способности населения приводят к увеличению спроса и ц ен. Причем повышение заработной платы часто создает спираль роста ?цены-зарплата?.
? Крупные фирмы ? монополисты, которые определяют цены товаров.

При инфляции реальные доходы населения, предприятий и государства уменьшаются, в то время как номинальные доходы растут. При этом происходит быстрое и значительное расслоение обще ства: те, у кого рост номинального дохода опережает инфляцию, богатеют, а те, у кого он отстает от нее, беднеют. Потому что в первом случае реальный доход увеличивается, а во втором ? уме ньшается. Необходимо подчеркнуть, что сильная экономика характеризуется растущим благосост оянием населения, что посредством возрастающей покупательной способности последнего стиму лирует производство. При инфляции же беднейшая часть населения быстро увеличивается. Кроме того, номинальное повышение доходов переводит часть населения в более высокую группу нало гообложения, что также уменьшает их реальный доход.

В условиях инфляции невыгодно давать кредиты и возвращать долги, поскольку стоимость денег падает со временем и возврат кредита происходит более дешевыми деньгами. Выигрывает и гос ударство, так как оно получает возможность покрывать свой внутренний долг обесцененными де ньгами. Но вместе с тем государство тоже несет потери, ибо пока налоги доходят до бюджета они обесцениваются. Аналогично при инфляции теряется привлекательность средне- и долгосрочных инвестиции, потому что требуется высокая степень окупаемости, которая может перекрыть инфл яционное обесценивание вложенных средств.

В условиях инфляции население и предприятия стараются как можно быстрее реализовать свои деньги в материальные запасы. Это приводит к недостатку денег у населения и предприятий, а та кже увеличивает спрос на материалы, что, в свою очередь, усиливает инфляцию. При этом умен ьшается привлекательность сбережении, а следовательно, сокращаются денежные ресурсы.

Все эти негативные процессы относятся, конечно, к высокой и неконтролируемой инфляции, пр иводя к сворачиванию производства и ослаблению экономики. При нормальном уровне инфляция оказывает стимулирующее влияние на экономику.

В силу консервативности и инертности психологии человека инфляционные ожидания и противои нфляционные меры, предпринимаемые населением и бизнесом, имеют значительную инерцию, о ставаясь актуальными даже при существенном снижении реальной инфляции. Поэтому необходи мо в своих анализах и прогнозах учитывать эту инертность инфляции.

Следует также помнить о взаимообратном влиянии уровня безработицы и инфляции. При росте з анятости растут зарплата и цены, а при усилении инфляции увеличивается безработица. Поэтому при попытках бороться с последней государство идет на риск повышения инфляции. И наоборот, борьба с ней может привести к росту безработицы. Полагают, что для понижения инфляции на 1% надо пожертвовать 2% безработицы, что уменьшит ВНП на 4%.

Для измерения инфляции обычно используют три индекса ? дефлятор ВНП, индекс оптовых и ин декс потребительских цен. Применение сразу трех индексов позволяет подробнее рассмотреть в нутреннюю структуру инфляции.

Уровень безработицы и заработная плата

Рабочая сила ? основной ресурс производства, а заработная плата ? основная часть издержек последнего. Поэтому такое большое внимание уделяется проблемам занятости. При развивающе йся экономике открываются новые рабочие места, и безработица падает, при этом растут доходы населения, что помогает усиливаться инфляции. Наоборот, в кризисные периоды производство с ворачивается, при этом происходит сокращение рабочих мест.

Существуют разные виды безработицы:
? фрикционная ? обусловлена временной безработицей из-за смены работниками места работы;
? структурная ? определена необходимостью переквалификации работников вследствие научно -технического прогресса;
? циклическая ? связана с подъемами и спадами развития экономики;
? скрытая ? возникает за счет сезонных работ;
? застойная ? создастся люмпенскими слоями, не желающими работать.

Очевидно, что полная занятость не может быть достигнута даже теоретически. Поэтому говорят об эффективной занятости, или об оптимальном уровне безработицы.

Для развитых стран считается нормальным уровень безработицы в 6%, хотя специфичность эко номического развития разных государств не позволяет точно говорить об оптимальных значениях любых макроэкономических показателей. При анализе безработицы необходимо уделять вниман ие не абсолютному значению этого показателя экономики, а скорости его роста или уменьшения.

Процент

Большой интерес для анализа представляет ставка процента, или учетная ставка, которая устана вливается центральным банком. Эта ставка является одним из главных способов регулирования денежного предложения и показывает, под какой процент могут получить наиболее крупные ком мерческие банки кредит у центрального банка. Естественно, что уровень процентов по депозитно -кредитным операциям коммерческих банков с населением и предпринимателями определяется уровнем учетной ставки.

Следует различать номинальный процент и реальный.
Номинальный процент = Реальный процент + Инфляция

В качестве макроэкономического показателя публикуется только номинальный процент, хотя наи больший интерес представляет реальный процент. Последний выражает стоимость денег. Более высокий реальный процент свидетельствует о привлекательности вложения денег в ту или иную в алюту, так как при этом будет получен более высокий доход.

Существуют стандартные схемы анализа изменений в учетной ставке.
? При повышении учетной ставки пропадает интерес к кредитам, поэтому уменьшается денежная масса и сокращается инвестиционный процесс, при этом сокращается производство, растет безр аботица и уменьшается инфляция.
? При понижении учетной ставки растут кредитная и денежная массы, следовательно, возрастает инвестиционный интерес, развивается производство, открываются новые рабочие места, при эт ом уменьшается безработица и растет инфляция.

Повышение номинальной процентной ставки не всегда соответствует повышению реальной став ки, поэтому необходимо внимательно относиться к анализу этого показателя, учитывая его внутр еннюю структуру.
Заметим, что низкая процентная ставка слабо чувствительна к дальнейшим уменьшениям. То ест ь, начиная с определенного уровня, дальнейшее понижение учетной ставки не оказывает значите льного влияния на денежную массу.

Повторим еще раз, что реакция валютного рынка на повышение или понижение процентной ставки зависит от рефлексивной оценки участников этого рынка. Каждый может по-разному оценивать те или иные изменения в учетной ставке, поэтому реакция рынка зависит от соотношения силы разн ых мнений.

Кроме учетной ставки, также встречаются ломбардные проценты и проценты по соглашению о в ыкупе ценных бумаг (Repo ? repurchase agreements), которые тоже оказывают влияние на денеж ную массу, но обладают меньшей силой воздействия.

Денежная политика и денежное предложение

Денежная политика рассматривается как более цивилизованный способ регулирования экономики опосредованными воздействиями. Тем самым государственное регулирование становится менее заметным и резким, что уменьшает риск негативного влияния государства на экономику страны.

За проведение монетарной политики отвечает центральный банк страны.

Регулирование денежной массы происходит за счет стимулирования спроса или предложения. Сп рос на деньги формируется из денег как средства обращения ? для совершения текущих сделок и как средства сохранения стоимости Спрос на деньги как средство обращения определяется уров нем ВНП, а спрос на деньги как средство сохранения ? ставкой процента. Видно, что непосредс твенно воздействовать на уровень ВНП центральный банк не может, а стимулировать спрос на д еньги как средство сохранения может. При этом чем выше ставка процента, тем выше спрос. Кон ечно, на самом деле имеет значение реальный процент, а не номинальный.

При увеличении денежного предложения возникает кратковременный избыток денег. Население и предприниматели стремятся уменьшить количество своих денежных запасов, вкладывая деньги в другие финансовые активы ? акции, облигации или просто помещая их в банк. Спрос на эти акти вы растет, цены увеличиваются, доходность падает, и снова восстанавливается равновесие. При увеличении спроса на деньги вследствие роста ВНП деньги вынимаются из активов, понижая их ц ену и увеличивая доходность.

Главный теоретик монетаризма М. Фридман предполагал, что оптимальное значение ? стабильн ый рост денежной массы на 3?5% в год. В случае более быстрого ее роста будет происходить р аскручивание инфляции, в случае более медленного будет падать темп прироста ВНП.

Для правильного регулирования денежной массы большое значение имеют макроэкономические показатели денежных агрегатов, которые измеряют ее количество в обращении и являются глав ными индикаторами текущего состояния.

? M1 ? наличные деньги, счета до востребования, чековые вклады, дорожные чеки. То есть в э тот денежный агрегат входят самые ликвидные деньги. Данный показатель обладает наибольшим инфляционным воздействием.
? М2 ? включает M1, срочные вклады небольших размеров (до $100 000) и другие легко ликвид ные сбережения, например соглашения о выкупе цснных бумаг (Rеpo).
? МЗ ? включает М2 и срочные вклады крупных размеров.

Кроме того, в Англии используют показатель М0 вместо M1, a также иногда и более редкие пока затели М4 и L как расширение М3 за счет остальных возможных финансовых активов.

Перед принятием решения о понижении или повышении учетной ставки центральные банки вни мательно анализируют эти денежные агрегаты. Например, Buba (Центральный банк Германии) в сегда дожидается выхода очередных данных по М3.

Более сложный и тонкий анализ состояния денежной массы и скорости ее увеличения проводится при сопоставлении разных агрегатов. Например, большой информативностью обладают анализ и сравнение скорости роста M1 и М3. Такой анализ позволяет определить основной источник увели чения денежной массы: наиболее ликвидные активы или менее ликвидные.

Бюджетная политика и внутренний долг

Бюджетный дефицит ? превышение расходов бюджета над доходами.

Существуют разные причины, которые могут влиять на возникновение бюджетного дефицита, нап ример:
? спад производства, вследствие чего уменьшаются поступления от налогов, которые являются основой для доходной части бюджета;
? военное финансирование и большие социальные программы, которые увеличивают дефицит бюджета за счет расширения расходной части.

Покрытие бюджетного дефицита происходит обычно тремя традиционными способами: использо вание государственных займов, ужесточение налогообложения и эмиссия денег.

Очевидно, что дефицит бюджета ? отрицательная характеристика, хотя его бездефицитность е ще не означает хорошего состояния экономики.

Попытка государства поддерживать сбалансированный бюджет, когда расходы в точности равны доходам, приводит к большим сложностям. Например, если увеличивается безработица, то умен ьшаются налоговые поступления. Чтобы в этой ситуации сбалансировать бюджет, мы должны по высить налоги и снизить государственные расходы, что только уменьшит совокупный спрос, поэт ому рост ВНП еще больше замедлится и увеличится безработица. Или, если растет инфляция, то рост денежных доходов увеличивает налоговые поступления, для сбалансирования доходов и ра сходов бюджета мы должны снизить ставки налогов или увеличить государственные расходы, что будет только стимулировать инфляцию. Таким обратом, непрерывно поддерживать сбалансиров анный бюджет практически невозможно.

Второй подход к регулированию государственного бюджета исходит из необходимости балансиро вать последний за определенный длительный промежуток времени, а не за каждый год. Действит ельно, при экономическом спаде мы снижаем налоги и увеличиваем государственные расходы, э то создает дефицит бюджета. Последующий подъем экономики позволяет повысить налоги и сок ратить государственные расходы, что дает возможность компенсировать дефицит предыдущего периода. То есть мы пытаемся циклически осуществлять колебания около равновесной точки. Сл ожность этого подхода состоит в том, что весьма трудно точно уравнять положительные и отрица тельные отклонения бюджета.

Третий подход принципиально отличается от первых двух и заключается в том, что цель фискаль ной политики состоит в обеспечении сбалансированности экономики, а не бюджета. При этом:
? по мере экономического роста налоговые поступления возрастают, что автоматически привод ит к ликвидации дефицита бюджета;
? правительство обладает достаточными правами и безграничными возможностями финансиро вать бюджетный дефицит;
? внутренний государственный долг для сильной экономики не очень обременителен.

При таком подходе нужно отдавать себе отчет, что даже для процветающей экономики существует критический уровень бюджетного дефицита, при котором данная схема перестает работать.

Государственный долг ? сумма накопленных за определенный период времени бюджетных деф ицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Этот долг может б ыть внешний и внутренний.

Внешний долг ? долг иностранным государствам и организациям. Обычно зарубежный кредитор ставит определенные и жесткие условия при выдаче кредита, а в счет его погашения требуется о тдавать ценные товары и услуги. Это наиболее обременительный долг для экономики страны. Кр оме того, он снижает международный авторитет государства.

Внутренний долг ? долг государства своему населению. Он приводит к перераспределению дохо дов внутри страны, так как наибольшее количество государственных обязательств сосредоточено в руках наиболее состоятельной части населения, а погашаются эти обязательства за счет всего населения. Этот долг, как правило, можно компенсировать только повышением налогов, что сниж ает экономические стимулы развития производства. Психологически внутренний долг усиливает н еуверенность населения в завтрашнем дне.

Способы государственного регулирования

Современные методы государственного регулирования основаны на мягких способах воздейств ия на экономику. В сферу такого регулирования входят: создание правовой базы предпринимате льства, антимонопольное регулирование, проведение фискальной и денежной политики, регулиро вание внешнеэкономической деятельности и т.п. Степень влияния государства на экономику мож ет сильно различаться: от командной экономики до полностью либерализованной. Мы будем рас сматривать только цивилизованные методы экономического регулирования.

В цивилизованных странах непосредственным регулированием экономики занимаются две незав исимые и не подчиняющиеся друг другу организации:
? Министерство финансов ? определяет фискальную, или бюджетную, политику. Фискальная пол итика состоит в составлении государственного бюджета и контроле за его выполнением, а также регулировании доходной части бюджета за счет налогообложения.
? Центральный банк ? определяет монетарную, или денежную, политику. Эта политика заключае тся в операциях банка на открытом рынке ценных бумаг, проведении политики учетной ставки и и зменении нормы банковских резервов.

Наиболее мягким и безопасным методом регулирования экономики считается денежная политика, которую мы рассмотрим подробнее.

При массивных продажах ценных бумаг на вторичном рынке центральный банк увеличивает пред ложение этих финансовых инструментов и, тем самым, понижает их цену и увеличивает их доходн ость. Повышение доходности усиливает их привлекательность для покупателей и позволяет умен ьшить денежную массу в обращении, так как банки и население начинают активно скупать ценные бумаги. При массивных скупках последних бумаг центральный банк увеличивает спрос на них, поэ тому их цена растет, а доходность падает, что приводит к увеличению денежного предложения, по скольку эти бумаги активно продаются.

Учетная ставка, которую устанавливает центральный банк для предоставления кредита наиболее крупным коммерческим банкам, уже рассматривалась нами. Уменьшение ее увеличивает как при влекательность получения кредита, так и денежную массу с учетом мультипликативного эффекта. Увеличение учетной ставки вызывает потерю интереса к кредитам и уменьшает денежную массу.

Центральный банк может совмещать обе операции с ценными бумагами и учетной ставкой, усили вая желаемый эффект: продавая бумаги и увеличивая процент или покупая бумаги и снижая проц ент.

Повышение банковской нормы резервов приводит к мультипликативному сокращению денежной массы, и наоборот. Но эта мера сейчас рассматривается как очень сильная, способная негативно повлиять на всю банковскую систему.





Обучающие материалы для начинающего трейдера

Олег Рудновский
fx3@list.ru


В избранное