Все о трудовом праве Защищать себя надо уметь. Вып.1
Гнев есть
кратковременное безумие (с) Гораций
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Все чаще я получаю вопросы о том, как вести себя в
конфликтной ситуации с работодателем. Продолжать войну за свои права или лучше
уволиться по собственному желанию, если на тебя наезжает администрация и
грозит, что твое увольнение неизбежно рано или поздно.
Как правило, у авторов этих писем конфликт уже в разгаре,
только в разной стадии – кто-то уже обратился в суд после написания на расчет,
но, спохватившись и понимая, что допустил ошибку своим увольнением,
пытается доказать принуждение к увольнению по собственному желанию, кто-то
пытается «поднять» народ на борьбу с нарушениями трудовых прав, кто-то
занимается разъяснительной работой среди своих сослуживцев, показывая им
незаконные механизмы действия работодателя, кто-то борется только сам за себя.
Всех их объединяет одно – они задают вопрос «Что делать?»
уже после того, как конфликт налицо. Некоторые из этих людей находятся на
больничном или даже на стационарном лечении.
Стресс подрывает психическое и физическое здоровье человека
настолько, что ему уже приходится думать, в первую очередь, о восстановлении
своих жизненных сил, а негативная, неразрешенная ситуация на работе все время
гонит мысли по одному и тому же кругу – «А чем теперь все это кончится?» и продолжает
питать болезнь.
Это и понятно, ведь, чтобы ушли симптомы болезни,
необходимо удалить ее причину. Пока человек не перестанет нервничать, о
здоровье можно забыть.
Я не психолог, но, наблюдая, какими плачевными результатами зачастую заканчивается поведение людей в
конфликтных ситуациях на работе , да и не только на работе и, получая письма с вопросами, как поступить правильно, хочу поделиться
своими мыслями, какие шаги стоит предпринять, чтобы как можно более
обезопасить себя от возможных неприятностей и поступков, после которых,
возможно, придется кусать локти или даже свалиться больным.
Так что же делать?
Сначала необходимо произвести основательную ревизию
своих жизненных ценностей и ответить себе на вопрос – что для вас лично
является приоритетом? Что вы считаете самым важным в жизни, без чего она вам
кажется невозможной?
"В этом смысле ценности бывают двух типов: цели и
средства. Если я спрошу вас: "Что вы цените больше вceгo?", вы можете
ответить: "Любовь, семью, деньги..." Из этих трех "любовь"
для вас является целевой ценностью, к которой. вы стремитесь, другими словами,
желаемым эмоциональным состоянием. "Семья" же и "деньги"—
это просто средства, то есть они являются лишь способом, с помощью которого вы
приводите в действие то эмоциональное состояние, которого действительно желаете
достичь…" (с)
Э.Роббинс «Разбуди в себе исполина».
Для кого-то это окажется благополучие семьи и
близких, для кого-то деньги, дающие возможность приобретать все, что можно на
них купить, для кого-то – самореализация, слава или власть над другими, а
для кого-то борьба с идейным противником за торжество своих идеалов…
У каждого из нас может быть свой список и свои
приоритеты в тот или иной период времени.
В списке основных жизненных ценностей, на первом
месте, как правило, стоит здоровье. И это верно. Когда человек болен, чаще
всего, его уже мало что интересует в жизни, потому что нет уже сил ни на
стремление к чему-то, ни на достижение своих целей, все его мысли направлены на
то, чтобы выздороветь.
И если конфликт с работодателем в итоге доведет вас до
инсульта и инвалидности, даже если вы выиграете суд, кто в итоге проиграет?
Прежде всего, собираясь вступать с работодателем в борьбу
за свои нарушенные права, подумайте, а может быть, есть способы решить
его без конфликта, путем договоренностей?
Отбросьте эмоции, включите интеллект. Избавьтесь от
демонстративных, агрессивных действий, не бросайтесь в драку, очертя голову,
никогда не переходите на личные оскорбления и оценки противника.
Проанализируйте обстановку, сложившуюся в вашем коллективе,
– есть ли среди него ваши единомышленники, готовые выступить вместе с вами в
открытой борьбе, вплоть до защиты вас в случае судебного разбирательства?
Были ли подобные конфликтные ситуации в вашем коллективе
раньше, к чему в итоге привело поведение работников в них? Каким был его
результат? Дал ли он какие-то позитивные плоды - для вас лично и других работников?
Трезво оцените свои собственные силы. Готовы ли лично
вы к дальнейшей жесткой борьбе? (а она будет однозначно жесткой)
Что лично вы хотите получить от работодателя в сложившейся ситуации?
Какие приемы и способы, на ваш взгляд, смогут помочь достичь вам
положительного результата, без нанесения себе ущерба?
От ответа на эти вопросы зависит многое. Они помогут вам выработать
правильную стратегию и тактику поведения до того, как конфликт уже разгорится и
принесет вам возможные негативные последствия.
Защищать себя ведь тоже нужно уметь. Это целое
искусство. Давайте учиться вместе. Я постараюсь подыскивать материал и литературу, которая может быть полезна, подскажет, как сформировать правильные навыки поведении в конфликтной ситуации, научит добиваться побед без возможных тяжелых последствий.
Если кто-то из вас знает или встретит интересный материал по теме, поделитесь, пожалуйста, ссылкой. Я думаю, вам будет благодарен каждый.