Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Что нужно уметь для успешного создания бизнеса? Принимать стратегические решения. А стратегия основывается на умении прогнозировать.


Системный подход в бизнесе. Решение проблем.

Профессионализм - это постоянное движение вперед
и стабильная предсказуемость результата.

Десятый выпуск

Приветствую, друзья!

Всем вновь подписавшимся рекомендую почитать архив рассылки.

К сожалению, в последнее время времени на ведение рассылки практически не остается :(. Необходимость практиковаться заставляет делать достаточно много телодвижений, а поскольку опыта пока маловато, то многие из них еще далеки от намеченного результата. :)

Мы затронули очень важную и интересную тему, имеющую прямое отношение к анализу, а именно сбор сведений. Поскольку, именно на основе полученных сведений принимаются решения, к этому вопросу нужно отнестись достаточно серьезно.

Как отмечалось, сведения могут быть оперативного, тактического и стратегического порядка. В зависимости от этого, приходится принимать оперативные, тактические или стратегические решения. Соответственно, от порядка зависит, насколько сильно на конечный результат будет воздействовать то или иное решение. Очевидно, что ошибка в стратегическом решении может привести к весьма плачевным результатам, в отличии от ошибок в оперативных решениях, которые в большинстве случаев не критичны.

Понятно, что в первую очередь приходится принимать стратегическое решение. Почти всегда - это выбор направления движения. Тактическое решение - это выбор оптимального пути в определенном направлении. Оперативные решения уже связаны непосредственно с самим движением по выбранному пути. В зависимости от решения определяются и цели. Результаты принятых решений также проявляются по-разному: оперативно-тактические - в ближайшее время, стратегические - в будущем.

Каждой цели соответствуют различные потребности в сведениях, и используются различные источники. Воспользуемся примерами из книги А. Доронина, где он рассматривает методику анализа сведений для управления предприятием.

На стратегическом уровне используются сведения о глобальных процессах в экономике, политике, технологии и т.п., которые могут оказать какое-либо влияние на развитие предприятия. Цель стратегического уровня принятия решения (создание нового производства, выпуск инновационного продукта, оказание новой услуги) заключается в определении направления дальнейшего развития предприятия. Эти решения определяют потребность сориентироваться на рынке и проанализировать перспективы его развития, разглядеть еще на заполненные конкурентами ниши.

Далее, Доронин указывает на тот факт, что в нашей стране руководители предприятий стратегии уделяют очень мало времени (до 96% времени тратится на "текучку"), при том, что именно стратегическое управление позволяет строить прогноз и определяет, что будет с организацией в будущем. Это говорит о том, что отечественный бизнес (особенно малый и средний) еще очень далек от "взрослого" состояния. Как ни печально это осознавать, но наш бизнес все еще "играется в песочнице", рассчитывая на сиюминутные прибыли и пренебрежительно мало времени уделяя прогнозированию ситуации.

Серьезный бизнес рассчитан на долгие годы, и то, к чему предприятие подойдет в своем развитии через 5-10 лет, необходимо не только планировать, но и скрупулезно просчитывать заранее. Для этого необходимо обладать стратегически важной информацией.

На оперативно-тактическом уровне используются сведения, необходимые для принятия обоснованных решений по текущим проблемам предприятия. Цель - зная направление дальнейшего развития, выбрать оптимальный путь его достижения и минимизировать затраты на движение по этому пути.

Теперь пробуем провести небольшой анализ. Из всего сказанного выше, становится ясно, что при создании бизнеса основное внимание необходимо уделить СТРАТЕГИИ! В этом и заключается главная роль создателя бизнеса. Основная системная ошибка, которую допускает большинство начинающих предпринимателей в том, что не определив стратегию, они сразу переходят к оперативным действиям. Ведь очевидно, что без тщательной проработки направления деятельности, анализа рынка, исследования среды и т.п. предприятие обречено на неудачу. Уже прошли те времена, когда можно было выскочить "на шару". Конечно, вариант выигрыша по типу казино всегда остается. Но статистика неумолима, лишь несколько процентов вновь создаваемых предприятий выживают через несколько лет работы.

Не разработав стратегию, нет смысла регистрировать фирму, искать и снимать офис, набирать сотрудников. Это не работа создателя бизнеса, это работа менеджера. Работа создателя - думать и анализировать.

Из своего опыта могу сказать, без соответствующих навыков определения стратегии, без умения анализировать и прогнозировать в бизнес соваться бессмысленно. А навыки нужно нарабатывать, и лучше всего, учась у тех, кто это делать уже умеет. Могу точно сказать, что этому не научат в университете.

Один из вариантов - это младшее партнерство с состоявшимся предпринимателем. Правда, для этого уже нужно принять решение. И именно стратегическое. Что оно тебе надо :) Ну и желание, пройти начало пути (которое весьма тернисто :) ), найти человека, который согласится вас обучать. Его ведь еще надо убедить, что именно с тобой стоит иметь дело. Сразу могу сказать, бесполезно пытаться просто устраиваться на работу. К наемному работнику всегда будет соответствующее отношение. Нужно предложить нечто большее, готовность отдавать больше, чем просто работа за зарплату. И результатом может стать то, что в будущем принесет гораздо большую прибыль - отношение.

Продолжим в следующем выпуске.

Жду Ваших писем с комментариями и замечаниями.

Максим Никитин,
ss@vcom.ru

 

Новости сайта : "Развертывающееся значение"
Очень интересный материал, представляющий собой запись бесед с нобелевским лауреатом Д. Бомом. Не самое простое чтение, но очень полезное. Полезное для понимания сути мышления и способов его организации.

Системные решения

В избранное