Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Что нужно нужно для принятия решения? Когда руководитель заявляет, что для принятия решения необходимо осмыслить огромное количество информации, то он совершает огромную понятийную ошибку, смешивая термины "данные" и "информация". На самом деле у него много данных, а информации как раз недостаточно.


Системный подход в бизнесе. Решение проблем.

Профессионализм - это постоянное движение вперед
и стабильная предсказуемость результата.

Девятый выпуск

Приветствую, друзья!

Всем вновь подписавшимся рекомендую почитать архив рассылки.

Озадачившись вопросом сбора данных из открытых источников и покопавшись в Интернете, нашел много лестных отзывов на книгу А.И. Доронина "Бизнес разведка". Издана она не так давно и в сводном доступе в полном виде я ее не нашел. Поэтому сходил в ближайший книжный магазин и купил последнее издание. Книга меня не разочаровала. Сразу видно, что она написана профессионалом и мастером своего дела. Вопрос сбора данных в книге раскрыт достаточно понятно и подробно, хотя она и ориентирована по большей части на людей, специализирующихся на экономической разведке, для меня, как новичка в данном вопросе, также все было понятно.

По видимому, это еще одно качество настоящего профессионала - умение просто и понятно изложить свои знания так, чтобы это было понятно любому человеку.

Рекомендую всем прочитать эту книгу, она будет полезна любому начинающему аналитику или предпринимателю.

В ближайших выпусках попробуем подробно разобраться в вопросе сбора и обработки данных, одном из главных в деятельности системного аналитика.

Как всегда, начнем с понятий. Для начала нам нужно определиться, что такое данные, что такое информация, и какая между ними разница, а также, что такое знания.

Как указано у меня в словаре,

данные - набор дифференцирующих признаков (измерений) и их значений в потоке,

информация - свойство системы отражать свои структурные изменения (выделенная субъектом неоднородность),

знания - вербализированные, субъективно выделенные отношения между явлениями, предметами и процессами

Как видно, разница между понятиями данные и информация значительная, хотя в нашем обывательском представлении эти понятия смешивают и зачастую для большинства нет никакой разницы между информацией и данными. Информацией принято называть все подряд.

На тот же самый факт указывает и Доронин в введении к своей книге, хотя и его понимании есть некоторая неопределенность. Подойдем к этим понятиям системно.

Человек - это сложная система, некий черный ящик. На входе у нас стоят рецепторы, с помощью которых мы выделяем в окружающей нас среде (а среда - это огромный поток) наборы признаков (свет, звук и т.д.), значения которых и являются для нас входными данными. Под влиянием этих данных внутри черного ящика проходят процессы, приводящие к некоторым структурным изменениям в самой системе, проще говоря, у человека в организме, в том числе и в голове :). Возможность определять внутри самого себя данные изменения и приводит к появлению информации.

Данные, сами по себе ничего не значат и не несут никакой смысловой нагрузки. Все, что нас окружает, все, что мы видим, слышим и чувствуем, по сути и есть данные. Информацией они становятся только после внесенных под их влиянием изменений внутри системы. Только обработка данных человеком приводит к появлению информации. Информация субъективна, разные люди из одних и тех же данных извлекают различную информацию.

Когда информация вербализуется, т.е. может быть выражена в символах, словах, она превращается в знания. При принятии решений мы руководствуемся информацией и знаниями, а не просто данными. Для себя можно определить это так: все что снаружи, это данные, что внутри - уже информация. То, что мы выдаем как информацию, для другого субъекта является просто данными. Для него эти данные могут стать информацией лишь в процессе сопряжения - общения, переговоров.

Работа аналитика - реструктуризация данных, получение информации, а также представление ее в таком виде, чтобы реструктурированные данные стали информацией для других.

Будем для простоты понимания называть кем-то обработанные данные, сведениями, которые мы получаем и превращаем в информацию для себя. Посмотрим, какими характеристиками обладает сведения (по Доронину).

Качественные характеристики:

Достоверность (корректность) - мера приближения сведений к первоисточнику или точность передачи. Чем больше преобразователей стоит на пути от источника, тем больше вносится искажений. Предложения, передаваемые через третьих лиц в устной форме могут мало соответствовать действительности.

Объективность - мера отражения реальности. Здесь можно отметить, что как я и говорил, информация всегда субъективна. Поэтому и сам Доронин указывает, что в любом деле правд может быть великое множество, и вскрытая одна из них зачастую не является истиной в последней инстанции.

Наряду с объективностью сведения должны быть однозначными, что также не означает, что они являются пригодными для окончательных выводов и решений, т.к. сама объективность - многозначна. :)

На практике для оценки качества полученных сведений применяются более простые и удобные характеристики. В первую очередь они касаются источников и каналов получения информации.

Достоверность источника - степень приближения источника к месту зарождения сведений. При этом абсолютно достоверных сведений от других людей ("информированных" источников) не бывает. Для этого необходимо, чтобы мнение источника было отделено от имеющихся у него фактов, кроме того, источник может иметь в своем распоряжении только те данные, доступ к которым он имеет. Также он может просто заблуждаться, либо быть обманутым третьей стороной.

Порядок - в зависимости от количества передаточных звеньев между первоисточником и получателем порядок изменяется от высшего до более низких. По мере увеличения порядка падает достоверность.

Отсюда, кстати, можно сделать вывод, что сведения, полученные из телевизора довольно низкого качества, т.к. и достоверность довольно низка (даже сведения в новостях), да и порядок информации явно не высок.

Количественные характеристики:

Полнота - отражает исчерпывающий характер соответствия полученных сведений целям их получения. От полноты очень сильно зависит возможность применения сведений в практическом плане.

Релевантность - степень приближения сведений к существу вопроса или степень соответствия сведений поставленной задаче. Достаточно важная характеристика, поскольку отражает долю нужных сведений в общем объеме полученных.

Ценностные характеристики:

Стоимость - затраты на получение, фиксацию на различных видах носителей, сбор, аналитическую обработку и хранение, а также на передачу конечному потребителю.

При этом, как и для любого товара, цена на информацию может значительно превышать ее стоимость, поскольку здесь уже играют роль сложившаяся ситуация на рынке, потребительские свойства, эксклюзивность и т.п.

Актуальность (своевременность) - важность сведений в пределах того промежутка времени, когда они полезны для принятия решения. Актуальность предполагает поступление сведений в тот момент, когда она еще может оказать влияние на конечный итог принимаемого решения. Несвоевременность поступления сведений приводит к снижению ее ценности и достоверности, т.к. на момент принятия на их основе корректирующих действий она в какой-то момент устаревает.

Какими бы актуальными и достоверными не были сведения на текущий момент, со временем они теряют свою ценность, поэтому их необходимо периодически перепроверять и актуализировать.

Сведения могут быть оперативного, тактического и стратегического порядка. Оперативные сведения теряют ценность примерно по 10% в день. Тактические сведения теряют по 10% в месяц. Сведения стратегического характера обесцениваются по 15% в год.

Так что, стратегические сведения всегда самые ценные. Именно на них основываются при принятии стратегических решений. Не будем забывать и про известную фразу: "Кто владеет информацией, владеет миром" :)

В следующих выпусках поподробнее рассмотрим методики сбора и анализа сведений.

Жду Ваших писем с комментариями и замечаниями.

Максим Никитин,
ss@vcom.ru

 

Новости сайта : "Процесс моделирования"
SADT - это методология, потому что она интегрирует процесс моделирования, управление конфигурацией проекта, использование дополнительных языковых средств и руководство проектом со своим графическим языком. Процесс моделирования может быть разделен на несколько этапов: опрос экспертов, создание диаграмм и моделей, распространение документации, оценка адекватности моделей и принятие их для дальнейшего использования.

Системные решения

В избранное