"Делайте то, что любите делать, и в вашей жизни не будет ни одного рабочего дня" (Конфуций)
Нужно идти к людям
Сергей Чернявский
Начну с письма:
«Здравствуйте
Сергей.
Я
уже месяц внимательно читаю вашу рассылку, где вы даете много полезных
советов. По своему опыту знаю, что советы полезны. Но для себя я не могу
найти конкретного совета.
Сейчас
я в самом начале, куча идей, не просто идей а проработанных до мелочей, но
везде требуются вложения, которых к сожалению у меня
нет. Так вот прошу совета как мне быть, если у меня всего 1 т.р. и нет
основного дохода.
С
уважением Dandy»
И снова история:
Году в 2002 встречаю старую знакомую, в середине 90-х вместе
работали. Когда работали, коллектив был молодой, дружный, и отношения у всех в
коллективе были близкие.
Давно не виделись, сели в кафе пьем кофе, настроение у нее явно не
очень, и она мне рассказывает. Замужем, муж крупный бизнесмен имеет сеть
магазинов в Петрозаводске и регионах
Карелии, материальных проблем нет, она домохозяйка, у нее дочь, вроде бы все
хорошо. Но в последнее время он ей предъявляет претензии: сидишь дома, ничего
не делаешь, тормозишь, меня не понимаешь и т.д. По сути, претензия в том, что она не развивается.
И она вот решила найти работу на неполный рабочий день, дочь
оставлять с няней и три-четыре часа трудиться. Понятно, не
для того, чтобы денег заработать :).
На улице лето, у нее босоножки Дольче не-Дольче,
Габбанане-Габбана, сумочка
от Шанель и т.д. И спрашиваю у нее: «Это все фирма
или качественная подделка?» Она мне «Серега,
обижаешь» и чуть ли не на калькуляторе считает и рассказывает, что во
Франции, а что в Италии покупала.
А я ей и говорю: вот это отлично, что все фирменное, у меня как раз
для тебя есть работа именно на три-четыре часа в день.У нее аж глаза загорелись.
У меня в то время два розничных магазина, оптовый отдел по продаже
промышленного оборудования и инструмента, дилерская сеть по продаже инструмента,
служба по уничтожению грызунов и тараканов, хорошее бизнес-хозяйство и,
главное, неугомонное желание что-то делать, менять, развивать.Поэтому
идей куча, а людей, которым нужно не штаны в офисе просиживать, а продвигаться,
ЗАрабатывать, как всегда нет.
И тут она!
И я ей делаю предложение: один из
магазинов у меня был тот же, по продаже автоэмалей, и
постоянные клиенты этого магазина - мастера-кузовщики. В городе было 60-70
мастерских, моими клиентами были всего 10-15 и, конечно же, я хотел количество
их увеличить. А для этого с ними нужно было работать, методично, каждый день,
выстраивать взаимоотношения – проводить переговоры. Кузовщики - люди непростые,
и вообще работа непростая
Я ей предлагаю это направление: нужно будет посещать в день 3-5 мастерских,
проводить с ними переговоры с задачей,
чтобы они стали моими клиентами. Она стоит головой кивает, все поняла, все
отлично, ты же меня научишь? Я: конечно, Она: когда начинать?
И я знаю, что она ни фига не понимает: ни
что такое, автоэмали, ни что такое мастерские, ни
какие там мастера работают. Это сейчас они все сервисы красивые, блестят, и
кофе предложат, и телевизор можно посмотреть, пока твою машину куда-то туда, в
неизвестное место увозят на ремонт.
А тогда, если и были такие сервисы, то максимум пару штук, еще штук
пять с хорошим подходом к рабочему месту и клиентам, а все остальное - гаражные боксы или вообще гаражи. Полутемные, с
кучами мусора по углам, и мастера в них такие же полутемные, т.е. грязные и
частенько с перегаром, или вообще могут валяться в «дрова», в углу своего
бокса.
Что-то же она представляла, когда кивала головой на мое
предложение, явно совсем не то, что было на самом деле. Потому что когда она на
следующий день вернулась с поездки (я, чтобы повысить ее производительность,
выделилей автомобиль на время работы),
у нее глаза были по 5 копеек.
Ну, реально у нее был шок: «Куда
ты меня отправил?», это были первые слова, когда она меня увидела.
«Хотела развития, пожалуйста, тебе развитие, а
что ты представляла слесарей и кузовщиков в галстуках, в костюмах от «Армани»,
и в начищенных ботинках?» :).
Она: «Ну нет, но они же все грязные,
ругаются матом, и у них ВОНЯЕТ, в конце, концов они вопросы задают, а я ответов
не знаю».
Я: «Будешь работать или нет?»
Пауза между моим вопросом и ее ответом была недолгой. Вот есть же
женщины в русских селеньях: «Буду
работать, только я должна знать ответы на все вопросы, которые они задают».
И началось: каждый день перед ее поездкой и после, минимум по часу,
мы с ней готовились: переговоры, переговоры, переговоры.И она
как будто только с подиума, по всем этим гаражам, со всеми этими мастерами...
За неделю она объехала больше половины мастерских, собрала обратную
связь, выявила потребность, в результате стало ясно: для того, чтобы они с нами
работали, нужна линейка товара, которой у нас не было.
Поэтому следующий этап ее работы - найти поставщиков с хорошими ценами, условиями, и привезти этот товар в
магазин.
Она взяла справочник, пообщалась с директором магазина, составила базу
потенциальных поставщиков, прозвонила и через пару часов выдает мне результат.
Нашла поставщиков, и радостно так, они даже 5% скидку дали. Я ей и говорю: 5%
скидки это ничего, потому что для того, чтобы мы были конкурентные на рынке, а
главное заработали, нам нужна скидка 30%. Она: «Как мне ее получить?».
Нужно провести переговоры и выторговать у них скидку.
Нужно было видеть ее удивление: «Мне торговаться!?». Конечно, я понимаю, в Париже и в Милане в
бутиках не торгуются, но это же бизнес.Причем для нее это был не вопрос экономии, а вопрос уважения самой себя:
«Как это торговаться, я же себя уважаю».
В результате нашей недолгой беседы, она начал звонить по
поставщикам повторно. Это картина еще та была, она краснела, пыхтела, слова
застревали у нее в горле. Первый отказ, второй отказ, третий отказ…
Когда после проведенных нескольких раундов переговоров ей дали
скидку, пусть не 30%, а 25% или даже 20%, я уже не помню, это был уже другой
человек.
НЕ прошло и месяца, как она подходит ко мне и говорит: «Или я ухожу с работы и возвращаюсь домой,
или мы расходимся с мужем».
По-видимому, ломка ее стереотипов, т.е. ее развитие
продвигалось такими быстрыми темпами, что он не успевал :)
Поэтому, если говорить об
уважении, то я уважаю женщин, которые знают, что хотят, и не уважаю мужчин,
которые не знают, что хотят. В том числе и себя, в те моменты, когда не знаю
что хочу.
У этой истории есть продолжение. Когда я ее встретил через
некоторое время, год, может быть больше, она мне со смехом рассказывала, что
муж теперь не может с ней ходить по магазинам, потому что она теперь всегда
торгуется, независимо, рынок это или бутик и, главное, ей это нравится,
получает от этого удовольствие. А муж через некоторое время предложил ей работать в его бизнесе, и бизнес
стал семейным.
Вот такая история из жизни о женщине, развитии-продвижении и
переговорах.
А ответ на вопрос Dandyв письме следующий: нужно идти к людям, к предпринимателям. Они
дадут свою оценку идеям, укажут на ошибки, на сильные стороны, и возможно
сделают предложение, как я своей старой знакомой.
И раз я вам обещал все время говорить о переговорах - далее
практика переговоров, недельный отзыв участника переговорного тренинга:
«Что изменилось во время прохождения 1
блока?
Сократилось
до 0 время между решением, необходимостью позвонить и самим звонком. Раньше
долго мог думать что сказать, настраиваться на разговор
- сейчас просто звоню и обсуждаю решение вопросов.
После
урока выделения главного немного лихорадило как во время гриппа или сильной
простуды.
Сегодня
со мной произошло дежа-вю: я разговаривал с
человеком и знал с точностью 100% что он мне скажет
через секунду (я даже хотел спросить - это что шутка? Мы
уже с вами об этом говорили?)
Учувствовал
на совещании у высшего технического руководства нашего крупнейшего
заказчика о ходе выполнения работ. Было очень интересно наблюдать за
поведением и реакциями участников (своего рода спектакль) и главное, что меня
поразило - никакого волнения и страха с моей стороны (минус - позволил
втянуть себя в небольшую и неуместную полемику по техническим вопросам).
Начал
применять простой прием: если не знаю как убедить
человека или получить от него согласование - спрашиваю у него совета или
просто прошу помочь - часто помогает прийти к какому-то обоюдному согласию...
А далее краткий отзыв тех, кто обучается и уже получил
рождественский подарок-сюрприз, который получит каждый кто
поступит на тренинг до 25 декабря, включительно:
«Здравствуйте,
Сергей!
Спасибо
за подарок. Он дает хороший жизненный стимул.
С
наилучшими пожеланиями,Антон».
Точнее, хорошую жизненную мотивацию, чего и желаю всем в Новом году
– хорошей жизненной мотивации.