Я - Юрий Колесник и сейчас хочу рассказать о
бизнесе, доступном буквально каждому.
В жизни
каждого бывают особенные случаи, когда хочется поручить запоминание важных
моментов профессионалу. А там где есть спрос, есть и предложение. Значит можно
и заработать.
Вариант
бизнеса без стартового капитала – фото и видеосъемка различных мероприятий.
Стартовый пакет
Или
начальный капитал, как вам угодно его назвать. Если вы собираетесь предлагать
свои услуги в сфере фото и видео вот два условия, которые должны быть
выполнены:
1) Вы
должны обладать навыками фото и видео съемки.
2) У Вас
должны быть соответственная аппаратура.
С первым,
конечно, проще. Но это не значит, что если вы знаете какую кнопку нажать,
подобный бизнес у вас в кармане. Идеально, если вы увлекаетесь фотографией. (Я
буду говорить о фото, чтобы не путаться, но для видео система та же). По
крайней мере, вы должныуметь построить
кадр, основы золотого сечения, знать режимы съемки и уметь чувствовать кадр.
Второе,
техника. Сегодня на рынке представлен огромный выбор фототехники, однако, не
вся она способна вызвать уважение в качестве инструмента профессионала. Камеры
бывают любительские, полупрофессиональные зеркальные камеры и профессиональные
зеркальные. Сразу отбрасываем мыльницы (вы же не хотите, чтобы вас засмеяли) и
профессиональную технику высокого уровня. Для начала вам подойдет зеркальная
полупрофессионалка. Например, Nikon или Canon . Итак, средняя ценав комплекте с недорогим универсальным объективом составит
Можно
приобрести поддержанный фотоаппарат. Большой выбор сегодня предоставляют
Интернет-аукционы. Не забывайте, что помимо самого аппарата, вам потребуется
еще универсальный зум-объектив (объектив с переменных фокусным расстоянием) и
фотовспышка (новая – около 300$).
Что
касается видеокамеры, то неплохим вариантом станет Panasonic NV-MX 500 (1600
$).
И третье,
безусловно, компьютер, как средство для обработки материала и как средство для
поиска клиентов. Идем дальше.
Формируем предложение.
Четко
продумайте, что вы можете предложить заказчику. Сформируйте пакет услуг, способ
и условия оплаты. Смоделируйте переговоры с заказчиком. Прежде всего, у вас
должно быть портфолио. Если мы говорим о фото, то это должен быть альбом с
подборкой ваших лучших фоторабот. Не экономьте на формате. Помните, что
картинка большего размера всегда воспринимается лучше.
В случае с
видео у Вас должен быть презентационный диск. Идеально, да и на клиентов хорошо
действует, когда на переговоры вы приходите с ноутбуком, на котором они и
смотрят примеры ваших работ. А то, что ноут может быть позаимствован вами на
время у приятеля им знать незачем, главное, как говориться, - пыль в глаза.
Теперь
цена. Способов фомировать стоимость своих услуг множество. Вы можете сделать ее
фиксированной, столько-то фотографий – такая-то цена. Можете привязать ее ко
времени съемки – час – цена. Можете продавать фотки поштучно. На сегодняшний
день самых популярных способов оплаты – два.
Первый –
это когда вы предоставляете заказчику диск со всей фотосессией мероприятия плюс
альбом из двадцати лучших обработанных фоток формата 15*21.
Второй
вариант – фотографу оплачивают вызов. А после свадьбы молодожены приезжают к
нему и выкупают поштучно понравившиеся им работы, которые они получают в
напечатанном виде и на электронном носителе.
Скажу сразу
– первый способ может отпугнуть ценой, зато он менее хлопотный.Во втором же заработать можно еще и на печати
фотографий. Ведь в фотолабораториях постоянным клиентам часто делают скидки.
Так что выбор за вами.
Что
касается видеосъемки, здесь все гораздо проще. Снял, закатал на диск, отдал.
Или. Снял, смонтировал, отдал. Варианта два. Монтаж осуществляется при помощи
специальных компьютерных программ. Если осилить их самому поначалу будет
трудновато, привлеките видеоинженера, который с радостью выполнит для вас эту
работу, если вы поделитесь гонораром, конечно.
Ведем переговоры
При
переговорах с клиентом вы должны уточнять сценарий мероприятия, временные
рамки. Если съемка предполагает переезд на другое место, вы должны
позаботиться, чтобы у вас было свое место в машине (бывают случаи, когда
приходиться устраивать погоню за свадебным эскортом из-за того, что фотографа
просто забыли).
Выясняйте,
какую именно съемку хочет заказчик. Например, на свадьбе естьместо, как репортажу, так и постановочной
съемке. Просто всему должно быть свое место и время. Для постановки обычно
отводится прогулка после ЗАГСа и до банкета. Но вы должны понимать, что постановка
это работа нетолько фотографа, но и
молодоженов. Необходимо подготовить их к сотрудничеству. Совет, если вы хотите,
чтобы фотосессия удалась – постарайтесь отделаться от гостей (например, они
могут сразу поехать в кафе). Ничего не должно отвлекать. Дружок и дружка,
молодожены и фотограф. Проговорите заранее, куда вы поедите. Не горячитесь.
Пусть это будут два места, но отведите на них по часу. Объясните, что важен
настрой как жениха с невестой, так и их свидетелей. Нередко бывает, когда на
просьбу фотографа поправить невесте фату дружка томно отвечает: «Я курю», а
жених после пары-тройки кадров начинает делать усталое лицо типа: «Ну, хватит,
гости ждут».
Предложите
брачующимся съемку в студии. Многие фотостудии предоставляют в аренду свое
помещение и оборудование на время, только не забудьте записаться заранее.
Помните, что чем больше деталей вы уточните на собеседовании, тем легче пойдет
работа на мероприятии.
Где искать клиентов
Так уж
повелось, что самым снимаемым мероприятием у нас является свадьба. Значит, и
искать клиентов надо где? Правильно, там, куда ходят женихи и невесты: в
ЗАГСах, свадебных салонах, специализированных газетах и журналах, тематических
сайтах. Напечатайте визитки и оставьте в машине у знакомого таксиста,
разместите рекламу в газете бесплатных объявлений. Не ленитесь. Постойте пол
дня у ЗАГса, когда молодые подают заявления на брак. Оставьте им свои визитки.
Сработать должно безотказно. Из 20 пар обязательно кто-то позвонит. Сегодня
процветают небольшие салоны свадебных платьев. Они чаще всего расположены на территории
рынков в спальных районах. Их контингент – люди среднего достатка. Именно они
вам и нужны. Ведь они не станут обращаться в солидную фотостудию, а ваше
предложение будет очень кстати. Оставьте визитки продавцу.
Характерная
особенность праздничного бизнеса – сарафанное радио. Любая невеста станет
искатьфотографа, в первую очередь, у
подружки, которая вышла замуж в том году. То есть в 50 процентах из ста вы
имеете возможность отследить цепочку ваших клиентов. Кроме того, это
существенно сэкономит затраты на рекламу в следующем году.
И последнее
на чем хотелось бы акцентировать внимание – съемка торжественных мероприятий –
сезонный бизнес. Его пик приходится на август-сентябрь, спад – зимой. Поэтому
на первых порах не связывайте с этим делом весь свой бюджет.
И помните,
что для каждого заказчика его мероприятие единственное и неповторимое.
Относитесь к этому с уважением, и пусть через много лет он смотрит ваши
фотографии и вспоминает вас теплыми словами.