Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Секреты роста

  Все выпуски  

Секреты роста


 

Добрый день, друзья!


После небольшого летнего перерыва, рада вновь приветствовать вас на страницах нашей рассылки.


В одном из прошлых выпусков рассылки, я анонсировала программу для расчета страхового стажа. Виктор - автор этой программы, связался со мной и сообщил, что теперь есть возможность пользоваться более совершенно версией этой программы.


Новая версия программы:

Программа Расчет страхового стажа - 4.05 для больничных
На 15 стр. http://www.kadrovik.ru/index.php?name=PNphpBB2&file=viewtopic&t=100217&postdays=0&postorder=asc&start=140
скриншот работы программы http://img15.imageshack.us/img15/1369/543is.jpg

Программы платные (чисто символически - сколько не жалко) с обязательством не распространения. Способ оплаты доступны каждому - на сотовый.

Писать на fvr@front.ru.

А в нашей копилке появилась еще одна новинка – Кодекс корпоративных стандартов. Этот документ, созданный для банка, наверное, лучшая и наиболее полная версия, из тех, которые я встречала. В документе описаны корпоративные стандарты не только к внешнему виду сотрудников, но и требования, предъявляемые компанией при общении с коллегами и с клиентами. При этом, форма изложения остается легкой и доступной для восприятия. Этом документов поделилась Токарева Яна из г. Тюмень.



Кто хочет получить этот документ на свой почтовый ящик – пишите astika@bk.ru, тема письма – Кодекс корпоративных стандартов.




Сегодня предлагаю вашему вниманию статью, посвященную японской системе управления.



Made in Japan, или

В чем секрет японской системы управления персоналом?


С чем ассоциируется у нас Япония? С цветущей сакурой, икебаной, оригами, техникой высокого качества... Этот далеко не исчерпывающий список можно дополнить и японской системой бережливого производства, более известной в мире как система ЛИН (от англ. Lean production – бережливое производство, то есть без отходов и излишков). Как показывает практика, управление персоналом по технологиям ЛИН положительно сказывается на процветании бизнеса. Давайте рассмотрим основные вопросы, которые могут возникнуть при использовании этих методов.


В чем сложность внедрения японских методов?

«...В нашей компании, где я работаю менеджером по персоналу, производство хотят перевести на японские технологии. Как подобные перемены отразятся на управлении персоналом предприятия? Как могут возникнуть сложности?..»


Не бойтесь перемен! Учитесь у японцев: они философски относятся к изменениям, как к неизбежному процессу. Тем более что в основе тех технологий, которые будут внедряться у вас (скорее всего речь идет о системе ЛИН), лежит особая философия бережливости, которая помогает вашей компании создать безотходное производство без ущерба качеству. При этом возрастает роль ваших работников, ведь их руками и будет создаваться продукт. Отсюда такой нюанс, которые необходимо учитывать при внедрении в российской компании японских технологий: наш персонал не приучен к безотходному производству. Русскому человеку сложно понять, как это – работать без отходов и излишков. Поэтому уделяйте особое внимание работе по формированию бережливого мышления. Например, организуйте периодические практикумы, показывающие, как можно экономить, допустим, материалы, канцтовары, освещайте эти вопросы в корпоративной прессе и т.п.


Чтобы японские технологии прижились на российской почве, побуждайте сотрудников высказывать свои идеи и брать ответственность за их выполнение на себя. Например, формируйте «группы качества» - небольшие коллективы (по 3-10 человек), действующие под руководством производственного мастера или наиболее опытного специалиста. Такие группы, созданные сначала по инициативе кадровика, а затем и самих работников, должны быть нацелена на обсуждение проблемы управления качеством, путей совершенствования технологии и организации работы.


Как система ЛИН повлияет на работу кадровой службы?

«...Директор поставил нас в известность о скором внедрении системы ЛИН в организации, но не наметил конкретные цели работы с персоналом. Подскажите, пожалуйста, как на практике определить задачи кадровой службы в соответствии с принципами бережливого производства?..»


Это зависит от функций, которые сейчас выполняет ваша кадровая служба. Скорее всего от вас потребуется уделять внимание управлению персоналом. Обычно в японских компаниях HR-менеджеры выполняют такие задачи.


Материальная мотивация. Пересмотрите условия премирования в вашей организации. Установите связь размера премии каждого сотрудника не только с его личными результатами работы, но и с успехами и неудачами компании в целом.


Если служба по персоналу ранее уже занималась аналогичными вопросами, то при внедрении бережливого производства ее работа будет связана с совершенствованием кадровых процессов.


Евгения Колбина, начальник департамента по работе с персоналом КБ «ОТКРЫТИЕ»: «Японская система управления персоналом сильно отличается от российской. Например, для нашей деятельности неприменима традиция пожизненного найма работников и не используются элементы мотивации, связанные с этим (скажем, предоставление корпоративного жилья за стаж работы в компании). В то же время у японцев очень жизнеспособна система оплаты труда. В японских компаниях нет жесткой градации должностей с соответствующими ставками или окладами, и заработная плата сотрудника определяется индивидуально с учетом его трудового вклада, успехов в обучении и оценки непосредственного руководителя. И в этом основное отличие российской и западной системы оплаты труда, где стоимость каждой конкретной должности складывается в основном под воздействием спроса и предложения на рынке труда».


Организация профессионального обучения.

Необходимо обеспечить непрерывное обучение сотрудников на рабочем месте с помощью наставников. Согласно японским представлениям, производственный процесс постоянно совершенствуется. Следовательно, сотрудники должны обладать необходимыми знаниями для внедрения новых технологий.


Развитие работников.

С этой целью используйте ротацию, то есть периодически перемещайте сотрудников внутри одного подразделения, предлагая им выполнить функции коллег. Это поможет расширить их профессиональный кругозор.


Оценка персонала.

Регулярно (раз в месяц) опрашивайте сослуживцев каждого сотрудника, чтобы те оценили вклад этого работника в общее дело, и на основе таких оценок сформулируйте рекомендации для него по обучению.


С чего начать перемены?

«...Работаю директором по персоналу в российской компании, взявшей систему ЛИН на вооружение, и как раз сейчас занимаюсь ее внедрением. Подскажите, в чем заключаются главные задачи по внедрению?..»


Внедрение системы бережливого производства проводится в несколько этапов, и в каждом из них участвуют специалисты по управлению персоналом.


Этап 1.

Поиск проводников перемен.

Наряду с генеральным директором и другими топ-менеджерами вы будете выступать в качестве инициатора изменений. Найдите проводников перемен, то есть лидеров, способных взять на себя ответственность за преобразования на местах. Как правило, на эту роль выдвигают руководителей подразделений, которые отличаются решительностью и г7отовы к инновациям. Например, директора по производству, заинтересованного в усовершенствовании производственного процесса, главного технолога и т.п.


Этап 2.

Подготовка лидеров.

Организуйте обучение проводников перемен приемам работы по системе ЛИН, для этого пригласите консультантов по японским технологиям. Устройте экскурсии в организации, где уже внедрена система ЛИН (например, с помощью Российского Лин Форума) и учитесь сами (это необходимо, чтобы выступить инициатором внедрения в своем подразделении).


Этап 3.

Стимулирование к переменам.

Приступайте к преобразованиям в службе персонала. Для этого нужно “высветить” имеющиеся проблемы, чтобы у сотрудников появился стимул к изменениям. Например, провести аудит кадровой документации, в ходе которого выяснится, что ряд документов оформлен не правильно. Поскольку это чревато неприятностями с проверяющими инстанциями, у ответственных работников возникает заинтересованность в исправлении нарушений.


Этап 4.

Преобразования.

Руководите деятельностью сотрудников по устранению потерь везде, где это возможно. Например, выявив нарушения в кадровых документах, разработайте план со сроками для устранения недостатков, ответственных специалистов направьте на семинары по кадровому делопроизводству, выпишите им профессиональный журнал и укажите полезные сайты в интернете, чтобы они своевременно редактировали алгоритмы работы при изменении трудового законодательства.


Этап 5.

Постоянное совершенствование.

На этом этапе вы выступаете идейным вдохновителем улучшений. Под вашим руководством сотрудники отдела будут постоянно совершенствовать алгоритмы своей работы путем поиска и устранения проблем. Например, работники уточняют программы по адаптации применительно к конкретной должности, а вы в это время анализируете их загруженность и продумываете возможности для увеличения или уменьшения нагрузки (скажем, через распределение функций).


Анастасия Лядская, бизнес-тренер, консультант, преподаватель Новосибирского государственного технического университета (г. Новосибирск):

Кадровикам в компаниях, работающим по системе ЛИН, советуем вести самонаблюдение за своей работой, анализировать временные потери, моменты перегруженности. Выявив проблемы, которые привели к снижению качества труда (например, нехватка сотрудников для работы в отделе кадров), вы сможете принять меры по преодолению проблемы (через автоматизацию работы). Допустим, нужно сократить количество дней, отведенных на поиск и наем персонала (с 55 до 21 дня). Такая возможность появится благодаря электронным анкетам, которые заполняют кандидаты с помощью специального терминала. Эта процедура помогает решить сразу несколько задач. Автоматизировать процесс подбора подходящей вакансии для данного соискателя; наполнить базы данных внешнего кадрового резерва; оценить компетенции и профессиональные навыки кандидатов, что в конечном итоге и сокращает количество затраченного времени”.


Как вы видите, в основе японских технологий управления нет ничего сверхъестественного, и при желании они применимы практически в любой отрасли. Поэтому при наличие времени, финансов, необходимости преобразований и самого главного – вашего желания, внедрить японские методы управления персоналом в компании будет вполне вам по силам.


Памятка для работника

Специально для работников на японских предприятиях вывешивают памятку о системе 5-S (пять шагов). Она напоминает, как сотрудник может усовершенствовать свою работу. Памятка содержит такую последовательность действий.

Шаг 1. Упорядочи свою работу (заверши начатое, исправь неправильное, разбери бумаги и документы).

Шаг 2. Приведи в порядок вещи (подготовь и разложи инструменты, необходимые для работы).

Шаг 3. Наведи чистоту (убери все на своем рабочем месте).

Шаг 4. Будь опрятным (начни с себя, привыкай быть аккуратным).

Шаг 5. Соблюдай сложившиеся правила работы (будь дисциплинированным).


Источник: журнал “Кадровик”


В избранное