Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Бизнес по-женски

  Все выпуски  

Бизнес по-женски


Взаимоотношения с государственными органами, партнерами, конкурентами и подчиненными складываются у бизнес-леди весьма противоречиво.

В государственных органах они далеко не всегда находят защиту и опору. Только пятая часть бизнес-леди встречает с их стороны поддержку, а не противодействие. Далеко не во всем благополучно складываются отношения и с партнерами по бизнесу. “Выбор партнера - сама по себе трудность, и весьма значительная”. Ненадежность, нарушение договорных обязательств - наиболее частый изъян в партнере, на него указала половина опрошенных. Второй крупный недостаток партнера - отсутствие или недостаток профессионализма, третий - нечистоплотность в выборе средств, склонность к обману, надувательству.

Гораздо мягче, как оказалось, складываются отношения с конкурентами. Почти у половины женщин-менеджеров вообще нет проблем с конкурентами. Наоборот, есть желание наладить с ними партнерские отношения. “Пытаюсь поддерживать дружеские отношения, однако постоянно наталкиваюсь на нежелание работать в контакте» или вот другое мнение ~ «узость мышления конкурентов на рынке мешает нам идти к единой цели, отслеживая собственные интересы”. Отсутствие жесткой конкурентной борьбы в данном случае свидетельствует, как видно, о разреженности рынка в тех сферах деятельности, где работают бизнес-леди. В то же время четвертая часть указывает на дезинформацию, обман, нечистоплотность со стороны конкурентов.

Подчиненные также далеко не всегда удовлетворяют требованиям бизнес- леди. Лишь четвертая часть не встречает трудностей в данной области. Отсутствие инициативы, низкая трудовая дисциплина, недобросовестность - наиболее частые пороки подчиненных. «Не понимают, что это частная фирма и зарплата зависит от их труда», «привыкли получать зарплату независимо от результатов», «необходим постоянный контроль: ленятся, халтурят», «нет коллектива, каждый сам по себе”.

Большая часть бизнес-леди ощущает неравенство своих возможностей для достижения успеха в сфере предпринимательства по сравнению с мужчинами. Лишь треть полагает, что у мужчин и женщин шансы равные. Неравенство обусловлено, главным образом, существующими в обществе стереотипами. Во- первых, традиционным взглядом на женщину как на человека второго сорта, как на прислугу. “Мужчины не относятся к женщине как, к равному партнеру, приходится постоянно доказывать, что я лучше их”. Во-вторых, двойной нагрузкой - дом и работа. «Женщина ко всему еще и мать, и жена”.

На вопрос о том, встречаются ли женщины в своей предпринимательской деятельности с дискриминацией по полу, женщины делятся на две, примерно равные, группы. Одна из них сталкивается с этим неприятным социальным явлением довольно часто или время от времени, другая - не встречается совсем.

Не обнаружилось единства и в вопросе о том, должна ли в стране быть разработана специальная социальная политика по поддержке женского предпринимательства. Хотя больше половины бизнес-леди полагает, что женщины- предприниматели должны стать объектом специальной социальной поддержки со стороны правительства (как, впрочем, и все остальные группы женщин, занятые в других сферах деятельности), все же представительной оказалась и группа, которая полагает, что женщинам- предпринимателям не нужно устанавливать каких-либо особых прав. Есть и такое суждение: «Не умно устанавливать права по половому признаку”. Оно принадлежит молодой преуспевающей бизнес-леди со столичным университетским физико-математическим образованием.

В числе мер, необходимых для социальной защиты женского предпринимательства, упоминаются следующие: введение льготного кредитования, выделение ссуд, уменьшение налогообложения (хотя бы на один процент) по сравнению с мужчинами и др. Некоторые полагаются на естественный ход событий: “Не нужны специальные меры, наступит время и для женщин”.

В своей предпринимательской практике 2/3 группы бизнес-леди, попадая в трудные конфликтные обстоятельства, сталкивается с необходимостью защищать свои интересы с помощью самых различных социальных институтов. Наиболее часто они прибегают к помощи правоохранительных органов суд, милиция, авторитетов делового мира, местных органов власти. Весьма редки обращения за помощью в ассоциации предпринимателей. Есть и такие варианты: «В каждом конкретном случае поступаю по-разному - использую оптимальные варианты”.

По ответам на вопрос, кто, по их мнению, мог бы защищать интересы женщин-предпринимателей наиболее эффективно, бизнес-леди разделились на две почти равные группы. Одна из них считает, что каждый должен сам защищать свои интересы, не прибегая к посторонней помощи. Другая называет в разных сочетаниях ассоциацию женщин-предпринимателей, различного рода комитеты при Государственной Думе, местные органы власти и правоохранительные органы.

Женский бизнес в большинстве своем располагается на низовых ступенях предпринимательской пирамиды. Крупный бизнес, в котором идет крутая мужская игра, а предприниматели получают сверхприбыли, де-факто закрыты для женщин. Наиболее предпочтительная отраслевая сфера занятости женщин, где, кстати, они действуют более результативно, чем мужчины, касается традиционных женских ориентации и интересов - торговля материалами бытовой химии, верхней одеждой и бельем, косметическими средствами, бижутерией и пр.

Судьба женского бизнеса тесно связана с состоянием дел в сфере предпринимательства в России в целом. Современный российский бизнес очень тяжел не только для женщин, но и для мужчин. Женщина-предприниматель, работающая как полноценный партнер мужчины в бизнесе, утрачивает свои «женские начала», все больше и больше приобретая манеры поведения маскулинного типа. Женщина и бизнес - своего рода взаимоисключающие понятия: либо ты женщина, либо ты - предприниматель.


В избранное