Ресурс руководителя. Практические технологии управления. Сторитейлинг - метод мотивации.
В конце июля (28,29,30) состоится тренинг по деловому ораторскому искусству
«Презентация – СЕНСАЦИЯ».
Он адресован всем тем, кто выступает публично перед сотрудниками, коллегами, клиентами. Вы будете героем дня! Ваша презентация станет Сенсациией!
Подробная информация:на сайте по телефону +7 (495)748-03-47.
При регистрации по этой рассылке до 4 июля – скидка 10%.
Сторитейлинг – от английского ( story и tell) - рассказывать истории. Интересный и
далеко не новый метод косвенной мотивации сотрудников. Это рассказывание историй об успехах компании, команды отдела и руководства с целью поднять в глазах сотрудника вес и статус организации и руководящего состава. Первое моё впечатление при столкновении с этим методом: «неужели взрослые люди этому верят…» Оказывается да, верят.
Это доказывает пример многих западных и некоторых отечественных компаний, которые активно собирают истории команд и отдельных специалистов и используют их на корпоративных сайтах и для личного пересказа сотрудникам. В некоторых компаниях, например в японской компании Omron– лидере рынка медицинской аппаратуры, есть целые «книги успеха», где записаны истории из жизни
компании.
Почему метод действенный? Давайте обратимся к теории мотивации: есть осознанная и неосознанная мотивация.
Осознанная мотивация – это комплекс мер, которые организует работодатель с целью повысить мотивацию сотрудника. Сотрудник эти методы понимает, воспринимает и на какие-то реагирует, а на какие-то нет. Это могут быть: повышениезаработной платы, бонусы, премии, элементы соревнования, ценные подарки, социальные льготы, совместные отдых и обучение и т.д. Сотрудник понимает, что его хотят «замотивировать»
и, как правило, весьма критично относится к действиям руководства. Параллельно он находится в поиске информации. Которая смогла бы прояснить для него ситуацию. Помогла бы отличить реальное положение вещей в компании от «действий по мотивации».
Тут-то и появляется Неосознанная мотивация – это действия, высказывания, решения руководства и коллег, которые проявляются в процессе деятельности невольно и демонстрируют истинное отношение к компании. Поскольку любой сотрудник, особенно с небольшим стажем работы, крайне внимательно относится к подобной информации, она зачастую имеет большее влияние, чем осознанные действия. Люди совершенно справедливо больше доверяют
спонтанным и естественным моментам, а не специально организованным акциям.
С этой точки зрения, метод Сторитейлинга, как раз может относиться к Неосознанной мотивации. История рассказанная как бы между прочим чётко запоминается и живёт «своей жизнью», обрастая всё более пышными подробностями.
Но прежде чем рассказать какую-либо историю, необходимо понимать, что это мощное«оружие» и его воздействие должно быть именно мотивационным, а не наоборот.
Для примера давайте рассмотрим следующую историю: «Наш Иван Иванович (генеральный директор) сам начинал с должности торгового представителя. Через пол года у него были самые высокие результаты в отделе продаж».
А дальше в зависимости от целей мы можем разворачивать эту историю по-разному:
«Через год он уже руководил группой, через 2 года – отделом. Через 5 лет стал коммерческим директором, а через 7 лет – генеральным. В нашей компании это возможно, потому что она интенсивно развивается и способные люди нужны всегда». О чём эта история? О том, что карьерный рост в компании приветствуется для сильных амбициозных специалистов,
а кадровый резерв формируется из лучших продавцов.
«Через год он стал руководить командой, и она стала самой результативной. Ребята буквально стены руками сдвигали ради повышения прибыли компании, очень крепко друг за друга держались. Помогали постоянно. Каждого нового человека встречали с радостью, помогали ему освоиться. Сейчас большинство из этой команды руководят компанией». В этом итоге истории другие акценты: командная работа, результативность, сплочённость
– главные ценности, которые помогают росту в компании.
«И так он шёл, не останавливаясь вверх. Мы его спрашивали, как ему вообще такой удалось. Он сказал, что главное это чёткие цели и не бояться брать ответственность на себя». В результате мы даём 2 приоритета, которые хотим видеть в наших сотрудниках.
«Вот так он и выбрался наверх, а мы все кто ему помогали – остались». Это как раз тот вариант, когда история скорее принесёт демотивацию и пошатнёт статус руководства компании.
Данный пример весьма условен. Но общий смысл таков: рассказывая историю мы обходим сознание слушателя, он фиксирует для себя основные посылы и доверяет им больше, чем информации переданной напрямую.
Как всегда жду Ваших писем с комментариями к теме и собственными историями по адресу: Tchuykina@newrs.ru.