Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Торговля на бирже - нестандартный взгляд


Торговля на бирже - нестандартный взгляд

Каталог рассылки: http://subscribe.ru/catalog/economics.school.tsarikhin
Сайт рассылки: Центр Финансового Образования http://fintraining.ru

ВЫПУСК 222

НОВАЯ РАДИОПЕРЕДАЧА НА САЙТЕ WWW.DREAM4YOU.RU

Уважаемые подписчики рассылки! На сайте www.dream4you.ru появилась новая радиопередача – «Типовые ошибки, причины их возникновения и меры по их устранению». В ней я рассматриваю следующие типовые ошибки, возникающие у людей в процессе биржевой торговли: передержка убыточных позиций, преждевременное закрытие прибыльных позиций, преждевременное открытие позиций, открытие позиций против сильной тенденции, построение «пирамиды», торговая гиперактивность и торговая пассивность. Подробно обсуждаются психологические
причины возникновения этих ошибок и даются конкретные рекомендации по их устранению.

ДИСКУССИОННЫЙ ВОПРОС: О ПАРАЛЛЕЛИЗМЕ В ТЕХНИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ

Западные специалисты являются «пленниками» прямых линий. Парадигма наивного параллелизма настолько овладела их сознанием, что даже когда они описывают разворотные модели типа «блюдце», то на рисунках всё равно аппроксимируют их прямыми. Цитирую Д. Мёрфи:

«Следующая модель перелома встречается реже, чем те, о которых мы уже говорили. Ее называют по-разному: «блюдце», «закругленная вершина», «закругленное основание», «чаша». Когда речь идет о вершине рынка, то пользуются термином «перевернутая» (inverted). Эта модель показывает очень медленное, постепенное изменение тенденции. На рисунках 5.8а и 5.86 представлены примеры таких моделей.
Обратите внимание на очень плавный переход от повышения к понижению и наоборот. Обратите также внимание на то, что изменения объема торговли, изображенные в нижней части графика, тоже напоминают «блюдце». В обоих случаях, и для модели вершины, и для модели основания, значение объема уменьшается, когда рынок совершает плавный переход, а потом объем столь же плавно начинает возрастать по мере того, как новая тенденция начинает набирать силу».

Одно из предназначений моих книг и моей рассылки – стимулировать процесс развития творческого мышления читателя. Для этого надо его разблокировать, прорвать «линии поддержки и сопротивления», которые человек сам же для себя и создал. Я призываю: не надо идти по пути других людей, не надо никого копировать! Объясните, в чём смысл подражания? Почему люди так стремятся ограничить сами себя? Человек обладает телом конечных размеров и, по моему мнению, для него совершенно естественно развивать своё мышление в бесконечность.

«В учение древних входили такие положения: о туманном, обширном, не обладающем телесной формой; об изменениях, о развитии, не обладающих постоянством. Объединяются ли жизнь и смерть с небом и землёй? Уходят ли душа и разум? Почему же? Неясно! Куда же? Туманно! Всю тьму вещей оно охватывает сетью, нечего и говорить, что всё к нему возвращается. Услышав такие наставления, обрадовался Чжуан Чжоу. В безрассудных речах, в небылицах, в выражениях, бесконечных и беспредельных, всегда необузданный, но не пристрастный,
он рассматривал учение не с одной единственной точки зрения. Считая, что Поднебесная погрязла в пороках, не мог говорить прямо. С помощью речей, как вина из чарки, развивал мысли беспредельно, с помощью речей почитаемых подтверждал истинность, с помощью притч расширял замысел. В одиночестве общался разумом со вселенной, но не отделял себя в гордости от всей тьмы вещей, не отвергал чужой истины или не истины, чтобы найти себе место среди пошлости современников. Хотя записи его речей – редкая драгоценность, и,
внимая им, всё время отбивают такт, они не приносят вреда. Хотя выражения у него неровные, странные, но внимания заслуживают. Полнота сущности у него неисчерпаема. Наверху он странствует вместе с тем, что создаёт вещи, а внизу дружит с теми, для кого ни жизнь, ни смерть не составляют ни начала, ни конца. В понимании основы он необъятен и открывает новое – глубоко, огромно, необузданно. В отношении Дао он, можно сказать, многое привёл в порядок и достиг высшей проницательности. Несмотря на то, что следовал развитию
и освобождался от вещей, его учение безгранично и не отклонилось от своих истоков. Оно глубоко, непостижимо, неисчерпаемо».
(Книга философа Чжуан Цзы)

Однако в этом бесконечном путешествии мы должны придерживаться логики, которая, подобно нити Ариадны (прошу прощения за избитую метафору) выведет нас из лабиринта умозаключений. Иначе заблудимся.
Я использую кривые линии трендов потому, что мне так удобнее. С одной стороны, это, конечно, вопрос вкуса, но с другой стороны, я считаю, что кривые линии тренда дают более объективную визуальную картину происходящего на рынке. В книге древнекитайского философа Чжуан Цзы есть такие строки:

«Тот, кто с помощью крюка и отвеса, циркуля и наугольника придает вещам надлежащую форму, калечит их природу; тот, кто с помощью веревок и узлов, клея и лака укрепляет вещи, вредит их свойствам».

Иногда излишнее пристрастие аналитиков к прямым линиям «калечит» график. Когда я смотрю на биржевые диаграммы, то мне вспоминаются планеты, двигающиеся по эллиптическим орбитам. Эллипс происходит от круга. Основой абсолютно всех без исключения природных материальных форм является шар (сфера). Атомы, которые мы можем видеть в электронный микроскоп – шарообразные. Ядра клеток – имеют форму шара. Наша планета – немного сплюснутый шар. Солнце – тоже шар. Наконец, форма зрачка… Проекцией шара на плоскость является
круг. Д. Мелхиседек в книге «Древняя тайна цветка жизни» пишет:

«Интересно то, что во всех вариантах форм, проявленных в реальности, сами атомы – это сферы. Этот простой факт был упущен большинством исследователей, а ведь сфера – главная форма, от которой всё произошло с самого начала. Это важно для понимания Творения».
Основа всего нашего существования выполнена из «шариков»-сфер всех возможных размеров. Мы находимся на сфере-Земле, сферы вращаются вокруг нас. Луна, Солнце, звёзды – это всё сферы. Вся Вселенная – от макрокосма до микрокосма – создана из маленьких сфер тем или иным способом.
Вы можете сказать: «КС, в тексте этой же части вы критиковали детерминистов за то, что они переносят наблюдаемые в природе закономерности на график, а тут вы занимаетесь тем же самым». На что я отвечу: «Детерминисты придавали частному характер общего, а я придаю общему характер частного. С точки зрения логики первое не всегда корректно, а второе – вполне допустимо». Конечно, график движения той или иной акции – это не природный объект. Однако мне легче воспринимать график, накладывая на него кривые линии. Не
обязательно это части идеального круга; кривизна линий может меняться.
Вы никогда не задумывались, уважаемый читатель, почему практически все железные дороги в той или иной степени искривлены? Казалось бы, кратчайшее расстояние между двумя точками это прямая… Так думал и Николай I, прочертивший на карте по линейке прямую линию между Москвой и Санкт-Петербургом и повелевший именно так строить первую железную дорогу в России.

«Угрюм-Бурчеев принадлежал к числу самых фантастических нивелираторов. Начертивши прямую линию, он замыслил втиснуть в неё видимый и невидимый мир с таким непременным расчётом, чтобы нельзя было повернуться ни взад, ни вперёд, ни направо, ни налево».
(М. Е. Салтыков-Щедрин «История города Глупова»)

Однако при практической реализации этой идеи выяснилось, что прямая дорога, несмотря на экономию рельс и шпал, должна была пройти сквозь леса, холмы, овраги и болота и вести её именно так, в конце концов, оказалось очень дорого. Цена на графике – это не железная дорога, но если воспользоваться только что приведённой аналогией, можно констатировать, что можно «прокладывать» цене не только прямой, но и кривой путь.
По-моему где-то в 70-х гг. ХХ в. японские строители провели эксперимент: они построили систему развязок автомобильных дорог по принципу кривых линий, без единого светофора, скопировав систему кровообращения человека. Впоследствии было установлено, что количество аварий на таких развязках резко снизилось, а пробки почти не возникали.
В лице Гриши Минаева наш жилищно-строительный кооператив обрёл настоящего управдома. Гриша очень много сделал для того, чтобы в доме был порядок. Во время капитального ремонта по его распоряжению стены подъезда были выкрашены в ярко-жёлтый цвет, двери – в ярко-синий, а холлы – в голубой. Однажды выйдя из квартиры, я испытал когнитивный шок. Жёлто-синяя расцветка напомнила мне цвета милицейских машин в Советском Союзе.

«На второй день компаньоны убедились, что жить в дворницкой больше неудобно. Бурчал Тихон, совершенно обалдевший после того, как увидел барина сначала черноусым, потом зеленоусым, а под конец и совсем без усов».
(И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев»)

До ремонта стены подъезда и холлы были выкрашены в бледно-зелёный цвет, а двери – в коричневый. Некоторое время я тосковал по зелёным стенам и коричневым дверям. Как-то раз, встретив Гришу, я начал ему жаловаться. Ниже привожу текст нашего разговора.

– Гриша, что ты наделал! Ты уничтожил ценнейший археологический экспонат!
– Константин, ты о чём?
– Да о коричневой двери. Теперь она стала синей. Археологи, которые откопают эту дверь спустя много тысячелетий, не поймут главную загадку нашей цивилизации.
– Что ещё это за загадка?
– А коричневая дверь – это и есть загадка-символ. Иероглиф, можно сказать. Как будет рассуждать учёный будущего, увидев коричневую дверь? Он увидит, что дверь спроектирована по принципу прямых линий. Значит – это творение низшего разума, который занимается самодеятельностью, отвергая принципы творения Высшего Разума, который использует при творении круги и сферы. Кроме того, цвет двери – коричневый. Это не чистый цвет, в радуге такого нет. Коричневый получается за счёт смешения красного и зелёного. Коричневый
– символ человеческого творения, смешения цветов, стилей, символ той мешанины, которая присутствует у человека в сознании. Если хочешь – символ смешения добра и зла. Обрати внимание, на боевом знамени тамплиеров чёрный и белый цвета не смешиваются, оно чёрно-белое, но не серое. И, наконец, сам факт того, что человеку понадобилась дверь, уже о многом говорит. Дверь – это символ отделённости человека от других людей. Человеку есть что скрывать, прятать. Кроме того, дверь – это намёк на то, что человеку надо пройти
через портал, связывающий наш мир с Божественной Реальностью, которая живёт по Закону Творца. А ты взял и покрасил коричневую дверь в синий цвет…

Гриша не удивился этому пассажу, потому что он уже давно меня знает, и привык к словесной эквилибристике в моём исполнении. Английский писатель Артур Конан Дойл (1859-1930) сказал:

«Истинный мыслитель, увидев один-единственный факт во всей полноте, может вывести из него не только всю цепь событий, приведших к нему, но также и все последствия, вытекающие из него. По одной капле воды человек, умеющий мыслить логически, может сделать вывод о возможности существования Атлантического океана или Ниагарского водопада, даже если он не видел, ни того, ни другого и никогда о них не слышал».


Если вы хотите задать вопрос или поделиться своими мыслями, пишите
Константину Царихину или Валерию Гаевскому
Приглашаем принять участие в обсуждении материалов рассылки на форуме сайта
Центр Финансового Образования

Центр Финансового Образования
предлагает вам без отрыва от основной работы или учебы
пройти обучение на дистанционных учебных курсах

  1. "Управление личными финансами", автор и ведущий - Сергей Спирин
  2. "Инвестиции в ценные бумаги", автор и ведущий - Константин Царихин

Более подробная информация - на сайте Центра Финансового Образования
http://fintraining.ru.

Рекомендуем подписаться на рассылки:


В избранное