Уважаемые читатели, я решила продолжить злободневную тему о нематериальной мотивации. Хотя еще раз хотелось бы подчеркнуть, что название совершенно «нематериальной» будет неправильно, так как на нее нужно очень много ресурсов (время, организация системы и реализация ее, поощрительные подарки и т.д.).
Ко мне пришли письма с вопросами о специфике нематериальной мотивации в малых и больших розничных салонах, в компаниях, которые предоставляют различные услуги. Должна сказать, что индивидуальных советов, опираясь на такую скудную информацию, я давать не смогу. Так как построение внутренних коммуникаций, системы мотивации, системы оценки коллектива невозможно осуществить без аудита, индивидуального подхода. Хотя нет, можно пойти каким-то шаблонным путем, но тогда это не ко
мнеJ
Надеюсь, что в этой статье каждый из Вас найдет полезную информацию или руководство к действию.
Итак, несколько приемов для нематериального (и материального мотивирования) сотрудников:
1.Человек должен чувствовать значимость своего голоса в принятии решений. Такие решения могут касаться организации рабочего процесса, оргструктуры компании, взаимодействия в компании и т.д. Для этого используйте:
1)Обсуждение проблемы (вопроса), например, с ключевыми сотрудниками, разрешите им высказываться и аргументировать свою точку зрения. Не следует пренебрегать данным приемом, даже если решение Вы давно уже приняли самостоятельно и никакие альтернативные мнения Вас не волнуют. Конечно, не стоит, и злоупотреблять приемом (думаю, оптимальная частота таких
собраний – раз в квартал, а там смотрите по необходимости). Помните: нет ничего лучше управляемой демократииJ
2)Организуйте всеобщее голосование среди всех сотрудников по поводу вопросов различной сложности (от того: где отпраздновать день фирмы, до что вам не нравиться в системе управления компанией). Самое главное – это получить вовлеченность сотрудников, показать их значимость, а не получить ответы на вопросы!..
2.Используйте желание высказаться на благо своей компании, а главное – не забудьте благодарить. Дайте понять коллективу, что только он поможет усовершенствовать компанию. Для этого используйте:
1)Традицию: поиск ошибок, которые мешают нам стать первыми. Пусть люди записывают свои недочеты или промахи отдела, искоренив которые можно добиться большей продуктивности. Я, конечно, уже не напоминаю Вам, что за это нельзя наказывать, а только поощрятьJ Заведите большую «Книгу ошибок». А в конце
квартала (полугодия, года) награждайте наиболее внимательных (тех, чьи «исправленные ошибки» позволили экономить время, деньги или сохранить хорошие отношения с клиентом).
2)Аналогичный механизм, только пойдем с другой стороны. Пусть сотрудники с определенной регулярностью подают свои идеи усовершенствования рабочего процесса, системы взаимоотношения с клиентом и т.д…
3.Используйте желание быть услышанным, т.е. позвольте человеку почувствовать свободу (маленькую ее часть, если дать много – он растеряется, но об этом лучше прочитать в посте "Люди готовы платить").
Для этого используйте:
1)Огласите заранее список нескольких проектов в компании (пусть это будет просто выбор товарной линейки или написание гимна компании, а может быть что-то серьезное – создание годового маркетингового плана) и огласите ограниченный набор желающих в данные проекты. Пусть сотрудники из разных отделов внесут небольшую лепту в общее дело, помогут «профи». Это
позволить придать рабочему процессу небольшой творческий и демократический акцент.
2)Позвольте выбрать свое время обеда (если это возможно и не помешает компании).
3)Стимулируйте и позволяейте выступать от имени компании ключевым сотрудникам различных направлений (подразделений) там, где это уместно.
4)Позвольте самим сотрудникам создавать и придумывать свои номинации и поощрительные призы.
4.Дайте понять сотруднику, что он Вам интересен как сотрудники как человек.
1)Заботьтесь о его здоровье, даря абонементов бассейн.
2)Помните о личной жизни и важных событиях в жизни каждого человека.
3)Создайте организованную неформальную сферу общения (внутрикорпоративный сайт, форум, издание, регулярные неформальные встречи), где уделите внимание хобби, талантам, увлечениям сотрудников.
5.Человеку нужно знать, что у него есть будущее и так как здесь ему не будет хорошо нигде. Для этого необходимо:
1)Обращайте внимание сотрудников на место Вашей компании на рынке, ее конкурентоспособность и преимущества.
2)Сообщайте о том, к чему идет компания, как могут укрупняться отделы, какие направления будут организовываться, какие новые продукты будут вводиться.
3)Обучайте сотрудников – это Ваши инвестиции в будущее, которые они оценят.
4)Проводите беседы о будущем с теми сотрудниками, которых не желаете потерять. Интересуйтесь их желаниями, планами и намекайте им, что они «в резерве».
6.Сплочайте коллектив едиными человеческими ценностями. Комфортная (душевная, а не панибратская) атмосфера мотивирует людей зачастую сильнее, чем повышение к заработной плате. Хотя, Вы можете мне и не веритьL
Главное, помните – у каждого коллектива и человека есть своя душа и мечта о счастье. Поэтому создать систему мотивации сложно, т.к. нужно услышать все желания, а это не так и сложно, как кажется.
У нас все получиться!!!
На сегодня, пока все. Если захотите – тема будет продолжена или дополнена новыми акцентами.