Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Секреты бизнеса. Предприниматели рассказывают... Большой маркетинг в малом бизнесе


СЕКРЕТЫ БИЗНЕСА.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ РАССКАЗЫВАЮТ...   
ЛИСТОК МОСКОВСКОГО КЛУБА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Большой маркетинг в малом бизнесе.

 

Сегодня в выпуске:

1.      Большой маркетинг в малой фирме!

2.      Как делается стройная система бизнеса.

3.      Как составить бизнес-план.

4.      Секреты инвестирования.

5.      Выигрыш-выигрыш.

 

Большой маркетинг в малой фирме!

Как вы уже знаете, 14 ноября состоится встреча МКП с Алексеем Будюковым. В одном из прошлых выпусков я давала ссылки на его статьи в Рунете.

Правда, эти статьи нашей аудитории (преимущественно представителям малого бизнеса) покажутся несколько оторванными от практики. Алексей в основном консультировал и выстраивал маркетинг БОЛЬШИМ компаниям: с малым бизнесом не работал.

А потому и статьи посвящены рыночным монстрам.

Так вот, накануне встречи, я решила исправить это упущение, и взяла у Алексея интервью именно про малый бизнес.

Сегодня перед вами это интервью – эдакий эпиграф к нашей встрече 14 ноября.

 

ЛЛ – Людмила Лунькова.

АБАлексей Будюков.

 

ЛЛ: Алексей, все последние годы идут споры о значимости маркетинга в бизнесе – нужен, не нужен. Так как правильно?

АБ: Слово правильно мне кажется неуместным. В самом деле, разве можно рассуждать о нужности или ненужности, например, Вашей левой руки. Маркетинг – это неотъемный (а иногда и неосознаваемый) инструмент бизнеса. Освоили инструмент – он вам послужит эффективно, а нет, ну не обессудьте – рынок вас «выплюнет». Маркетинг для меня это еще и индикатор состояния бизнеса – если ваш продукт «в рынке», все в порядке. Т.е. это не просто показатель, есть ли у вас в компании маркетинговый отдел или нет – вы как владелец занимаетесь маркетинговой (рыночной) деятельностью всегда. Осознали такой инструмент и освоили – будете эффективно управлять рынком. А ждать от маркетинговых департаментов волшебного изменения в развитии Вашего бизнеса глупо – это Ваш бизнес и Вы Главный Маркетолог. Задача наемного маркетолога лишь помогать Вам более эффективно использовать этот инструмент. Инструмент, служащий повышению капитализации Компании.

 

ЛЛ: Тогда получается, что наемный маркетолог чтобы добиться эффективного использования маркетинга-инструмента должен иметь влияние на бизнес-процессы компании? А собственник вряд ли это допустит…

АБ: Точно! В самую точку! Именно это мы с вами и наблюдаем – принимая на работу ДИРЕКТОРА ПО МАРКЕТИНГУ вешают на него обязанности менджера среднего звена да еще и удивляются почему нет толку. А что бы был толк надо чтобы ДИРЕКТОР ПО МАРКЕТИНГУ был УПРАВЛЕНЦЕМ ПО МАРКЕТИНГУ, со-собственником бизнеса что-ли. Иначе, зачем развивать чужое?

Если вы разводите цветы, а я попрошу вас последить еще и за моими, и снабжу всем необходимым, вы своим будете стараться подложить получше земельку, удобрения и т.д. Не так ли? А если я предложу вам урожай этих цветов вместе продать на 8 марта и поделить прибыль? Другой разговор. В Америке, кстати, это поняли давно и зачастую наделяют управленцев опционами (пакет акций во временное владение). У нас боятся отдать бизнес процесс наемнику – а вдруг завалит? Результат – компания «тормозит» в развитии.

В малом бизнесе проще – собственники являются и ключевыми управляющими бизнеса. За счет этого сначала происходит быстрый рост.

Но потом на каком-то этапе рост тормозится, потому что делать начинают совсем не то: вместо того чтобы создавать структуру бизнеса, ее оптимизировать, систематизировать начинают ездить по филиалам и раздавать кренделей направо и налево, поскольку это в России считается очень эффективным способом управления. Я такое наблюдаю практически в каждой компании. После того как владелец уехал, все ходят в оцепенении и работа стоит. Скажите мне, имеет ли ПРАВО ВЛАДЕЛЕЦ ВМЕШИВАТЬСЯ в оперативный процесс? Ответ мне известен. Нет! Его ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА – МАРКЕТИНГ, а значит и развитие своего бизнеса на перспективу. Если это поймут владельцы малого бизнеса еще в начале пути – они могут быть более эффективными.

 

ЛЛ: Наверное, среди задач управленца, еще и организация этого оперативного процесса?

АБ: Конечно. ОРГАНИЗАЦИЯ, но не выполнение. Руководитель не должен работать одновременно курьером, водителем, чернорабочим. Более того – он не должен вести переговоров с клиентами, за редким исключением (то есть, это не должно быть практикой). Лучше, если не он встречается с банками, таможенными брокерами, нотариусами, и прочее. Его задача – ОРГАНИЗОВАТЬ так, чтобы все это делалось. И контролировать. А если он не сумел организовать, он делает сам.

В принципе, так тоже можно, но нужно помнить формулу:

2 часа, которые вы работали водителем = - 2 часа, которые вы отняли у развития вашего собственного бизнеса.

Функции водителя выполнит любой человек, имеющий машину. Или даже не имеющий ее – при помощи такси. А ваши непосредственные функции – увы. Никто не выполнит. И то время, которое руководитель, образно говоря, сидит в кресле и думает – самое дорогое время для бизнеса.

Забирая у бизнеса это время, и занимаясь текучкой, вы получаете ВЕЧНО-малый бизнес.

А если есть желание сделать бизнес средним, а после – большим, то надо помнить, как говорит Валерий Симонян, что «Управление – ЦАРИЦА всех наук!», и учиться управлять.

Или ты управляешь, или ты сам работаешь.

В первом случае твой бизнес растет, во втором – остается «малым».

 

ЛЛ: Вернемся к маркетингу. В идеале получается, что и консультанты, вроде нас с тобой не нужны. Если сам владелец осознал, изучил и применил – ему никто и не нужен.

АБ: И я полностью согласен, но есть одно НО! Помните в фильме Володя Шарапов рассказывает Жеглову о том, КАК ПРИНЯТО у разведчиков в дозоре: когда приходит сменщик, ему предыдущий докладывает всю обстановку. Так вот, он иногда что есть, НЕ УВИДИТ, а чего нет, наоборот, УВИДИТ. Можете вы, находясь внутри бизнеса, оценить обстановку объективно? Сомневаюсь, а вернее точно скажу – нет. У кого спрашивать? Я иногда спрашиваю у конкурентов. Но они всей правды не скажут. Тогда только один выход – внешний консультант. И если воспринимать консультанта как инструмент маркетинга (в самом деле, задача маркетинга выявить несоответствие бизнеса рынку и найти эффективные методы устранения) то вы получите дополнительные возможности по управлению рынком.

 

ЛЛ: Самый больной вопрос J. Ведь для привлечения тех или иных инструментов необходимы деньги. А их малому бизнесу только предстоит заработать. И тогда вечный вопрос – что делать?

АБ: Я не делаю различий между большим бизнесом и малым. Плох тот малый бизнес, который не стремится стать большим. Покажите мне малого предпринимателя, который не хочет вырасти до Чичваркина.

И рецепт в данном случае один, я назвал его выше: сам себе маркетолог.

Малые предприниматели думают: «вот стану большим и найму себе самых хороших маркетологов за деньги».

А они не станут большими никогда, потому что для того, чтобы стать большими, надо уже иметь «самых хороших маркетологов». Вперед вырываются те компании, которые сумели в малой фирме создать большой маркетинг.

Так вот, почитайте интервью Чичваркина, Коркунова и других наших крупных предпринимателей. Вы легко увидите, что они – высококлассные маркетологи. Учились они в институте или осваивали азы на практике – другой вопрос. Но они стали профессионалами маркетинга. Поэтому вырвались вперед их компании.

Теперь они могут держать штат высококлассных маркетологов. Но кто они им? Просто штат «ремесленников» при гениальном художнике.

Заберите у них этот штат – ничего не изменится, потому что главное – у них в голове.

 

ЛЛ: Тогда последний вопрос J. А как стать хорошим маркетологом? Получать МВА и читать Котлера, Траута и Манна?

АБ: Первое – посетить встречу 14 в Клубе Предпринимателей. Это задача минимум. Надеюсь смогу придать вам драйву. Второе – наблюдать и учиться. У себя прежде всего. Удачи!

 

Напомню, что приглашения на эту встречу можно получить у Лиды Серегиной по адресу: info@mkp-club.ru. Но поскольку количество мест в зале ограничено, не обижайтесь, если Вам откажут по причине, например, недостаточной информации о себе.

 

Как делается стройная система бизнеса – машина для создания денег.

 

– У нас, - сказала Алиса, с трудом переводя дух, - когда долго бежишь со всех ног, непременно попадаешь в другое место.

- Какая медлительная страна! – сказала Королева. – Ну, а здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Ну, а если хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее!

(«Алиса в зазеркалье», Льюис Кэрролл)

 

Доброе Вам время суток, Людмила.

Я сегодня прочла Вашу рассылку "Трудолюбие + самодисциплина + уверенность в себе = Х".

В этой связи хочу высказать несколько мыслей по поводу ЛЕНИ и СТРАХА, которые проявляются большинством людей в любой стране мира, как только речь заходит о создании собственного бизнеса. Я полностью согласна с Вашей мыслью о том, что те, кто хотел начать свой бизнес и до сих пор не начал, должны искать корни неуспеха исключительно в себе – ЛЕНЬ и СТРАХ делу не помогут.

Однако у меня вызывает непонимание тезис, что бизнесмен, сумевший стать финансово свободным (как первая ступень к БОГАТСТВУ) для Вас ассоциируется с человеком, вкалывающим по 15-18 часов в сутки почти круглогодично, неся безумные риски при вложении заработанного кровью капитала.

Я бы хотела, с Вашего позволения, высказать противоположную точку зрения. Я считаю, что бизнесом может называться только то дело, которое выстроено в форме стройной системы, если хотите, машины для создания денег. Бизнес является таковым, если Вы можете оставить его на год без личного участия, и за это время он только вырастет.

Все остальное – не бизнес. Если человек работает без отдыха, это может быть понятно только на самом начальном этапе построения системы (год, к примеру). В противном случае это специалист, нанявший в помощники сотрудников себе в помощь. Не будет этого специалиста – не будет и бизнеса. Подавляющая масса людей знает о том, что «бизнес» - это гораздо более тяжкий труд, нежели наемная работа. А ответственность вообще и сравнивать нельзя. Только я считаю, что это не бизнес. Это тоже работа, только не на дядю, а на деньги. Эта РАБОТА (это классифицируется, как самонанятость) ставит человека в зависимость от своего «дела» настолько, что он бы и рад его кому-нибудь передать, но не умеет.

Бизнес начинается там, где есть продуманная система. Бизнес там, где зависимость от пресловутого «человеческого фактора» сведена к разумному минимуму. Бизнес призван освободить человека (хозяина) от рутины. И он невозможен без повышения своего финансового интеллекта. Так, например, хороший главный бухгалтер вполне сможет выстроить систему учета, которая сможет работать какое-то время без его непосредственного участия. Иначе это никакая не система, ну или, как минимум, незавершенная система. Если предприниматель сможет выстроить сбалансированную систему бизнеса, эта система не будет нуждаться в 15-18 часах непосредственного управления. Путь к настоящему бизнесу – это путь к высвобождению времени для решения стратегических задач. Все остальное (я бы не хотела принизить чьи-либо достижения) есть ни что иное, как качественная работа специалиста в окружении помощников.

К сожалению, это приводит к тому, что такой бизнесмен достаточно скоро (по мере роста оборотов) перестает справляться с возросшим объемом работы, в том числе и с незнакомой ему ранее. Если не продумывать систему, такой бизнес обречен.

Я бы не хотела присвоить себе эти умные мысли. Они высказаны Майклом Гербером и Робертом Кийосаки (их книги я бы очень советовала прочесть всем начинающим собственный БИЗНЕС). И в этой связи я считаю, что совершенно нечестно пропагандировать тяжелый труд бизнесмена на ниве собственного бизнеса. Ваша рассылка мной уважаема, и, думаю, Вы для многих людей являетесь авторитетом. Но меня лично от создания собственного дела долго отпугивала мысль о непосильном труде предпринимателей и о нехватке личного времени. Меня также охватывал необъяснимый страх при мысли о риске, сопутствующем любому бизнесу.

Так вот! Работать придется действительно много. Но это должна быть не работа по выпечке булочек (штамповке металла, написании рефератов, :) Это должна быть работа по созданию системы, которая через какое-то обозримое время сможет с минимальным контрольным участием бизнесмена выпекать булочки (штамповать металл, писать рефераты).

 

И в части риска нужно помнить, что одной из необходимых работ бизнесмена является постоянное обучение: управлению финансами и чтению отчетов, управлению материальными и нематериальными ресурсами, управлению людьми, умению контактировать. А обучение снижает риски до совершенно приемлемых размеров. Настоящий образованный бизнесмен рискует не более, чем 20% своего капитала. Причем риски эти просчитаны и сделано все возможное для их минимизации. Уменьшены риски - уменьшены страхи.

 

Так что не стоит в противоположность лени и страху ставить безудержный труд и постоянную борьбу с самим собой. Если бы успех предпринимателя заключался в постоянном преодолении себя, бизнесмены бы вымерли. Я считаю, что учить людей нужно не борьбе. Учить нужно тому, как получать удовлетворение от предпринимательства. В конце концов это один из высших видов интеллектуального творчества, весьма мною уважаемый. И, к сожалению, слишком мало примеров удачного системного предпринимательства в отечественном бизнесе.

 

Большое Вам спасибо.

 

С уважением,

Ирина Колесникова.

 

Прежде всего, слова Сергея Спирина, сказанные им в форуме его сайта – www.fintraining.ru:

«Я неоднократно убеждался (и на своем опыте, и в разговорах с другими людьми), что пока человек не столкнулся с реалиями бизнеса, он очень слабо представляет себе, что это такое. Его представления состоят из заблуждений, иллюзий и т.п. И разрушить эти заблуждения может только грубое столкновение с реальностью – никакие умные книжки, разговоры с предпринимателями и прочие формы передачи информации не способны это сделать…»

 

Именно по этой причине, получив письмо от Ирины Колесниковой, я затратила некоторое время на поиск в Интернете информации об авторе письма J. Меня, в общем-то, интересовал, один единственный вопрос – является ли Ирина предпринимателем?..

По соединению ее имени и электронного адреса мне удалось найти ее резюме на должность бухгалтера, закинутое в сеть около года тому назад, и чуть позже – несколько вакансий, размещенных ею на позиции бухгалтеров рангом пониже.

Таким образом, я поняла, что Ирина работает в качестве наемного сотрудника, и занимает, видимо, достаточно высокую позицию в финансовом отделе крупной компании.

Объясняю, зачем мне вся эта дедукция понадобилась J.

Если бы Ирина была предпринимателем, а, значит, рассуждала со знанием дела, мне пришлось бы ей поверить. И соответственно, в рассылке вам сказать: «А, ведь, пожалуй, Ирина права, потому что она сама создала компанию «Альфа», которая работает именно так, как она описывает…».

Но сама Ирина оказалась не предпринимателем, а потому ее слова могут быть не более чем предположением. Гипотезой, не проверенной на практике.

Но далее она ссылалась на авторитеты:

Я бы не хотела присвоить себе эти умные мысли. Они высказаны Майклом Гербером и Робертом Кийосаки

Кстати, это одна из форм манипуляции человеком.

Согласитесь, что если я говорю: «я считаю», то это звучит гораздо менее убедительно, чем, если бы я сказала: «мы с президентом Путиным считаем», или «мы с Эйнштейном думаем так…» J

Авторитеты используются, чтобы придать убедительности своим словам.

А зачем нужно придавать убедительности своим словам?.. J

Зачем нужно кого-то в чем-то убеждать?

Вы верите? – Чудно! – Делайте!

Убеждать – дело пустое и неблагодарное. Оно ничего никому не дает: дело с места не сдвигается, а человека переубедить очень сложно.

Но раз уж авторитеты названы, давайте разбираться с авторитетами J.

Роберт Кийосаки – действительно состоятельный человек. Деньги он сделал на удачных инвестициях. Но, все же, он ДАЛЕКО не настолько состоятельный человек, чтобы стать известным благодаря своему богатству. Много ли Вы знаете американских миллионеров из первых строчек рейтингов?.. – А Кийосаки нет в первых строках.

Кийосаки – хороший писатель. И если бы он говорил о том, как написать книгу, чтобы она стала мировым бестселлером, я бы слушала его, как «Отче наш»… J.

Но когда хороший писатель рассуждает о собаководстве или о бизнесе – он тут же становиться профаном.

Александр Сергеевич Пушкин – великий человек. Но его учитель по математике оценивал его знания на «0», и частенько говорил: «Пишите лучше стихи» J.

И я бы не стала полагаться на авторитет Кийосаки в вопросах бизнеса, даже если бы точно знала, что он действительно так где-то говорил (я читала его книги, но не помню такого).

А вот когда Кийосаки сделает хотя бы один Макдональдс, я начну ему верить, как бизнесмену. Пока что, он может быть авторитетом, как инвестор и как писатель, но не как бизнесмен.

Итак, опыт Ирины и опыт одного из ее авторитетов – Кийосаки – вряд ли следует рассматривать, как веский аргумент в защиту этой позиции.

Остается Майкл Гербер J - займемся им.

К своему стыду должна признаться, что впервые услышала это имя: не читала. Но на этот случай у меня есть полезные знакомства J - я имею ввиду Александра Левитаса, который играет в команде «Что? Где? Когда?» Израиля, а потому знает почти все, а в бизнесе он знает так много, что слово «почти» можно округлить J.

Я попросила Левитаса раскрыть мне тайну этого человека – Майкла Гербера J. И получила ответ:

Гербер - www.e-myth.com - в общем, вполне толковый автор книг по бизнесу и консультант малого бизнеса. Продвигает идею о том, что хороший бизнес - это не когда ты надрываешься, а когда нанимаешь людей, которые всё делают сами.

В общем, вполне здравый подход. Стоит почитать.

Итак, Гербер – хороший писатель - раз.

Заметьте, что Александр указал это ПРЕЖДЕ, чем указал, что Гербер еще и консультант, следовательно, вероятнее всего, и Гербер тоже получил всемирное признание именно как писатель, но не как консультант.

Но, все же, Гербер – консультант – два.

Но Гербер – не бизнесмен, и Макдональдса он тоже не создал.

Следовательно, я бы стала полагаться на его опыт, как писателя и как консультанта.

Но я бы не стала полагаться на его опыт, как математика, скрипача, собаковода, садовода, автомобилиста, авиаконструктора или уборщика. Ровно так же, я бы не стала полагаться на его опыт, создавая бизнес.

 

Теперь возьмем примеры бизнесменов. Например, тех, с которыми я встречалась, ну, скажем, за последние 2 недели.

Последнее время я предпочитаю личные беседы с миллионерами, чтению их книг J.

Итак:

Дмитрий – вот фамилию не помню – владелец 15-ти московских ресторанов, например, кафе Прадо на Китай Городе. Кстати, один из самых дорогих ресторанов в Москве. Его же ресторан - «Сорри Бабушка» - в том же районе.

Алексей Богородский – представитель бельгийского кофейного бренда Ромбаутс в России. Недавно я увидела его в ТВ передаче «Москва – территория малого бизнеса», после чего договорилась с ним о встрече.

Юрий Логачев (его вы немного знаете – он директор фирмы «Биолинк»).

Аркадий Лопухов (его вы так же знаете – «Арлони» и «Дж. М. Трейдинг»).

Думаю, для примера нам достаточно этих четырех.

Начнем с середины J. Юрий Логачев накануне встречи МКП прислал письмо, что ввиду особой напряженности его рабочего графика, он никак не сможет быть на встрече МКП. Он все же на нее потом приехал по моей очень большой просьбе.

Аркадий Лопухов чаще не может быть на встречах МКП, чем может, просто иногда бывает даже тогда, когда не может. При благоприятном раскладе, он работает часов по 12 в день. Ну, справедливости ради, отмечу, что он как-то говорил: «Так это же здорово! Плохо, когда не знаешь, что делать, а если занят 25 часов в сутки – значит, все идет, как надо!» J

Дмитрий, с которым я беседовала в кафе Прадо, опоздал на назначенную им встречу примерно на час, а около 18.00 был вынужден со мной расстаться, потому что у него была потом еще встреча, после которой он рассчитывал успеть «немного поработать» J.

Он предложил, если у меня остались к нему вопросы, приехать еще раз, но: «желательно очень поздно: Вы назначаете деловые встречи на позднее время?» J

К слову, этот человек, долларовый миллионер.

Алексей Богородский на мое предложение назначить время встречи в течение ближайшей недели, назначил ее на пятницу со словами: «В остальные дни я занят под завязку. Но если вы можете подъехать после 21, я готов. В это время я обычно освобождаюсь».

Вы Ирина, в своем письме, доказываете мне, что все эти люди – НЕ бизнесмены? J

Однако у меня вызывает непонимание тезис, что бизнесмен, сумевший стать финансово свободным (как первая ступень к БОГАТСТВУ) для Вас ассоциируется с человеком, вкалывающим по 15-18 часов в сутки почти круглогодично, неся безумные риски при вложении заработанного кровью капитала.

 

Я бы хотела, с Вашего позволения, высказать противоположную точку зрения. Я считаю, что бизнесом может называться только то дело, которое выстроено в форме стройной системы, если хотите, машины для создания денег. Бизнес является таковым, если Вы можете оставить его на год без личного участия, и за это время он только вырастет.

Все остальное – не бизнес.

Не согласна: все эти люди – именно бизнесмены. Но они в вашу картину «бизнеса» никак не попадают.

Так что будем делать: менять представления о бизнесменах в соответствии с Вашими, тогда как Вы – не бизнесмен?

Или все-таки, будем смотреть на РЕАЛЬНОСТЬ – на то, как работают настоящие бизнесмены?..

С другой стороны, давайте найдем примеры такого бизнеса, о котором вы пишите:

Я бы хотела, с Вашего позволения, высказать противоположную точку зрения. Я считаю, что бизнесом может называться только то дело, которое выстроено в форме стройной системы, если хотите, машины для создания денег. Бизнес является таковым, если Вы можете оставить его на год без личного участия, и за это время он только вырастет.

Примеры – в студию!

Мне известен только один подобный пример – Макдональдс.

Но, знаете, Ирина, если бы я покупала франшизу Макдональдса, то я бы как раз рассматривала это дело не как бизнес – потому что строить бизнес мне бы в этом случае не пришлось, он уже построен и прописан до последней веточки укропа в гамбургере.

Я бы рассматривала это, как инвестицию, как вложение капитала с минимальным риском и хорошей доходностью.

Понимаете?

 

Вы, однако, где-то правы. Конечно, надо выстраивать систему, и надо стремиться к тому, чтобы бизнес мог работать без вас. СТРЕМИТЬСЯ – надо.

Но, знаете зачем?..

Вовсе не для того, чтобы верить, что возможен такой бизнес, при котором хозяин греет пузо на Канарах, а денежки прибывают на его банковский счет бурным потоком. От такой иллюзии лучше отказаться сразу: чем раньше, тем меньше потом ударов судьбы.

А для того, чтобы бизнес развивался и совершенствовался: ведь предела совершенству, как известно, нет.

А значит, у нас с вами, как бизнесменов, есть два пути: ОСТАНОВИТЬСЯ в развитии и греть пузо на Канарах, или поступать, как вышеназванные Аркадий, Юрий, Дмитрий и Алексей.

То есть, лопату в руки – и в поле на 14-18 часов J.

 

И еще скажу вам одну вещь. Да, предела совершенству нет. Но можно стать лучше других на рынке, а потом дать себе передышку. Только в процессе этой самой передышки, Вам, как бизнесмену, придется помнить, что Вы, подобно Алисе в Зазеркалье, двигаетесь вперед только в том случае, когда бежите изо всех сил.

Остаетесь на одном и том же месте, когда быстро идете вперед.

И стремительно скатываетесь назад, когда греете пузо на солнышке…

Настолько стремительно, что порой хватает одного месяца, чтобы потерять свое крепко стоящее на ногах дело, и всю «стройную систему, если хотите, машину для создания денег» - разом.

А потому не существует такого дела, которое было бы «выстро-ЕНО в виде стройной системы». Существуют только такие дела, которые надо «выстра-ИВАТЬ в виде стройной системы» ВЕЧНО, чтобы они таковыми нам с вами, обывателям, со стороны казались.

Вот, примерно так.

 

Я очень часто встречаю людей, которые рассуждают о том, что хорошо бы создать бизнес, который будет сам собой работать и приносить деньги, а они будут загорать на Канарах. Только отмечу, что среди этих людей мне НИ РАЗУ не попадались действующие бизнесмены, имеющие хоть какой-то бизнес.

А если человек, имеющий бизнес, слышит такие рассуждения, он всегда с ними поспорит. Потому что в отличие от писателей, он знает, как обстоят дела НА САМОМ ДЕЛЕ.

И если вы мечтаете о таком бизнесе, и у вас есть деньги, я рекомендую просто отдать свои деньги кому-то из БИЗНЕСМЕНОВ, кто умеет их увеличивать, и знает, как это делать. А не «выстраивать стройную систему» самому. То есть, попросту инвестировать свои деньги и жить на проценты. Это и будет вам «стройная система», при которой можно греть пузо J.

Ну, а если вы мечтаете о таком бизнесе, и у вас нет денег – тогда мечтайте дальше. Способность мечтать – тоже чудесное свойство человека.

Оно способно заменить собой многие подвиги и приключения J.

А вот в бизнес следует идти только тогда, когда ты готов работать по 12 – 18 часов, и более того! – только в том случае, если ты ЛЮБИШЬ так работать, потому что одной готовности, будет, пожалуй, и маловато, и на ней одной долго не протянешь.

По-другому не бывает, и все бизнесмены, которые у нас на слуху, будь то Чичваркин, Коркунов или Генри Форд работали именно так.

И частичным утешением им могло служить и служит только, пожалуй, то, что они делают дело, которое им нравится делать, и они делают его лучше других.

 

Что же, я надеюсь, что мне удалось разочаровать сотню-другую начинающих бизнесменов?.. J

РАЗ-очарование – тоже полезнейшее чувство! Потому что оно освобождает от ОЧАРОВАНИЯ, в котором жесткой реальности обычно не более 1-2% J.

 

Как составить бизнес-план.

Здравствуйте, Людмила.

 

С интересом прочел последний выпуск рассылки (о необходимости бизнес-плана), полностью с Вами согласен, но у меня возник вполне законный вопрос - а как научится составлять бизнес-план? Какова должна быть его структура? Какие вопросы должны быть отражены? Быть может есть какая-то "рыба"? Может есть ресурс в интернете или литература? Ну т.е. с чего начать-то?

 

--

С уважением,

Константин

Вот, подобные вопросы, а точнее, люди, которые их задают, не перестают меня удивлять. Я уже объясняла, почему. Скажем, возник у меня вопрос – «как составить бизнес-план?», что я буду делать?

Самое первое, что я сделаю, это зайду в Яндекс (Рамблер, Google и иже с ними) и наберу там в строчке поисковика «бизнес-план».

Ну, а как только я это сделаю, у меня сразу же отпадут все вопросы, потому что я уже на первой странице найду штук 15 вариантов схемы бизнес-плана.

Да-да, вы не ослышались, на первой странице, куда Яндекс выведет всего-то 10 строчек, я найду именно 15 вариантов, не меньше J.

И вопрос отпал.

Но люди почему-то часто предпочитают Яндексу меня. Не скажу, чтобы это мне льстило: мне предлагается проделать ту работу, которую умеет делать робот.

Мало того. Человек задает мне вопрос, безо всякого расчета на то, что я вообще ему отвечу. Значит, ответ не так уж ему и нужен.

А если я НЕ отвечу – тогда что, а, Константин? Тогда Ваш вопрос заглохнет? Ну, попытались, ну, не вышло, и все? Или что? J

А если я отвечу через 10 дней? Вы могли бы найти ответ сразу же, в тот же день, и не терять из-за меня целых 10 дней своего времени?.. Неужели не жаль времени?..

 

Мне лично совершенно очевидно в таких случаях, что вопрос из разряда праздных – то есть, если человек по какой-то причине не смог найти на просторах Рунета форму бизнес-плана, то он не только не сможет ее заполнить, когда я дам ссылку – а он даже не дочитает ее до конца – лень будет J.

Поэтому обычно мои ответы на такие письма носят юмористический характер. Я отвечаю человеку, что чем париться с бизнес-планом, лучше бы подумал о том, что через час по ТВ будут классное кино показывать, и у него еще есть время сбегать за пивом и кальмарами J.

Такие вопросы бывают не только про бизнес-план: про что угодно. Но поскольку писем с вопросами «Где же достать бизнес-план?! Срочно помогите!!!» на данный момент я получила, наверное, более ста, то решила отклониться от своей обычной практики юмористических ответов J.

А вдруг хотя бы одному человеку из этих 100 ссылка реально поможет?..

Не то, чтобы я в это верила, но все же, если одному поможет – то моя работа окупилась J.

 

Итак, вот тут:

http://subscribe.ru/catalog/economics.school.bsbs.bsbs

в выпуске за 23 октября сего года вы найдете «академическую форму бизнес-плана» - традиционную. Ту, которую проходят в институтах, и долго разжевывают значения и способы вычисления всех финансовых показателей.

Но я Вам по секрету скажу, что 9 из 10 инвесторов, к которым вы обратитесь, не будут понимать значение этих показателей. Не потому что дураки – отнюдь. А просто не привыкли пользоваться именно этими показателями.

К тому же проверять чужие вычисления сложнее, чем сделать свои.

Короче говоря, я рекомендую взять форму плана с сайтов инвесторов или бизнес-ангелов. Например, скачать ее здесь: http://www.private-capital.ru/entrepr/.

На сайте http://www.private-capital.ru/ вы сможете найти так же рекомендации по составлению бизнес-плана: настоятельно рекомендую обратить на них внимание.

А то начинающие предприниматели, у которых в школе по математике была пятерка, имеют тенденцию к перенасыщению плана финансовыми показателями.

А начинающие предприниматели – «лингвисты» J, у которых в школе была пятерка по русскому языку, перегружают план специфическими терминами, вроде «видеомедийность».

И те и другие думают, что это придает веса их плану. А это придает ему только туманности. Его сложно читать, и в итоге, большинство инвесторов отказывают, не дочитав до конца.

Поэтому пишите так, чтобы было не скучно читать: коротко, ясно и просто.

 

http://subscribe.ru/catalog/economics.school.fintraining

- это ссылка.

По ней вы найдете рассылку – «Секреты инвестирования» Сергея Спирина, и сможете на нее подписаться.

Очень рекомендую сделать это прямо сейчас – потому что это грамотное, доступно изложенное финансовое образование для лентяев.

Читаешь, получаешь удовольствие, да еще и учишься в процессе.

Особо рекомендую обратить внимание на последний выпуск этой рассылки, «Инвестиции в бизнес», который вы найдете вот тут.

Сергей Спирин был гостем на нашей последней встрече МКП, которая прошла 24 октября, и о которой я рассказывала вам в прошлый раз. В этом выпуске он описал свои впечатления об участии на встрече, на которые я вам рекомендую обратить внимание.

Особенно это будет интересно тем, кто хотел бы найти инвестиции в свой бизнес проект.

 

Выигрыш-выигрыш.

Прием заявок на участие в проекте Выигрыш-выигрыш продолжается.

Очевидно, что все поступившие заявки мы не сможем прослушать 28 ноября, но проект решено продлить, и, думаю, что в Новом Году мы сможем провести еще пару встреч по проекту.

Еще раз обращаю внимание жителей всех городов мира, кроме Москвы: не стоит спрашивать меня или Лиду о том, можете ли вы принять участие в проекте. Отвечаю: МОГУТ ВСЕ.

Но условия для всех равные, то есть для того, чтобы принять участие в проекте, нужно приехать на встречу МКП, на которую Вам будет предложено приехать. Вы можете ехать хоть с Аляски – это совершенно безразлично инвесторам.

Но выездных встреч МКП не проводит, все встречи проходят в Москве, и сможете ли ВЫ приехать в Москву на ту встречу, на которую вам будет предложено приехать, и имеет ли это для вас смысл, я не знаю.

Решайте сами.

 

Удачи!

ЛЛ

l-lunkova@yandex.ru


Copyright  © Людмила Лунькова, 2004-2006. Письма, присланные автору рассылки, могут быть опубликованы в рассылке - в полном объёме или частично - без предварительного уведомления. Если Вы не хотите, чтобы Ваше письмо было опубликовано - пожалуйста, явно укажите это в начале письма. Спасибо. 

Наши коллеги в сети:

Сергей Сидоренко Новости Питерского Клуба Своего Дела
Рассылка Киевского клуба предпринимателей Внутри бизнеса
Владимир Макин Новости Новосибирского Клуба Предпринимателей
Дмитрий Ткаченко Новости Донецкого Клуба Предпринимателей

Рассылки, которые мы рекомендуем:

Юрий Логачев Стратегия Вашего успеха. Осознание истины
Валерий Арцрунович Симонян Управление - царица всех наук!
Сергей Спирин: "Секреты инвестирования"
Сергей Спирин: "Финансовое обучение"
Сергей Спирин: "Психология НЕ для всех"
Сергей Спирин: "Бесплатное образование в Интернете"
Лунькова Людмила Академия женской гениальности
Александр Левитас Больше денег для Вашего бизнеса
Александр Левитас Почему Ваш бизнес-сайт не работает?
Анатолий Белоусов. Сколько стоит бизнес?!!
Тимур Мамедов Как бросить курить?


В избранное