Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Секреты бизнеса. Предприниматели рассказывают...


Информационный Канал Subscribe.Ru

СЕКРЕТЫ БИЗНЕСА.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ РАССКАЗЫВАЮТ...   
ЛИСТОК МОСКОВСКОГО КЛУБА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

ВСЁ о бизнес образовании.

 

Всё, что я знаю, разумеется J.

Те, кому образование не интересно, могут прямо тут и закончить чтение J. Но писем по этой теме приходит достаточно, причем, разного рода писем, и оставить тему без внимания мы не можем.

 

Сегодня я опубликую отрывок выпуска Александра Левитаса о фальшивых бизнес-тренерах. Подписаться на эту рассылку вы сможете по адресу: http://subscribe.ru/catalog/marketing.levitas.

Но до этого, отвечу на одно письмо по той же теме – о бизнес образовании. А еще раньше J, до того, как отвечу, я хочу разрешить вот какой момент.

Дело в том, что последнее время я получаю множество просьб разместить рекламу определенных бизнес тренингов.

Давайте договоримся таким образом.

Подобная реклама должна содержать электронные адреса людей, ну, скажем, не менее 5-ти человек, которые достигли заявленных целей с помощью данного тренинга. Например, если вы рекламируете тренинг «Как развестись с женой», то мне нужны адреса людей, которые в результате тренинга успешно развелись с женой.

А вот если вы рекламируете тренинг «Как создать бизнес с нуля за 1 месяц», то мне нужны адреса людей, которые создали бизнес с нуля за 1 месяц в процессе этого тренинга.

Только имейте ввиду, что когда я говорю «бизнес», это не тоже самое, что «идея для бизнеса». Разница между первым и вторым в том, что первый приносит стабильный доход не ниже, ну, скажем, $ 2000 - 3000 в месяц своему владельцу.

Т.е. если вы не можете привести адреса 5-ти человек, которые создали бизнес с нуля за один месяц, и что-то заработали (потому что если они не заработали, то это «идея для бизнеса», «проект бизнеса», «возможность бизнеса», но уж точно не бизнес), то и не утруждайте себя написанием мне писем с просьбой рекламы, договорились?

Ведь электродрель, которая не работает, это не электродрель, а «макет электродрели» или «сломанная электродрель», но выдавать ее за действующую электродрель – это обман или мошенничество.

То же самое касается бизнес тренингов, и такую рекламу я не публикую.

 

Теперь письмо. Кстати, подобных писем приходило еще с десяток – надеюсь, не страшно, что я не публикую все?

Главное, что отвечаю на все – ведь так? J

А если вы настаиваете на публикации своего письма, вы можете прислать его мне с пометкой «повторно» в теме.

 

Людмила,

А можете подробнее рассказать о бизнес образовании (МВА), которое вы получили? Я размышляю над тем, стоит ли мне получить МВА. Я готов потратить на это до $ 10 000, но не больше, то есть, насколько я понимаю, западное МВА с этой суммой я не получу.

А про российское я слышал разные мнения, кто-то говорит, что оно совсем плохое, а кто-то – что оно лучше западного…

И может быть, вы знаете о каком-то другом хорошем бизнес образовании, не МВА?

Спасибо!

Олег Герасименко

Если Вы хотите получить именно платное образование, тогда $ 10 000 Вам с лихвой хватит на российский МВА с государственным дипломом. По-моему, максимальная цена такого образования $ 12 000, дороже я не встречала. А в среднем - $ 6000 – 8000.

На западный платный МВА пять лет назад нужно было иметь свободных ресурсов около $ 40 000. Их хватало на оплату образования и на проживание первое время. Далее большинство учеников бизнес школ там устраиваются легально или не легально работать, неплохо зарабатывают (от $ 2500 в месяц), и возвращаются домой не только с образованием, но еще и с деньгами, которых иногда хватает на покупку квартиры в Москве.

Но нужно иметь ввиду, что существуют бесплатные способы получить западный МВА.

Самый простой, это, конечно, устроиться на работу в западную компанию, где есть такая возможность J. Некоторые западные компании (например, та же The Boston Consulting Group, и другие) после двух лет работы оплачивают сотрудникам обучение по этой программе.

Как вы догадываетесь, мне этого делать 5 лет назад уже не хотелось J. Поэтому такая возможность мне не подходила.

Есть и другая – это программы стипендий для развивающихся стран, например, Maski, сейчас появились и российские, но я о них толком ничего не знаю.

На «Маски» схема такая.

Вы подаете документы на стипендию; в документах кроме массы анкет, нужно предоставить сочинение на английском языке о себе, где желательно разъяснить комиссии, зачем вам нужно это образование.

Далее комиссия рассматривает Ваше заявление (коих, по-моему, около 20 на место), дает согласие выплачивать вам стипендию или отказывает. При этом для москвичей и питерцев там лимит особенно строгий: проще получить стипендию, будучи из какого-нибудь другого города.

Далее вы сдаете два экзамена, один постоянный – TOEFL (на знание языка), а второй зависит от выбранной Вами специальности, мне грозил GMAT на экономику.

GMAT – это математика на уровне американского школьного образования, т.е. это максимум 6-й класс российского J. Задачки там на уровне «Один угол треугольника 90 градусов, другой 40 градусов, каков размер третьего угла?» J

Американцы такие проходят в выпускном классе школы J.

Плюс издевательские логические J - Улитка ползет по столбу в 10 метров, за день она поднимается на 5 метров, за ночь спускается на 4. За сколько суток она доползет до конца столба?

Издевательские, потому что любой нормальный человек вроде меня, отвечает «за 10», а правильный ответ «за 6» J. И таких там много издевательств J.

Но, в общем, вся трудность в том, что они на английском языке, поэтому нужно натренироваться понимать все термины и не путаться. Остальное для русского человека слишком легко J, потому что наше начальное образование существенно сильнее, чем у них.

После этого, Вы рассылаете результаты экзаменов, заполненные анкеты, и подтверждение того, что Вы будете получать стипендию Маски, в разные бизнес-школы.

Некоторые из них Вам отказывают, другие соглашаются. И потом ваша задача выбрать среди тех, что согласились ту, которая вам интересна.

Ну, понятно, что чем лучше результаты экзаменов, тем больше школ соглашаются вас принять, чем хуже – тем меньше школ. При совсем плохих результатах, даже если у вас есть подтверждение на стипендию, вам отказывают.

Если вы хотите сами оплачивать обучение, то начинаете процесс не с комиссии «Маски», а непосредственно с экзаменов. Они платные, кажется, их можно сдать дважды в год, и допускаются все, кто оплатил участие.

Вы их сдаете и получаете результаты в письменном виде, а далее – рассылаете их по школам с уведомлением, что оплачивать обучение собираетесь самостоятельно.

Наиболее известные бизнес-школы, которые держатся постоянно в первой десятке, это, конечно, американский Гарвард, французский INSEAD (неподалеку от Парижа, в Фонтебло, где Людовик XIV гонял бабочек с мадемуазель де Лавальер) и LBS (The London Business School).

Есть еще в Испании одна школа, а остальные в десятке – американские.

Мой поход в эту сторону бесславно закончился после безуспешной попытки получить стипендию; вместо нее я получила отказ от Маски с вежливым предложением «попробовать в другой раз», и до экзаменов просто не дошла J.

Видимо, причина, по которой мне нужно было получить стипендию на обучение, показалась комиссии не убедительной, а, возможно, им показалось неубедительной моя фамилия, о чем меня сразу предупредил отец: я же наследственный борец за освобождение рабочего класса Америки от гнета капиталистов L.

J

Ну, и хотя я вовсе не собиралась продолжать благородное дело своих предков на Американском континенте, все же репутация – великое дело J.

А платный вариант мне не подходил, поскольку у меня не было свободных $ 40 000, а главное, мое желание получить образование на западе по силе не соответствовало этой сумме J.

Я хотела только на халяву J.

Однако моя неудача ничего не означает и в защиту относительной простоты поступления со стипендией в такую школу, могу сказать, что таким образом поступили, и успешно проучились два года, человек пять моих знакомых, которые отнюдь не гении, хотя и не дураки. И в том числе, жена моего брата, которая училась неподалеку от Нью-Йорка.

В сети довольно много сайтов по этой теме, вот тут, например: http://www.studyabroad.ru/. Другие сможете найти через поисковики.

Что же касается эффективности обучения, то западные бизнес школы делают ту же ошибку, что и все остальные бизнес школы. Точнее наоборот – все остальные делают ту же ошибку, что и западные J.

Они учат играть на скрипке тех, у кого нет скрипки. И даже практику их ученики проходят как подмастерья настоящих скрипачей J. То есть, как СОТРУДНИКИ ОТДЕЛОВ, а даже не директора L.

Только лучшие ученики попадают сразу на директорские позиции.

Я уже вам приводила пример одного своего знакомого крупного российского предпринимателя, который получил МВА в INSEAD после чего сделался… наемным рабочим J. Правда, доходы его после этого выросли, хотя он и предпринимателем зарабатывал около $ 500 000 в год.

То есть, ради увеличения доходов учиться в бизнес школе стоит, и такое вложение денег весьма рентабельно: быстро окупается и приносит прибыль.

А вот для того, чтобы стать предпринимателем – не стоит. Пустая трата времени.

Хотя ведь изначально бизнес школы на Западе задумывались именно как школы, обучающие предпринимателей…

А превратились в школы для подготовки «белых воротничков».

Это про западные школы.

Эффективность наших не намного отличается, и наши тоже готовят «белых воротничков» - только для российских, в основном, компаний.

Если бы меня спросили, какой МВА лучше, я бы сказала – смотря для какой компании. Для компаний, работающих на российском рынке – безусловно лучше МВА российский. Для компаний, работающих на западном рынке – западный же МВА.

Знания западных бизнес школ во многом бесполезны в России, скажем, весь курс управления финансами – никуда не годится.

Если же вы планируете начать свое дело – то МВА полезно для общего развития, но и только…

Не нужно делать ставку на это образование: мол, получу, а потом будет понятно, как свое дело начать.

Ничего потом понятно не будет.

 

 

И то, что касается российских бизнес школ.

Я получила МВА в институте «Синергия» – бизнес школе на основе Российской Экономической Академии им. Г.В. Плеханова. Ее можно найти по ссылке в Яндексе.

 

Что она мне дала?..

Ну, во-первых, глобально, конечно, ничего не дала J.

По мелочам – да. Например, поскольку я занимаюсь консалтингом, три магические буквы «МВА» сами по себе создали мне доверие со стороны предпринимателей. То есть, если раньше мне приходилось что-то им доказывать, и только потом начинать работать, то имея степень МВА, доказывать более уже ничего не нужно. Доверие, со стороны, во всяком случае, крупных предпринимателей, появляется само собой.

Далее они (эти буквы) позволили мне существенно завышать уровень дохода, уже, причем, в процессе обучения (оно там вечернее) J.

Ну, и, кроме того, само по себе обучение расширило кругозор и добавило знакомых в разных сферах, причем уровнем от директора направления и выше.

Не нужно думать, что бизнес школа это какие-то академические знания. Там академических знаний нет вовсе, а одна и та же задача может иметь много разных ответов – разумеется, если вы сумеете обосновать свой ответ.

Обучение там ведется при помощи кейсов – это реальная задача из реального бизнеса, с которой кто-то когда-то где-то сталкивался, а затем изобразил в виде кейса.

Условия этой задачи занимают от 5 до, в среднем, 10 страниц, а иногда и больше.

А вопрос выглядит так: «Менеджер Костя предлагает повысить вдвое цену на фруктовый йогурт и снизить на 10% цену на детский творожок. Примете ли вы предложение менеджера?»

Дальше – подробный рассказ о рынке, где работает фирма, и обоснование Костей его предложения. А вас просят принять решение: согласиться с Костей или отказаться.

Стандартного обучения в виде передачи каких-либо знаний там просто нет (во всяком случае в «Плешке» не было): преподаватель, который находится здесь же, играет скорее роль модератора или привлеченного консультанта J: т.е. следит за полемикой и вмешивается, когда его просят изложить какую-либо необходимую сейчас теорию.

Или когда он сам решает, что нужно прервать дискуссию, чтобы что-то объяснить.

Так же строится и экзамен. Вам дают задачу страниц на 20 (почему-то на экзамен подбирают кейсы с непременно большим описанием условий J), вы ее читаете, готовите решение, и излагаете его экзаменаторам.

Причем, студент Миша может сказать, что Костя прав, а студентка Катя, что Костя не прав, при этом оба получат высшие оценки J.

Тут важен не единственный правильный ответ, которого в жизни как правило никогда нет, а ваше умение:

- мыслить

- обосновывать

- доказывать

- внушать

- зажигать

J - и только.

 

Ещё из интересного J; там полгода шла электронная бизнес игра.

Это была модель компании, занимающейся пошивом и продажей одежды: то есть, компьютерная программа, в которой преподаватель все время менял рыночные условия, а вы каждый день проверяли, что изменилось на рынке и у конкурентов, коими выступают все ваши сокурсники, принимали решения и вводили их в компьютер.

Причем, решения по всем вопросам: вы вводили в компьютер, какой ассортимент вы будете производить, заполняли таблички с расходами на пошив одежды (себестоимость задавалась), рекламу, аренду и т.п.

Причем, начальные финансовые условия у всех фирм были одинаковые, а выигрыш определялся по сумме, которую вы заработали в итоге.

В этой игре я стабильно удерживала второе место по институту (кроме самого начала, когда, сознательно тратя кучу денег в расчете на будущее, плелась в конце J), или около 20 % рынка, а в итоге заняла даже первое J.

Дело в том, что «лидеры рынка», двое ребят, которые были на первом месте всю игру, под конец сделали ход конем, который оказался дурацким (т.к. они неверно предположили мои действия J). В результате в самом конце они благополучно скатились на третье место, а я не заслуженно получила диплом за первое J.

Тут самое главное – хладнокровие J, как и в любой игре, особенно под конец J. Если бы эти ребята ничего не сделали под конец – они бы у меня все равно выиграли бы, но разрыв между нами был бы маленьким, в несколько процентов J. А они решили его увеличить J.

 

Кроме кейсов и игр, там были экзамены на знание теории, но теорию не преподавали, а просто задавали здоровенный перечень книг на дом и время для консультаций с преподавателями. Вы могли их читать, а могли не читать – главное потом экзамен сдать J.

Бывали диспуты – в частности по психологии и кадрам.

И, наконец, интересны были всякие «творческие встречи», когда в институт приглашались сотрудники и владельцы крупных компаний, которые рассказывали о своей деятельности, и отвечали на вопросы.

 

Преподаватели, которые работали, во всяком случае, у нас в Плешке, ездили самое малое на новеньких 200-х мерседесах, ну, или 230-х, я не помню номер модели J, и являлись консультантами и внештатными сотрудниками крупнейших российских и западных фирм. То есть, это не те, которые «сапожники без сапог» J: сапоги у них новые, начищенные, блестящие и т.п. J

Почему же мне это ничего не дало, спросите вы J.

Ну, отчасти из-за моих неправильных ожиданий от курса. Как мне кажется, в момент поступления на МВА, я уже умела:

- мыслить

- обосновывать

- и далее везде J.

Во всяком случае, за первые же кейсы я получала высшие оценки.

А пошла я на этот курс с целью понять, есть ли все-таки тот ЕДИНСТВЕННЫЙ правильный ответ на Костину задачу, или нет J. Мне казалось, что он есть, и я собиралась его найти J.

И научиться искать самостоятельно.

Ту же самую иллюзию питали 100% моих сокурсников.

А там я окончательно поняла, что в жизни нет однозначных ответов J.

 

Это про МВА.

Что касается иного бизнес образования, то хорошего я почти не знаю, а вот разного рода шарлатанов вроде тех, о которых рассказ ниже, видела много.

Насколько я могу судить, очень неплохие курсы у самого Александра Левитаса «Скрытые возможности вашего бизнеса» - о них вы можете судить по его рассылке. Лично мне мало что оказывалось настолько полезно в работе, насколько эта рассылка.

А самое, пожалуй, главное: очень положительно о его рассылке и курсе отзываются предприниматели, которым я его рекомендовала. Даже весьма скептически настроенные изначально.

Впрочем, рассылка бесплатная есть, так что вы можете судить самостоятельно: http://subscribe.ru/catalog/marketing.levitas.

А далее – обещанный отрывок из этой рассылки в тему дня: о бизнес образовании. Кстати, я часто публикую здесь то, что Алекс пишет по этой теме, и может создаваться впечатление, что он только об образовании и пишет.

Это совсем не так: он пишет как раз о конкретных механизмах в бизнесе и о том, как заставить их работать и приносить прибыль.

Просто я так выборочно его тут публикую ;-)

 

 

***

Снова о фальшивых бизнес-тренерах

Выпуск о фальшивых бизнес-тренерах и консультантах не оставил читателей равнодушными. Ко мне пришла целая пачка писем на эту тему. Многие соглашаются со мной, приводят примеры из своего опыта. А многие, наоборот, спорят. Не то чтобы не соглашаются - но считают, что даже от фальшивого бизнес-тренера может быть польза. Вот что, например, пишет психолог Светлана Зенкина:

 

"Здравствуйте, Александр!

Прочитала выпуск рассылки "Больше денег от Вашего бизнеса" №22 и решила написать Вам письмо-ответ-комментарий к предложенному Вами "определителю типов" консультантов. В этом письме я хочу показать Вам другую сторону того, что написали в Выпуске 22.

Описав четыре типа "фальшивых" тренеров Вы не учли их положительные стороны. Да-да, именно положительные. Вы представили эти типы лишь в негативном свете, хотя в "хороших" качествах указали потом и те, которые у этих "фальшивых" присутсвуют. Вот оборотные стороны "фальшивых", по-Вашему, тренеров."

Светлана, Вы уж простите меня за сравнение, но у навоза есть уйма положительных качеств. Это отличное экологически чистое удобрение. Если его высушить, получается топливо для костра. А в некоторых странах навоз смешивают с глиной и строят из этого материала дома. Я ни в малейшей степени не отрицаю эти достоинства навоза - но при этом я утверждаю, что навоз не является пищевым продуктом, а тем более деликатесным блюдом (ну разве что для навозных мух). И если кто-то будет продавать навоз под видом арабских сладостей, я этого человека назову мошенником.

Точно так же фальшивые бизнес-тренеры могут быть замечательными массовиками-затейниками, неплохими психологами, талантливыми манипуляторами, одарёнными танцорами, опытными ведущими тренингов для подростков - вот только к бизнесу это не имеет никакого отношения. А если они утверждают иначе - они либо наивны, либо врут.

 

"Первый тип ("cheergirls"): они воздействуют на эмоции, но, как правило, ПОЗИТИВНО. Они говорят: "Вы сможете! У Вас получится" Я это тоже говорю своим студентам. Это важная, на мой взгляд, составляющая. Кроме того, когда Вы идете в магазин за покупкой или сами обращаетесь за помощью к специалисту, неужели Вам приятнее, когда с Вами сухо разговаривают и дают инструкции? Мне кажется, гораздо приятнее, когда Вам улыбаются и рады - а это ведь тоже эмоциональное воздействие."

Тут есть один нюанс, который Вы, Светлана, то ли упустили из виду, то ли намеренно скрываете. Да, когда "cheergirls" уже работают с клиентами, они стараются вызвать у них положительные эмоции. Но для того, чтобы этих клиентов привлечь, чтобы заставить их выложить сотни долларов за тренинг, "cheergirls" сперва стараются загнать потенциального клиента в депрессию, последовательно нажимая на разные болевые точки. Так делают религиозные проповедники вроде иеговистов, так делают иные торговцы "Гербалайфом", вербуя новичков, и точно так же делают "cheergirls", заманивая людей на свой тренинг. Ведь если человек мало-мальски доволен собой, он не станет выкладывать деньги за похлопывание по плечу. А вот если его сперва раздёргать, заставить нервничать, загнать в депрессию - он легче расстанется с деньгами. Если извлечь квинтэссенцию из шаманских песен, которыми "cheergirls" обрабатывают потенциальных клиентов - неважно, на личных встречах, в рассылках или в рекламе - получится что-то вроде этого:

"Слышь, мужик, твоя жизнь ведь бессмысленна, правда? Крутишься как белка в колесе, а удовлетворения нет. Изо дня в день та же рутина, ничего интересного не происходит, да? Оно и понятно, миру-то никакого прока от твоей работы. Исчезни ты завтра, ничего в мире не изменится. Да и денег у тебя, поди, мало - когда ты последний раз на Канарах отдыхал? А бабе своей бриллианты когда дарил? Кстати, как у тебя с бабами-то? Западают они на тебя, или стороной обходят? На ком ты женат-то, сам подумай - на Богине, на Королеве? Или на корове? Любит она тебя? Тьфу, да разве ж это любовь... Ну а со здоровьечком у тебя как? Признайся, тут и там побаливает иногда, правда? А люди тебя уважают? Какие люди? Например, начальник твой. Или твои дети. Уважают тебя-то? Или только используют? И ты знаешь, они ведь правы. Сам подумай, за что тебя уважать? Что у тебя вообще есть за душой? Чего ты достиг? Брось, разве ж это достижения... Да, мужик, я бы не удивился, если бы ты мне сказал, что уже о самоубийстве подумываешь. Подумываешь ведь, правда? Потому как всем понятно, что жизнь твоя - бессмысленное дерьмо. И ты сам это понимаешь. Понимаешь ведь, да?! Ну так как, хочешь и дальше в этом дерьме сидеть по шею - или выбраться из него? Выбраться хочешь?! Правильно! Молодец, герой, настоящий мужчина! Приходи ко мне на тренинг&nbps;- вытащу тебя из дерьма. Научу, как герой жить должен. А теперь соверши первый поступок настоящего мужчины, уверенного в себе - смело и без колебаний заплати мне 15,000 рублей..."

Если Вы хоть раз имели дело с тренером-"cheergirl", Вы наверняка узнали этот стиль - постепенное вколачивание в депрессию. Как Вы понимаете, если человек не "гений совершенства", хоть какая-то из этих зацепочек да сработает. То ли у него не хватает денег на бриллианты, то ли жена у него не Мисс Россия, то ли... - вот он уже и размяк. А "cheergirl" радостно принимается долбить по тому же больному месту и предлагать свои услуги в качестве "универсального лекарства". Вот только... лекарство-то не работает L. И тем более не работает оно в бизнесе.

Конечно, "cheergirl" может называть себя бизнес-тренером и рассказывать о том, что он-де учит людей создавать своё дело и зарабатывать кучу денег - но на практике результаты обычно нулевые. Выходя с такого, с позволения сказать, "бизнес-тренинга", участники обычно кипят энергией (а как же, им ведь несколько часов, а то и дней рассказывали, какие они орлы и как у них всё получится) и рассказывают всем, как круто теперь переменится их жизнь. И действительно, пытаются что-то менять.

-       Наиболее типичные проявления этого желания круто изменить свою жизнь, которые появляются чуть ли не в каждом отзыве - "Я бросил работу и поменял жену" или "Я бросил жену и поменял работу". Очень типичная реакция после "cheergirl"-тренингов. Это ведь те две вещи, которые проще всего бросить...

Но вскоре люди выдыхаются, обнаружив, что для бизнеса мало иметь настроение "всех шапками закидаем", а необходимых знаний и умений у них как не было, так и нет. И тогда они снова впадают в депрессию. А ловкий "cheergirl" говорит им: "Пройдите ещё один тренинг - глядишь, на этот раз всё получится!" И те, что поглупее, снова несут ему свои деньги...

Чтобы не быть голословным, напомню об одном таком тренере-"cheergirl", который в последнее время наводнил Рунет своей рекламой и самовосхвалениями. В качестве темы для тренинга он заявляет "Создание бизнеса", "Удвоение доходов" и т.п. После его тренингов люди пишут восторженные отклики: "Да я теперь!", "Да мы теперь!", "Я всё осознал!", "Раньше я дурак был, а теперь умный!", "Теперь у меня жизнь круто переменится!", "Я с женой развёлся!", "Я мужа бросила!", "Я с работы ушёл! Ура!" Вот только почему-то я не видел откликов вроде: "После тренинга я поднял доходность своего бизнеса и заработал дополнительные $50,000" - ни одного такого отзыва L Почему же этот тренер рекламирует свои посиделки как тренинг для желающих создать бизнес, а не для желающих развестись с женой? Да потому, что за "бизнес" больше платят.

Недавно этот горе-тренер подбил одного из своих клиентов на проект "Стану миллионером за три месяца". В начале зимы бедолага-клиент всенародно объявил, что собирается заработать миллион в подарок своей жене на 8-е марта. Пошёл с этим объявлением на радио, на телевидение - дескать, вот вам сюжет для новостей, простой русский парень становится миллионером. В рассылках с людьми обсуждал, куда они с женой на заработанные деньги поедут - на Гавайские острова, в Женеву или на Лазурный Берег. Жена его рассылку открыла о том, как просто стать женой миллионера... Да только, как гласит народная мудрость, языком трепать - не мешки таскать. Поскольку клиент этот в бизнесе разбирался примерно так же, как я в зулусских танцах, весь пар у него в свисток ушёл. Восьмое марта прошло. Не заработал он миллиона. И полмиллиона не заработал. И даже ста тысяч не заработал. А на те деньги, которые он заработал, светит его жене не Лазурный Берег, а букетик гвоздик и мешок картошки. Но об этом тренер-"cheergirl", конечно же, не трубит - он же не дурак, чтобы портить свой бизнес, рассказывая о неудачах своих клиентов. Зато, держу пари, он уже предложил своему горемычному ученику пройти ещё какой-нибудь тренинг. За деньги, разумеется.

Другой проект того же тренера - создание бизнеса за месяц. Собрал он людей, собрал с них деньги, попрыгал перед ними, потряс животом, мантры свои любимые попел... Опять же, телевидение пригласил, радио, газетчиков. Прошёл месяц, и что Вы думаете? Правильно. Вышел из этого проекта такой же пшик. Для участников, разумеется - себя-то тренер не обидел, и руки нагрел, и рекламу себе сделал. Теперь вот новый проект затевает...

Такая ситуация - "замах на сто рублей, удар на копейку" - совершенно типична для "cheergirls". Тренинг с кучей бурных эмоций, потоками слёз и соплей, раскатами смеха. На выходе - куча восторженных воплей, разводов, увольнений, ссор с друзьями и родственниками... и всё. А эффект в бизнесе нулевой. Что вполне предсказуемо. Ведь если взять среднего человека, два дня рассказывать ему, какой он непобедимый боец, а потом выставить его на ринг против мастера спорта по боксу - сами понимаете, чем это закончится. Право слово, в бизнесе дело обстоит точно так же.

В одном Светлана права. У каждого, кто занимается бизнесом, должен быть кто-то, кто будет похлопывать по плечу и говорить: "Ты молодец! Я в тебя верю! У тебя всё получится!" В минуту жизни трудную такая помощь просто неоценима. Но, честное слово, это может сделать кто угодно - мать, брат, друг, любимая девушка, учитель, коллега... Нет никакой необходимости платить за это кучу денег чужой тёте или толстому дяде.

 

"Второй тип (архистратиги): стратегии ДЕЙСТВИТЕЛЬНО важны! Вы сами дальше пишете о том, что важно, чтобы тренер-консультант объяснял систему. Это просто разные слова для однотипных вещей. Я тоже даю своим студентам систему, но понимает ее каждый по-своему."

Проблема "архистратигов" в том, что стратегия, которой они торгуют, столь "высока", что никак не соотносится с практикой. Знаете, есть такой анекдот, когда муж рассказывает друзьям, что он-де никакой не подкаблучник: "Жена только всякие мелочи решает - какое пальто купить, куда в отпуск поедем - а все главные решения я сам принимаю. Например, есть ли жизнь на Марсе, объявить ли войну Ираку..." Так и "архистратиг" занимается решениями глобальными. А спросишь его, какие практические выводы надо из этих решений сделать - например, открывать ли новый филиал, давать ли рекламу на ТВ, запускать ли продукт в серию - и тут же выясняется, что это тактические вопросы, которые ниже его достоинства.

-       Настоящий питерский интеллигент, как известно, никогда не говорит "Мне пох...", вместо этого он говорит "Это ниже моего достоинства"

Как я уже писал, стратегия важна - но только если это настоящая стратегия, которая легко "переводится" на практику. Что же касается "архистратигов" - если Вы возьмёте 10 долларов и купите на них "Искусство войны" Сунь-Цзы, "Книгу пяти колец" Миямото Мусаси и "Книгу для героев" Артёма Тарасова, Вы узнаете всё то, что "архистратиг" расскажет Вам на семинаре стоимостью в 200 долларов или на частной консультации стоимостью в 1,000 долларов. А сэкономленные деньги можете вложить в свой бизнес.

 

"Третий тип (попугаи): хорошо, когда курс или консультация, которые Вам предлагают, основаны на опыте консультанта и тренера, но он тоже где-то и у кого-то учился, что же плохого в том, чтобы в меру ссылаться на другие источники? Наоборот, у клиентов появляется возможность дополнительной информации! Я периодически прибегаю к цитированию других людей, коллег по сфере деятельности."

К цитированию прибегают все. Даже в этом выпуске рассылки прячется пяток цитат из классиков - Лермонтова, Чехова, Воннегута, Гиляровского и т.д. Но "попугай" потому и попугай, что кроме цитат у него нет вообще ничего. Что "попугай" наворовал у коллег, то и рассказывает - правда, без ссылок на авторов. Продвинутые "попугаи" способны переставлять местами абзацы и заменять слова на синонимы, наиболее продвинутые даже пересказывают украденное своими словами - но сверх того, что они прочитали, с них взять нечего.

А прочитать те книжки, которые пересказывает "попка-дурак", Вы можете и сами. Я время от времени публикую в рассылке списки дельных книг по бизнесу - выделите на эти книги 10 долларов в месяц, покупайте их и читайте - толку будет больше, чем от 1,000 долларов, заплаченных "попугаю".

 

"Четвертый тип (яйцеголовые): специальный словарь часто бывает необходим при освоении нового материала. Он должен быть объяснен, но именно через язык мы познаем новые области знания. Если надо, я ввожу в своем курсе специальные термины, но их как правило немного из-за специфики."

И снова, реальная проблема не в том, о чём пишет Светлана. Специальную терминологию приходится использовать практически всем. Ну просто для того, чтобы не говорить длинно.

-       Сами понимаете, проще сказать "уролог", чем "врач, специализирующийся на болезнях органов мочевыделения и мужской репродуктивной системы".

Проблема "яцеголовых" в том, что они используют "птичий язык" без малейшей необходимости. Чаще всего они просто скрывают за трескучей терминологией полное отсутствие смысла. В такой ситуации "яйцеголовому" вовсе не нужно, чтобы клиенты поняли его слова - и он выпускает дымовую завесу.

-       "Когда типичный для водоёмов средней полосы России представитель отряда Decapoda класса Crustacea издаст высокочастотный модулированный звук по завершению процесса подъёма на положительную форму рельефа более 200 м относительной высоты с хорошо выраженной подошвой склона" - по-нашему это будет "когда рак на горе свистнет"

Кроме того, "яйцеголовые" часто используют "птичий язык", потому что стараются выглядеть умнее, чем они есть - "образованность свою хочут показать". Например, я знаком с девушкой, которая просто обожает слова вроде "имманентный", "коитус", "дефростированный", "инвольтированный", "конгруэнтный", "идиосинкразия" и т.п. Почему-то она считает, что фраза "Эти пьяные морды вызывают у меня идиосинкразию" звучит более интеллигентно и изысканно, чем "Меня от этих пьяных морд с души воротит", а реплика "Я дефростировала мясо" свидетельствует о более высоком IQ, нежели "Я разморозила мясо". И знаете что - когда она так говорит, она выглядит полной дурой.

Хороший тренер будет говорить на языке, понятном клиентам. Средней руки тренер может в запале переключиться на "птичий язык", если он привык разговаривать именно так, но его можно попросить: "Расскажите всё то же простыми словами" - и он расскажет. А вот фальшивый бизнес-тренер из породы "яйцеголовых" либо не сможет перевести свою трескотню на простой и понятный язык, либо после такого перевода окажется, что ничего интересного он не сказал.

 

"Таким образом, я делаю многое из того, что описали как в разделе для фальшивых тренеров, так и разделе для хороших, но при этом я знаю, что даю материал качественно и прислушиваюсь к обратной связи от студентов.

Что касается человека-консультанта, на которого Вы тонко :) намекаете, то, на мой взгляд, он вдохновил многих просто хотя бы задуматься о том, почему они ходят на работу, и зачем они это делают. Я не являюсь его ученицей, но слежу за его школой. Просто Ваши клиенты, Александр, насколько я понимаю, это люди УЖЕ со своим бизнесом, а его клиенты - это люди еще БЕЗ своего бизнеса - вот и разница!"

Боюсь, что я не согласен с Вами, Светлана.

Гораздо большая, на мой взгляд, разница заключается в том, что я не пытаюсь манипулятивными способами вогнать людей в депрессию, довести их до невроза - чтобы таким образом заставить их покупать мой курс. А вот уличные проповедники-иеговисты, цыганки-гадалки, недобросовестные вербовщики из "Гербалайфа" и наш с Вами знакомый псевдо-бизнес-тренер именно это и делают.

И ещё более существенная разница заключается в том, что если я в рекламе пишу "Учу извлекать дополнительную прибыль из бизнеса", то именно этому я и буду учить. Тому, как с небольшими вложениями заставить бизнес приносить больше денег. Мои студенты не будут писать в отзывах: "Результаты семинара по бизнесу: я развёлся с женой".

А то, что я работаю с людьми, которые уже владеют или руководят бизнесом, в то время как товарищ, о котором я говорю, ловит в свои сети малообеспеченных наёмных работников - это далеко не самая главная разница между нами. Такие дела.

 

"А в целом, Александр, спасибо Вам за Вашу рассылку и Ваши старания помочь работающим бизнесменам.

Много успехов Вам в Вашей деятельности!

С наилучшими пожеланиями,

Светлана"

Спасибо на добром слове, Светлана. Удачи и Вам.

 

Техника безопасности при общении с манипулятором

Раз уж мы затронули тему манипуляции, дам один полезный совет. Если Вы, уважаемый читатель, общаетесь с малознакомым человеком, и вдруг на пустом месте Вы чувствуете дискомфорт, тревогу, начинаете размышлять о том, что жизнь Ваша, в сущности, не удалась, ощущаете себя жалкой, ничтожной личностью, испытываете страх "упустить последний шанс", впадаете в бурный восторг - десять к одному, что Вы столкнулись с профессиональным манипулятором, который Вас в этот момент имеет. Например, с помощью техники НЛП или "цыганского гипноза". И, скорее всего, вот-вот начнёт (или уже начал) склонять Вас к чему-то, что очень нужно ему и совсем не нужно Вам.

В такой ситуации крайне рекомендуется разорвать контакт. Немедленно. Извиниться, сослаться на недомогание, сказать, что нужно в уборную - и уйти. Если речь шла о какой-то сделке - пообещать принять решение завтра-послезавтра. По возможности - попросить прислать предложение в письменном виде, чтобы Вы могли обдумать его на досуге. Если же человек отказывается, говорит, что предложение можно изложить только лично - туда ему и дорога с его предложением.

Вообще, если Вы не разведчик и не мафиозо, в Вашей деловой жизни не должно быть "предложений, которые нельзя изложить на бумаге". А если кто-то настаивает на том, что своё бизнес-предложение он сообщит только лично - это должно зажигать у Вас в голове большую красную лампочку с надписью "Будь осторожен!"

Таким образом, Вы сумеете уберечь себя от многих ненужных сделок, невыгодных контрактов, неэффективных вложений денег и т.д.

***

На этом закончу выпуск о бизнес образовании.

 

Напоследок напомню, что в среду 23.03.05 состоится встреча МКП с темой «Кредиты в малом/среднем бизнесе: плюсы и минусы».

На встрече выступят как представители московских банков и других финансовых организаций, так и предприниматели, которым есть что сказать о пользе и вреде кредитов.

Подробнее об этой встрече вы можете узнать на нашем сайте www.mkp-club.ru в разделе «Мероприятия».

Если вам есть, что рассказать о своем опыте, и чем поделиться – заходите на огонек J. Встреча на сей раз открытая, вход свободный.

 

Счастливо,

ЛЛ

l-lunkova@yandex.ru


Мы с удовольствием получаем ваши письма. Некоторые из могут попасть на эти страницы, частично или полностью - по усмотрению ведущих рассылки. Поэтому, если (вдруг!) вы не хотите, чтобы письмо было опубликовано, обязательно укажите это. И обратите внимание на свою подпись, есть ли там ваш электронный адрес? Ведь письмо попадет в рассылку вместе с подписью! :). 

Наши коллеги в сети:

Сергей Сидоренко Новости Питерского Клуба Своего Дела

Рассылки, которые мы рекомендуем:

Юрий Логачев Стратегия Вашего успеха. Осознание истины

Валерий Арцрунович Симонян Управление - царица всех наук!

Сергей Спирин Психология не для всех. Измени свою жизнь

Сергей Спирин Уроки инвестирования. Путь к финансовой независимости

Лунькова Людмила Академия женской гениальности

Александр Левитас Больше денег для Вашего бизнеса

Тимур Мамедов Как бросить курить?


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.school.speak
Отписаться

В избранное