Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Как стать богатым

  Все выпуски  

Как стать богатым - выпуск 97


"Как Стать Богатым.Net"
на пути к благосостоянию

Глупец останется без гроша даже там, где остальные гребут деньги лопатой.
Майкл Хайдер

"Уверенный Пользователь ПК"
Надоело вызывать на дом специалистов по обслуживанию ПК?
Благодаря этому курсу, вы все научитесь делать сами.
Таких наглядных и понятных уроков Вы ещё не видели!

17 сентября 2009 - выпуск 97


Добрый день!

Вы получили это письмо, как подписчик рассылки "Как Стать Богатым.Net".

Продолжаем тему кредитования. Можно ли сейчас взять кредит на открытие или поддержку своего бизнеса? Как ни странно, но да. Главное, подходить под критерии идеального заёмщика.

Итак, тема сегодняшней рассылки...


Идеальный заёмщик: кто и как может получить кредит в кризис?

Есть счастливчики, которые и в кризис получают финансирование на развитие бизнеса. Какие отрасли сегодня наиболее перспективны для получения кредита и каким банкиры видят идеального заемщика?

Об этом рассказывают Александр Пятков, старший менеджер группы консультационных услуг для финансовых институтов компании «КПМГ» в России и СНГ, и Эдуард Черкин, старший менеджер группы стратегии компании «КПМГ» в России и СНГ.

После некоторого затишья, которое наблюдалось на рынке кредитования в начале года, во II квартале 2009 года объемы кредитования юридических лиц в рублях увеличились. Среднемесячный рост объемов за этот период составил 28%. Банки продолжают кредитовать промышленные предприятия, однако значительную долю объемов составляют кредиты, выданные в рамках программ реструктуризации предприятий и государственной поддержки реального сектора.

В отраслевом разрезе ситуация с кредитованием остается неоднозначной. С точки зрения банков есть отрасли, которые с учетом текущей экономической ситуации подвержены наибольшему риску, но в этих отраслях можно найти предприятия, которые развиваются достаточно успешно, и наоборот.

Одним из лидеров по объемам привлеченного кредитного финансирования продолжает оставаться торговля, однако среднемесячный рост кредитных объемов в данной сфере во II квартале (23%) оказался ниже, чем в других отраслях. Лидерами по темпам привлечения финансирования в этот период стали предприятия обрабатывающей промышленности. В секторе машиностроения банки увеличивали кредитование предприятий в среднем на 33% в месяц. Такой же результат показали электроэнергетика и газовая промышленность. Металлургическое производство и деревообрабатывающая промышленность увеличивали объемы кредитов в среднем на 35% в месяц. Наибольшие темпы увеличения привлеченных средств продемонстрировали предприятия транспорта и связи: во II квартале объемы росли в среднем на 53% в месяц. В настоящее время популярностью пользуются кредиты на увеличение оборотного капитала.

По оценкам экспертов Института экономики переходного периода, ситуация с доступностью банковских кредитов в июне не претерпела существенных изменений по сравнению с маем. Только треть промышленных предприятий считают условия подходящими и способны взять деньги в банке. Самая высокая доступность кредитов сейчас у пищевой (49% предприятий считают ее нормальной), химической (48%) и машиностроительной (36%) отраслей. На другом полюсе находятся лесная промышленность (15%) и черная металлургия (18%).

Способность платить по уже имеющимся кредитам выросла в июне до 61% (за 100% принимались предприятия, имеющие кредиты; 16% опрошенных сообщили, что у них нет кредитов). В апреле способность промышленности обслуживать кредиты составляла лишь 50%. Наиболее уверены в своих силах сейчас металлургические (96%) и пищевые (87%) предприятия, а самую большую кредитную слабость признают компании, работающие в сфере стройиндустрии (лишь 33% предприятий способны обслуживать имеющиеся кредиты) и лесной промышленности (47%). Ужесточение требований для выдачи кредитов

Произошло существенное ужесточение требований к потенциальным заемщикам. При принятии кредитных решений банки стали обращать больше внимания на риски, которые раньше учитывались незначительно. В условиях кризиса достаточно сложно оценить дальнейшую судьбу предприятий и их способность в будущем выполнять кредитные обязательства. Изменились характеристики ликвидности активов, что усложняет процесс предоставления банку должного обеспечения кредитной линии. Сегодня банкам приходится анализировать не отдельные компании, а тенденции развития отрасли в целом, прогнозировать, каковы перспективы рынка, спрос на продукцию, оценивать соразмерность долговой нагрузки и действующего бизнеса. Крупные банки имеют в своем распоряжении собственные аналитические подразделения и управляющие компании, которые принимают участие в процессе рассмотрения кредитных заявок. Такие банки гораздо лучше знают рыночную ситуацию, имея дело с большим числом заявок.

При реализации проектов, в которых участвует КПМГ, мы часто сталкиваемся с вопросом потенциальных кредиторов о возможности предоставления предприятиям финансирования. Если раньше можно было ограничиться анализом финансовых документов кредитуемой компании, то теперь мы рассматриваем такие случаи и проводим оценку жизнеспособности заемщиков на основе комплексного анализа положения предприятий на рынке, рассматриваем перспективность бизнеса потенциального заемщика, принимая во внимание развитие не отдельной компании, а отрасли в целом или даже нескольких смежных отраслей. Такой подход наравне с анализом внутренних способностей предприятий противостоять ухудшающимся рыночным обстоятельствам и выдерживать усиливающуюся конкурентную борьбу применяется банками при рассмотрении крупных кредитных заявок для комплексной оценки рисков потенциального заемщика.

Банк, вероятно, откажет в кредите компании, если:

- в результате реализации проекта компания должна вырасти более чем на треть по сравнению с ее современным положением;
- сумма собственных вложений в проект – менее 30%.

Кредитование предприятий малого и среднего бизнеса

Одно из следствий кризиса для сектора малого и среднего бизнеса – сокращение объемов выдачи кредитов. Таким компаниям и в «мирное» время не доставалось особого внимания со стороны банков (если не считать официальных заявлений о важности и необходимости работы с этим сектором), а в текущей ситуации ручеек банковских кредитов совсем обмелел. По разным оценкам, количество выдаваемых малому и среднему бизнесу займов уменьшилось по сравнению с прошлым годом как минимум вдвое. Существовавшая в докризисный период проблема недостаточного кредитования этого сектора (80% компаний, по их собственным оценкам, в 2008 году не хватало кредитов), становится, очевидно, еще острее.

Второе существенное следствие кризиса – уход из этого сегмента кредитного рынка ряда банков, которые оценивают его как высокорискованный и сворачивают свои программы развития малого бизнеса на период 2009–2010 годов. Однако для крупных банков, которым удалось остаться в данном секторе рынка, нынешнее положение дел в долгосрочной перспективе сулит большие возможности (скажутся такие факторы, как развитие бизнеса, рост самого сегмента малого и среднего бизнеса и приток новых клиентов).

Существенно ужесточились и требования к заемщикам из этой группы. Многие банки стали дольше рассматривать заявки из-за сокращения полномочий региональных подразделений по принятию решения о предоставлении займа и отказа некоторых банков от скоринговых программ (скоринг – упрощенная система анализа компании, подавшей заявку на получение кредита. – При. ред.), которые являются не самыми лучшими помощниками во времена «турбулентности». Среди предъявляемых банками требований к клиентам – опыт работы предприятия, форма собственности, вид деятельности, среднемесячный оборот, наличие расчетного счета в банке на момент подачи заявки, а также наличие залога (недвижимость, автотранспорт, ликвидное оборудование). Особое значение имеет сфера деятельности предприятия. Наиболее просто получить кредит компаниям, работающим в сферах, которые кризис затронул в меньшей степени.

Оценка банками привлекательности клиентов

Приоритетные клиенты

- Компании, оказывающие услуги (стоматологические, эстетические клиники, салоны красоты)
- Фирмы, занимающиеся производством продуктов питания (выпечка, замороженные полуфабрикаты, кондитерские изделия)

Привлекательные клиенты

- Мелкооптовая и розничная торговля в формате небольших магазинов (продукты питания, напитки, промтовары)
- Торговля запчастями и комплектующими для транспортных средств, авторемонтные мастерские, станции технического осмотра, шиномонтаж
- Небольшие сельскохозяйственные предприятия

Нежелательные клиенты

- Строительные компании
- Фирмы, осуществляющие грузоперевозки
- Фирмы, оказывающие посреднические и консалтинговые услуги
- Оптовики, работающие с крупными сетями
- Металлотрейдеры

Аутсайдеры

- Компании, ведущие долгосрочные инвестиционные проекты или затяжное строительство
- Научно-исследовательские лаборатории
- Игорный бизнес
- Некоторые особенные виды операций (например, сделки типа management buy-out для выкупа наемными руководителями бизнеса у акционеров)

Немаловажный фактор, ограничивающий доступность займов для малого бизнеса, – стоимость заемных средств. По сравнению с серединой предыдущего года процентные ставки выросли с 15–17% до 25–28%, причем к ним, как правило, добавляется комиссия (1–2% от суммы займа), которая взимается банками при предоставлении кредита. Сложившееся положение дел привело к тому, что многие представители малого бизнеса охотнее берут кредит не как юридические, а как частные лица.

В сфере кредитования малого и среднего бизнеса в августе начинают действовать программы государственной поддержки. По информации Российского банка развития (агент ВЭБа по финансированию предприятий малого и среднего бизнеса), который проводил прием заявок на участие в данной программе, более 150 банков приняли решение участвовать в программе, а суммарный объем заявок превысил 35 млрд руб. Средства будут распределены между региональными банками, а те начнут кредитование малых и средних компаний по ставке 13–14%. Источники стартового капитала

Собственные средства – 75%
Средства частных инвесторов – 14%
Банковский кредит для физических лиц – 13%
Банковский кредит для компаний – 11%
Займы банковских организаций – 6%
Прочее – 4%

Портрет идеального заемщика

Предприятие малого и среднего бизнеса, которое банк может посчитать идеальным заемщиком, выглядит примерно так.

- Прозрачная структура собственности. Предприятие имеет среди учредителей ограниченное число физических лиц, взаимоотношения между которыми прозрачны (это родственники, друзья, бывшие коллеги и т. п.). Реальные собственники бизнеса и лица, указанные в учредительных документах, должны совпадать.

- Руководитель компании не просто наемный работник, а один из соучредителей. Он имеет постоянный контакт с остальными собственниками компании, информирует их о текущем состоянии бизнеса.

- Руководитель-соучредитель компании является ключевым контактным лицом для банка. Он полностью владеет информацией о хозяйственной деятельности компании и готов к открытому диалогу с банком.

- Компания имеет в долгосрочной аренде производственные помещения и владеет собственным оборудованием (даже если оно оформлено на кого-то из учредителей).

- Потенциальный заемщик готов предоставить достаточный и ликвидный залог.

- Компания ведет активную работу по расчетному счету в банке, а также обладает положительной кредитной историей. Последний показатель имеет наибольший вес по сравнению с другими факторами при принятии банком решения о предоставлении займа предприятию малого и среднего бизнеса. Он является своего рода суммирующим показателем, описывающим факторы, которые трудно измерить (такие, например, как платежная дисциплина предприятия в отношениях с банками). Поэтому при наличии положительной кредитной истории банк, возможно, закроет глаза на некоторые отклонения от «идеального портрета».

- Значительная доля собственных средств в пассивах баланса предприятия. Желательно, чтобы их доля составляла не менее 50%, хотя 40% – тоже неплохо.

- Рентабельность бизнеса, соответствующая роду деятельности, которую ведет предприятие, и достаточное наличие денежных средств на счетах предприятия для выполнения краткосрочных обязательств.

Хотелось бы обратить внимание, что многие отмеченные аспекты относятся к тому, как бизнес организован (учредители, управленческий баланс, контроль хозяйственной деятельности, финансовый менеджмент). Поэтому, если предприятие малого и среднего бизнеса потратит ресурсы и время на приведение дел в порядок, оно может значительно прибавить себе ценности в глазах потенциальных кредиторов – и не только банков.


"Аргументы и Факты"


На сегодня все.

До скорого, и всяческих вам успехов!

С уважением,
Михаил Цыдыпов.
E-mail: bib-bib@mail.ru
URL: k-s-b.net

Профессионалы рекомендуют:

"Профессиональный блог за один день"

Невероятно, но факт: каждую минуту в Интернете появляется 175 новых блогов, и это неслучайно...

Если вы давно мечтаете о собственном блоге, но вам все время что-то мешает, то данный курс за 14 часов и 47 минут, шаг за шагом покажет вам, как создать качественный блог на движке Wordpress!

На сегодняшний день блоги стали чем-то большим, чем просто "Интернет-дневниками".

Они позволяют формировать свой брэнд, искать новых клиентов, знакомиться с новыми людьми, зарабатывать, делиться информацией, общаться со своей аудиторией и т.д.

Блог (личный Интернет-дневник) – это удобный способ заявить о себе, сформировать личный брэнд, а при грамотном подходе – отличный источник заработка.

Свой блог есть у президентов (России и США в том числе), у звезд шоу-бизнеса, бизнесменов, сетевых компаний и у миллионов простых людей, которые хотят быть замеченными, поведать о себе миру и просто с пользой проводить время.

Почему бы и Вам не задуматься над открытием собственного блога?

Блог просто необходим для: владельца бизнеса, МЛМ-дистрибьютора, серьезно увлеченного человека (музыка, танцы, фотография, рыбалка, автогонки, путешествия и т.д.), студента, интернет-предпринимателя и так далее. Да и для просто современного человека, который всегда к чему-нибудь стремится.

И, конечно же, блог - это возможность дополнительного (или основного) заработка!!!

УЗНАТЬ ПРЯМО СЕЙЧАС ВСЕ ПОДРОБНОСТИ! >>>

Новые статьи на сайте k-s-b.net

2009-09-10 - Кредитование с отягчающими обстоятельствами

Кредит на покупку товара в магазине по-прежнему остается самым дорогим для заемщика — до 75% годовых — и самым рискованным для банка. В кризис объем товарного кредитования значительно сократился — заемщики экономят, откладывая покупку до лучших времен, банки же перестали выдавать кредиты не глядя. Поэтому...

2009-09-07 - Ждать ли нам вторую волну кризиса этой осенью?

Еще пару месяцев назад и правительственные чиновники, и независимые экономисты предрекали вторую волну кризиса, которая должна случиться в октябре – ноябре. Но в последнее время все вдруг заговорили о скором выходе из рецессии. Так к чему же нам готовиться этой осенью...

2009-09-03 - Под звон примет

Текущая реальность полна упоминаний о деньгах. Призывы взять их в кредит, выиграть в лотерею или по-быстрому заработать, равно как потратить на новую технику или дальние странствия, как бы подчеркивают легкость, с которой денежные массы должны навещать и покидать обычного человека. Однако свод знаний, накопленных россиянами, рассматривает деньги как...

Все статьи...

Новые заметки на блоге www.pytkdostatky.com

2009-09-11 - Созидатели против потребителей

Изучая такой важный вопрос, а именно «как стать богатым», я заметил, что всех состоятельных людей характеризует одно качество – они созидатели. Они творцы конкретного продукта, который и приносит им доход. Богатые люди не смотрят телевизор, они делают ТВ-программы. Богатые люди не....

2009-09-05 - "Хорошими делами прославиться нельзя..."

Сразу предупреждаю, в заголовке не моё мнение, а цитата из известной песни старухи Шапокляк: Кто людям помогает, тот тратит время зря, Хорошими делами прославиться нельзя! А поводом для цитирования послужил один момент, на который я наткнулся не так давно. Но начнем по порядку....

2009-09-02 - Приветствую вас!

Добро пожаловать на страницы моего блога! Случилось то, что я окончательно созрел для ведения своего дневника на просторах мировой паутины. Возникла такая идея можно сказать совершенно случайно. Всё из-за того, что стали появляться небольшие соображения, которые сами по себе несли новую мысль, но как основа для статьи или очерка были совершенно непригодными. И тут, как выход, возникла идея: ...

k-s-b.net - сайт рассылки "Как Стать Богатым.Net"

E-mail: bib-bib@mail.ru


В избранное