Есть одно интересное интервью мифического Павла Дурова, которого никто не видел)) В основном это выводы на основании рынка игровых приложений ВКОНТАКТЕ. Но их можно вполне интересно экстраполировать на рынок интернет бизнеса вообще.
Лидирующие приложения создаются маленькими командами. Есть очень много примечательных примеров тому, что в интернет бизнесе преимущество получают небольшие команды. Это и в области игр для iPhone, и в области интернет сервисов, и в области социальных сервисов, и в области игр. Вывод здесь простой – одна небольшая команда, состоящая из нескольких талантливых ребят, которые фанатично создают конкретный продукт, для которого у них есть собственное видение, это ЛУЧШИЙ вариант. Лучше, чем огромная корпорация из сотен программистов. Лучше, чем проект с написанным бизнес планом. Лучше, чем проект, который искал инвестиции. Инвестиций для этого и вовсе не надо. Одно необходимое условие – в команде должны быть программисты и должен быть хороший дизайнер или человек, который знает хорошего дизайнера))) Или это может быть ОДИН человек. Вообще один)
Лидирующие приложения создаются за пределами столицы. 8 из 10 успешных приложений ВКОНТАКТЕ создаются за пределами Москвы. Игнорируя мнения всех столичных экспертов, финансистов, менеджеров и инвесторов. Когда мы говорим о CONSUMER проектах, к которым и относятся в том числе игровые приложения, обычные правила бизнеса практически не работают. Это пан-пропал игра. Единственное, что имеет смысл – это чтобы проект нравился публике, конечному потребителю. И не один эксперт не сможет предсказать, а что именно понравится публике. Они нагрузят команду своими шаблонами и это значительно уменьшит шанс на свежесть и успех. Здесь главный вывод – это сохранение себя, своей самобытности и своего видения конечного продукта. Недавно присутствовала на выступлениях господина Морейниса и руководителя СБАР. В 80% случаев они полностью меняют позиционирование и бизнес-модель финансируемого проекта. Это их заявление. Комментировать не буду, но скажу следующее: в CONSUMER проектах это все не работает. Вкусность работает, вирусность работает, безумства работают, фанатизм работает, любая творческая активность в сочетании с профессиональной реализацией работает. Бизнес-модели и бизнес-планы не работают. Это как раз NEW PRODUCT из предыдущей классификации.
Один безупречный продукт приносит больше плодов, чем сто посредственных. Это очень сложный вопрос баланса фокуса. Начинать и пробовать можно несколько проектов. Но как только один выстрелил, нужно все бросить и развивать его всеми возможными силами. Цитата: “Превосходство на 10% в дизайне, продуманности или скорости может выразиться в десятикратной популярности.”
Создание успешной игры не обязательно требует больших затрат. Безупречный продукт, выброшенный а социальные сети, почти не требует маркетинга. ВКОТАКТ ссылается на свой опыт, что за последние несколько месяцев минимум 2 наиболее успешные игры были созданы без всякого внешнего финансирования. Вообще порог вхождения на рынок для приложений социальных сетей, мобильных приложений и т.п. крайне низок и продолжает снижаться. Но требования к качеству при этом растут.
На рынке приложений регулярно появляются новые лидеры, что говорит о мифологичности фразы “все сделано и придумано до нас”. Это подтверждается до смешного тем, что регулярно появляется новая, все более популярная ферма)) Ну и много других примеров там же.
Общий вывод статьи Дурова заключается в упоре на качество продукта, незацикленности на правилах, экспертах и бизнес планах, незашоренности в решениях. Напомню, что он это рассказывал применительно к конкретной нише – игрушек для социальных сетей. Это верно и для аналогичных по типу бизнеса стартапов – всех остальных приложений для социальных сетей, мобильных приложений, то есть NEW PRODUCT стартапов, в которых вопросы маркетинга решаются социальной платформой, предсказание спроса практически невозможно, весь вопрос только во “нравится-не нравится”. И есть только один более менее предсказуемый метод увеличения вероятности этого “нравится” – это качество продукта. Для COMMON типов бизнеса, таких как торговля или услуги это, конечно, уже не так подходит, там начинают работать другие законы.