Это третий выпуск рассылки «Уроки бюджетирования». Сегодня я продолжу рассказывать о том, какие данные должны быть использованы при подготовке бюджета.
Стоитотметить, что бюджетирование особенно важно при проведении стратегического анализа организации. Стратегия описывает то, как организация сравнивает свои потенциальные возможности с возможностью добиться предельных целей на рынке. Стратегический анализ основывается на краткосрочном и долгосрочном планировании.
Эти планы последовательно участвуют в построении бюджетов. Стратегия, планы и бюджеты взаимосвязаны и влияют друг на друга. Менеджеры используют обратную связь для пересмотра своих стратегических планов.
Если в основу разработки бюджетов кладутся отчетные данные предыдущих периодов, то нужно помнить о двух основных недостатках такой информации.
Первый недостаток состоит в том, что прошлые результаты включают прошлые ошибки в расчетах, а также сверхнормативные затраты, которые имели место.
Рассмотрим пример с компанией по продаже сотовых телефонов, менеджеры которой прогнозируют продажи 2001 года. Предположим, что в объеме продажи 2000 года включены и те продажи, которые были произведены менеджерами по продажам, ныне уволенными, потому что они плохо понимали рынок (даже мороженное в жару им не продать) J.
Использование этих данных очевидно установит низкие критерии для новых продавцов.
Второй недостаток использования фактической информации при бюджетировании состоит в том, что, собственно говоря, будущее очень отличается от прошлого (как ни странно!) J
Вот допустим, компания по продаже сотовых телефонов увеличила объем продаж на 20% в 2001 году. Менеджеры сравнивают этот показатель с увеличением объема продаж на 10% в 2000 году. Интересно, свидетельствует ли это увеличение о существенных положительных сдвигах в области объема продаж? Рассмотрим два фактора.
Первое. В ноябре 2000 года по прогнозу промышленной и торговой ассоциации увеличение нормы дохода в промышленности в 2001 году должно достигать 40%.
Второе. В 2001 фактическая норма дохода в промышленности составляла 50%. Так что с учетом этих факторов в компании по продаже сотовых телефонов в 2001 году фактическое увеличение уровня дохода на 20% является отрицательным скрытым значением, хотя оно и превысило уровень 2000 года. Использование величины 40% в качестве запланированной нормы дохода обеспечит лучший
способ оценки бюджетного уровня продаж.
А на сегодня это все. Всего доброго!.
Ваши вопросы и пожелания, пожалуйста, присылайте по этому адресу.