Как стать миллиардером - секреты успеха от сверхбогатых 80
Выпуск № 80 от 28.03.2006
Корнелиус Вандербильт (1794 - 1877). Часть II-я.
От слов он перешёл к делу: создал альтернативный маршрут через Панаму и очень сильно снизил цены. Соперники капитулировали через год. Более того, ещё через год остальные компании, организовавшие рейсы через Панаму, сломленные войной цен, согласились платить Вандербильту 40 тысяч долларов в месяц, только бы он отказался от никарагуанского маршрута.
Во время Гражданской войны Вандербильт продал свои пароходы федералам (северянам). После артиллерийской дуэли между бронированной канонерской лодкой северян "Монитор" и кораблём конфедератов "Мерримак" он передал федеральному флоту свой лучший пароход "Вандербильт", который послали в погоню за "Мерримаком". В конце войны Конгресс наградил Вандербильта золотой медалью за оказанную помощь.
Когда "Коммодору" было уже под семьдесят, он решил занятся совершенно новым делом - железными дорогами. В 40- летнем возрасте он едва не погиб в железнодорожной катастрофе и поклялся никогда больше не связываться с железными дорогами. Впоследствии, однако, он переменил мнение, увидев, что и на железных дорогах можно "делать деньги". Кое-кто полагал, что моряк, занявшись незнакомым ему бизнесом, разорится. Но Вандербильт, проявив и здесь изобретательность, целеустремлённость и жёсткость, доказал скептикам,
что они не правы.
Он начал с контроля над железной дорогой Нью-Йорк-Олбани, пролегавшей вдоль реки Гудзон и соединявшейся в Олбани с нью-йоркской Центральной дорогой. Зимой по дороге Вандербильта перевозили пассажиров в этом направлении, а летом Центральная дорога везла пассажиров по Гудзону на своих параходах, оставляя Вандербильта не у дел. Тогда он решил оставить Центральную дорогу без заработка - стал останавливать свои поезда в двух милях от Олбани, высаживая пассажиров на противоположном от станции Центральной дороги
берегу Гудзона. Теперь, когда пассажиры Центральной дорогои были отрезаны от Нью-Йорка, её хозяева капитулировали перед Вандербильтом, и он практически получил контроль над всей этой дорогой, протянувшейся на четыреста миль от нью-йоркского порта до Великих озёр.
Главным соперником нью-йоркской Центральной дороги была железная дорога "Эри". Вандербильт начал экономическую войну за контроль и над ней - с её хозяивами Даниелем Дрю, Джимом Фиском Джеем Гульдом, - но не смог её выиграть. Однако и дорога "Эри" была настолько истощена этой финансовой войной, что едва не обонкротилась и уже не представляла реальной угрозы для Центральной. На железнодорожном бизнесе Вандербильт заработал 90 миллионов долларов - в дополнение к 11 миллионам, которые он сколотил на морском.
Вандербильт имел репутацию скряги. Сигары он носил в кармане сюртука, а не в портсигаре, чтобы не угощать ими других. Марк Твен однажды опубликовал в журнале открытое письмо к Вандербильту: "О, прошу вас, сделайте хоть раз что-нибудь стоящее. Решитесь - с благородным и величественным видом пожертвуйте хотя бы четыре доллара на общее благо. Но нет, это несомненно разбило бы ваше сердце". Основатель династии Вандербильтов жил довольно скромно по меркам своего богатства. К примеру, его особняк на Вашингтон-сквер
стоил всего 55 тысяч долларов, неболшая сумма в сравнении с его капиталами. После путешествия на яхте он с прибылью продал её. Правда, в конце жизни Вадербильт пожертвовал миллион долларов Центральному университету в Нашвилле (штат Теннесси), который теперь носит его имя.
Наследники не радовали Вандербильта. "У меня много детей, но иные из них ни к чему не годны", - сказал он однажды своему другу. Восемь дочерей его мало интересовали, а трое сыновей огорчали. Младший, Джордж, окончил училище в Уэст-Пойнте и считавшийся самым перспективным, умер в возрасте 25-лет. Средний сын, Корнелиус, был эпилектиком, азартным игроком и скандалистом - отец дважды помещал его в лечебницу для душевнобольных, а позднее купил ему садоводческую ферму в Хартфорде. Но к 38 годам Корнелиус-младший
имел долг в 80 тысяч и стал банкротом. От старшего сына, Уильяма Генри, Вандербильт также не ожидал ничего путного и величал его "сосунком" и "болваном" - и это были самые мягкие из его выражений. Человек грубого нрава, он нередко унижал сына. Однажды, когда 33-летний Уильям закурил сигару на палубе парохода, отец окликнул его: "Послушай, Билли, если ты избавишься от дурной привычки, я заплачу тебе 10 тысяч". - "Не нужно денег, отец! Достаточно того, что вы этого хотите", - почтительно ответил Уильям и выбросил
сигару за борт. Тогда "Коммодор" достал из кармана толстую гавану и, демонстративно закурив её, выпустил дым в лицо оторопевшему сыну.
Но в Уильяме отец приятно обманулся. Он выделил сыну ферму в 70 акров на Статен-Айленде - просто чтобы тот мог прокормитьсемью. Однако сын успешно повёл дело, расширил ферму до 350 акров, а затем наладил на Статен-Айленде работу железной дороги, которая пребывала в упадке. Когда Уильяму было 43 года, отец, наконец, признал, что сын достоин участия в семейном бизнесе. Уильям оказался очень способным бизнесменом и за 8 лет после смерти отца в 1877 году "сделал" столько же денег, сколько отец за всю жизнь.
Но Уильям Вандербильт получил скандальную известность после интервью корреспонденту газеты по случаю закрытия убыточного Чикагского железнодорожного маршрута. На вопрос журналиста: "Разве вы организовали его не для общественной пользы?", Вандербильт-младший ответил:"К черту общество! Я работаю для наших акционеров. Если обществу нужен поезд, то почему бы за него не заплатить?"
Именно слова "к черту общество" запомнились больше всего и, конечно, отнюдь не прибавили популярности Вандербильту-младшему. Но он не особо нуждался в общественном признании, год от года наращивая состояние. Недаром он говорил, что может заработать миллион не выходя из дома. Его предприятия довали ему ежегодно более 10 миллионов долларов (иначе говоря, примерно 1200 долларов в час). Несмотря на дурную репутацию, Уильям был не так чёрств, как отец. Например, Вандербильт-старший взял в заклад под 150 тысяч
долларов у бывшего президента генерала Улисса С. Гранта права на его недвижимость, а также шпаги и медали. Грант так и не выплатил долг, но после его кончины Вандербильт-младший возвратил всё его вдове, не требуя денег.
Уильям, унаследовав от отца 90 миллионов, продолжил традицию строительста особняков. Два особняка в стиле "Ренессанс" стоимостью в 3 миллиона долларов, один - для него самого, другой, точно такой же, - для двух его замужних дочерей, были верхом роскоши. В каждом было по 47 комнат, украшенных скульптурами, фресками, витражами, средневековыми доспехами и собраниями картин стоимостью миллион долларов. Над этим проектом два года трудились 700 рабочих и специалистов, включая 60 итальянских скульпторов. В "Харперз
уикли" эти дворцы назвали "нью-йоркским Тадж-Махалом".
Наследники Уильяма, которым он оставил состояние примерно 200 миллионов, продолжали семейные традиции строительства роскошных особняков. Его сыновья Уильям Киссам и Корнелиус построили два особняка в Ньюпорте, каждый стоимостью в 10 миллионов. Их брат Джордж Вашингтон Вандербильт соорудил знаменитый особняк "Билтмор" в Северной Каролине, а жена Уильяма Киссама построила один из самых красивых домов на 5-й авеню (по образцу французского Шато Блуа). Этот дворец, при открытии которого в 1883 году состоялся костюмированный бал, позволил, наконец, Вандербильтам получить доступ в нью-йоркскую элиту. На балу присутствовали более 1200 гостей, включая королеву нью-йорксого света Каролину Астор.
Праправнучка "Коммодора" Глория Вадербильт стала артисткой и художницей-модельером. Она родилась в 1924 году и самое ценное, что унаследовала, было, пожулуй, имя Вандербильтов. Её отец Реджинальд Вандербильт промотал почти всё состояние, оставив детям 5 миллионов. Её мать, также Глория, пыталась открыть производство женской одежды и косметики, но потерпела неудачу во время Великой депрессии. Глория-младшая, более удачливая, чем мать, дала имя Вандербильтов канцтоварам, джинсам, шарфам и фарфору.
Всего на 5-й авеню Вандербильты построили 10 зданий, ставших достойными украшениями диадемы высшего общества Америки. Но через тридцать лет после ухода из жизни "Коммодора" никто из его потомков, быстро тративших деньги, уже не мого войти в число богатейших американцев. Когда 120 потомков Вандербильта сошлись в 1973 году на семейную встречу, среди них не было ни одного миллионера.
Печатается по книге М. Клеппера, Р. Гунтера "Сто великих богачей".
Выпуск подготовлен при поддержке
магазина НАДУВНЫХ КРОВАТЕЙ. Москва, ТЦ "Черемушки", ул. Профсоюзная, д. 56. С 10:00-21:00, без выходных. Купить >>>.
До скорых встреч в эфире! :))
Мысленно с вами,
Дядя Миша.