Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как стать миллиардером - секреты успеха от сверхбогатых 79



                               Выпуск № 79 от 23.03.2006

Корнелиус Вандербильт (1794 - 1877). Часть I-я.


Корнелиус Вандербильт, почти двухметрового роста моряк-сквернослов голладского происхождения, прошёл путь от скромного фермера на Статен-Айленде до положения богатейшего человека своего времени. Подобно паровым котлам его пароходов он обладал огромной силой и кипучей энергией. Начав с приобритения баржи стоимостью в 100 долларов, он создал корабельно-железнодорожную империю стоимостью примерно в 105 миллионов.

Вандербильт родился в 1794 году на родовой ферме на Статен-Айленде и был четвёртым из девяти детей. Еще в юности он заслужил прозвище "Коммодор", когда на отцовской тяжёлой двухмачтовой барже первозил пассажиров и грузы по нью-йорксокй бухте. В отличие от сверстников, осваивавших в школе чтение и арифметику, Корнелиус в 11 лет бросил учёбу и на собственном опыте начал изучение проливов и течений в районе Нью-Йорка. За месяц до 16-летия он объявил матери, что собирается уйти из дома и стать моряком. Она понимала, что сыну просто нужно собственное судно, и поэтому сделала ему деловое предложение: он вспашет и засеет на их ферме каменистый участок в 8 акров, после чего получит от неё взаймы 100 долларов на покупку судна. Это было почти невыполнимое задание, но Корнелиус не боялся трудностей. Так в 16 лет он стал гордым владельцем небошльшой баржи под названием "Быстроходная". Вандербильт перевозил пассажиров через залив, беря с них по 18 центов. К концу года он отдал матери долг и сверх того внёс в семейный бюджет свыше тысячи долларов.

Ничто не могло помешать Вандербильту строить своё дело. Во время англо-американской войны 1812 года он, несмотря на блокаду англичанами нью-йоркской гавани, перевозил по морю припасы для шести американских гарнизонов, расположенных на её берегах. В 19 лет он женился на своей соседке и кузине Софии Джонсон, женщине не менее волевой и целеустремлённой, чем он сам. На следующее утро после свадьбы Корнелиус уже был в порту, зазывая пассажиров на очередной рейс. Когда Вандербильту исполнилось 23 года, он был владельцем уже нескольких судов и ему удалось скопить 9 тысяч долларов.

Настало время пароходов. Поначалу Вандербильт посмеивался над их дымящимися трубами, но когда пароходы стали успешно конкурировать с его парусными судами, он и сам решил освоить это новое дело. В 1818 году он продал свои суда и стал капитаном парохода у Томмаса Гиббона, плантатора из Джорджии. За 10 лет, перевозя пассажиров из Нью-Йорка по реке Раритан в Нью-Брансуик (штат Нью-Джерси), он узнал о пароходном бизнесе всё. София тоже вносила вклад в семейный бюджет - она управляла гостиницей для пассажиров на пристани и одновременно пестовала первого из их тринадцати детей. Между тем прижимистый Вандербильт копил заработанные деньги.

Не довольствуясь речными маршрутами по Раритану, Вандербильт вскоре организовал пассажирские рейсы по нью-йоркскому заливу в Баттери. Но тут возникли проблемы. Нью-йоркское Законодательное собрание отдало монополию на пароходные перевозки в регионе Нью-Йорка Роберту Фултону и Роберту Ливингстону, так что бизнес Вандербильта стал незаконным. Однако он, снизив цены за проезд, носился на своем судне между Нью-Джерси и Нью-Йорком, преследуемый констеблями. Пассажиры были в восторге и от волнующей погони, и от того, что могли сэкономить на этом рейсе два доллара. Обычно Вандербильт уходил от преследования. Но однажды, когда пароход находился в нью-йорксом порту, полицейские едва не арестовали его - Вандербильт приказал судну отчалить, и полицейский, опасаясь оказаться за пределами своей юрисдикции, спрыгнул на причал.

Игра в "кошки-мышки" продолжалась до тех пор, пока Верховный суд США не объявил нью-йоркскую пароходную монополию антиконституционной и бухта не оказалась снова открытой для всех перевозчиков.
К 1829 году, когда Вандербильту исполнилось 35 лет, его стараниями пароходное хозяйство Гиббонса увеличилось с одного судна до флотилии из семи судов. Вместе с женой, хозяйкой гостиницы, они накопили около 30 тысяч долларов, которые "Коммодор" использовал для открытия собственного дела: он продолжил новый пароходный маршрут Нью-Йорк - Филадельфия и до того снизил цены за проезд, что конкуренты вскоре заплатили ему огромную сумму, лишь бы он им не мешал. (Такого рода метод выбивания "отступных" из конкурентов был очень характерен для Вандербильта в ранний период.)

Затем он перенёс свою деятельность на реку Гудзон, где начал еще более жестокую войну цен против могущественного Гудзонского речного пароходства. Вандербильт снизил цены на рейс от Нью-Йорка до Олбани сначала с трёх долларов до одного, затем до 10 центов и, наконец, сделал проезд вовсе бесплатным. Несмотря на дорогое питание на борту судов, Вандербильт нёс убытки, но у его конкурентов убытки были еще больше. Наконец они пошли на то, чтобы заплатить ему 100 тысяч долларов и платить еще по 5 тысяч в год, лишь бы он в ближайшие 10 лет не появлялся на Гудзоне. Вандербильт взял деньги и перевёл свои суда на северное направление - в Бостон, Хартфорд, бухту Провидения, а также на южное - в Вашингтон, Чарлстон и Гавану. В 45 лет за счёт "отступных" за отсутствие рейсов в Нью-Йорк и Филадельфию и благодаря доходам, которые Вандербильт получал от своего флота в сто судов в других районах, он сколотил состояние в несколько миллионов.

Но миллионы не распахнули перед Вандербильтом дверь в нью-йоркский высший свет. Всякий раз, когда его приглашали отобедать с представителями местной элиты, он шокировал хозяек салонов матросской бранью, сплевывал табак на ковер и пытался щипнуть за зад молоденьких служанок. Отвергнутый утончённым нью-йоркским обществом, он выстроил красивый особняк на Статен-Айленде. Через десять лет он возвратился на Манхэттен, где построил четырёхэтажный городской особняк на Вашингтон-плейс, 10, чтобы быть поближе к своему бизнесу. Но для общества у Вандербильта оставалось мало времени. Делом его жизни было делать деньги.

В 1851 году 47-летний Вандербильт стал свидетелем того, как толпы старателей устремились из Нью-Йорка в Калифорнию - это было время "золотой лихорадки". Большинство этих путешественников перевозило Тихоокеанское почтовое пароходство, имевшее монополию на панамском направлении. Вандербильт не мог упустить такого случая. Он открыл новый путь - через Никарагуа, что сокращало путешествие на 500 миль и на два дня.
Его пароходы везли пассажиров от Нью-Йорка до восточного побережья Никарагуа, затем вверх по реке Сан-Хуан и через озеро Никарагуа. Потом пассажиров везли в экипажах до тихоокеанского побережья, откуда они - снова на пароходах - добирались до Калифорнии. Не будучи старателем, Вандербильт получал от "золотой лихорадки" доход в 1 миллион долларов в год. К середине 1850-х годов он стал крупнейшим судовладельцем Америки.

В 1853 году, имея 11 миллионов в банке, 60-летний Вандербильт решил, наконец, отдохнуть. Это был отдых капитана: он построил 80-метровую океанскую паровую яхту "Северная звезда" стоимостью полмиллионов долларов. Это была первая такого класса частная яхта - с обитой бархатом мебелью, с десятью салонами и столовой, отделанной мрамором. Со всей семьёй и в компании друзей Вандербильт совершил круиз вокруг Европы. Когда яхта проходила мимо маленькой фермы на Статен-Айленде, где прошло его детство, Вандербильт приказал дать военный салют в честь 86-летней матери, которая почти пятьдесят лет назад ссудила деньги на его первую баржу.

Возвратившись из путешествия, Вандербильт обнаружил, что его агенты, которым он поручил управлять перевозками через Никарагуа, ведут двойную игру и пытаются взять это предприятие в свои руки. Взбешённый Вандербильт написал им короткое письмо:

"Джентельмены, вы попытались меня надуть. Я не буду преследовать вас по суду, потому что это слишком долгое дело. Я вас просто раздавлю.
                                                                                                              Искренне ваш, К. Вандербильт".


Продолжение следует...

Печатается по книге М. Клеппера, Р. Гунтера "Сто великих богачей". Купить >>>

Выпуск подготовлен при поддержке магазина НАДУВНЫХ КРОВАТЕЙ. Москва, ТЦ "Черемушки", ул. Профсоюзная, д. 56. С 10:00-21:00, без выходных. Купить >>>.


До скорых встреч в эфире! :))
Мысленно с вами,
Дядя Миша.



О редакторе рассылки
Дядя Миша - предприниматель, студент программы МВА Высшей школы бизнеса МГУ им. Ломоносова, ведущий рассылок:


1. "Мотивационные афоризмы, открытки, истории для бизнеса". Подпишись >>>

2. "КАК СТАТЬ МИЛЛИАРДЕРОМ - секреты успеха от сверхбогатых".                                                                                                  Подпишись >>>

3. "Домашний бизнес. Нестандартный подход. (Лучший зарубежный и российский опыт, истории успеха в построении своего малого бизнеса)".                                        Подпишись >>>

                                   4. "GURU менеджмента. О широко признанных специалистах в области менеджмента и их учениях".                                                                                         Подпишись >>>

Обратная связь: online-motivator@narod.ru

В избранное