Сегодня ответы на вопросы из писем. Тема - поставка товаров из Китая.
Вопрос: На сколько процентов может подняться себестоимость товара при доставке в Россию, если партнеры в Китае отпускают по цене FOB-Шанхай, учитывая все затраты?
Ответ: FOB Шанхай означает, что поставщик продаёт товар покупателю, и в стоимость товара входят оплачиваемые продавцом: поставка товара в порт, таможенная очистка и погрузка на судно. Дословный перевод термина FOB (free on board) - «свободен» на борту. Следовательно, все дальнейшие риски по транспортировке груза лежат на ответственности покупателя.
Но это в учебниках по ВЭД. На самом деле в поставках из Китая ситуация несколько иная…
Под термином FOB большинство китайских поставщиков подразумевают FCA. Дословный перевод этого термина (Free Carrier) - франко перевозчик, означает, что продавец доставит прошедший таможенную очистку товар указанному покупателем перевозчику до названного места. Расходы по оформлению и оплате погрузки продавец не несёт, а значит - платить покупателю.
Но и это ещё цветочки. В своей практике нам пришлось столкнуться с третьим пониманием китайскими партнёрами термина FOB. Большинство китайских поставщиков (если вы работаете с рядовым китайским предприятием, а не гигантом китайской промышленности) понимают под FOB простой EXW. Говоря простым языком, Вам продадут товар со склада или с завода или отправят по вашему запросу товар в какое-нибудь другое место необъятной Поднебесной.
Но при этом:
1) Товар не будет «очищен» для экспорта из Китая, и процедуры в китайской таможне вам придётся оплачивать самостоятельно.
2) Товар не будет погружен на борт перевозчика, и сами погрузочные работы, равно как и их оформление, вам придётся оплачивать самостоятельно.
3) Плюс ко всему, если пункт доставки товара находится за пределами города его производства, то и доставку будете оплачивать тоже вы.
К примеру, товар, произведённый в Гуанчжоу, может предлагаться на условиях (по Инкотермс) EXW Гуанчжоу, то есть прямо на фабрике со склада. Если Вам надо этот товар перевезти морем в Россию, то менеджер продавца предложит вам FOB Нингбо или Шанхай (в зависимости от российского порта назначения). И на практике такое предложение будет означать, что вы будете платить и за доставку в другой город, и за таможенную очистку на экспорт, и за погрузку на борт судна.
И, обратите внимание, - если, прочитав Инкотермс, вы понимаете значение термина FOB, то это совершенно не значит, что тоже самое понимает и китайский менеджер. Помните, что все формулировки в переговорах с китайскими поставщиками необходимо упрощать до предела и перепроверять, переспрашивая не один раз. И уж тем более до буковки своё понимание вносить в текст контракта.
В силу вышеизложенного, не может быть однозначного ответа на вопрос: «На сколько процентов может подняться себестоимость товара при доставке в Россию, если партнеры в Китае отпускают по цене FOB-Шанхай, учитывая все затраты» в такой формулировке самого вопроса. Так как нет однозначности в трактовке самого термина FOB и непонятно, кто оплачивает экспортную очистку товара и его погрузку.
Но для ответа на этот вопрос ещё необходимо знать и в какой российский порт назначения пойдёт товар – от этого зависит величина транспортных расходов до границы. Так же необходимо знать, КТО и на КАКИХ условиях осуществляет агентирование груза. В эту услугу входят оплата тарифа на перевозку, разгрузка в российском порту, оформление документов на перевозку.
Следующая составляющая себестоимости китайского импорта на вашем складе в России – это импортная очистка товара в российской таможне. Под каким кодом товарной номенклатуры вы везёте товар через границу? От этого зависит размер таможенной пошлины. Пошлина в % взимается от ВСЕЙ стоимости товара до российской границы и включает покупную цену завода, экспортную пошлину Китая, расходы на погрузку в Китае и на транспортировку в Россию. Кроме процентной ставки пошлина может рассчитываться по нормативной
ставке за килограмм, литр и другие физические показатели груза, согласно ТН ВЭД.
Следующая статья затрат (одна из самых значительных) – это таможенный НДС. Он составляет 18% от суммы всех перечисленных ранее расходов, включая таможенную пошлину.
Кроме того, не забудьте при этом о расходах на таможенное декларирование – зарплата специалиста (таможенного декларанта) в вашей компании или услуги сторонних организаций. При работе с некоторыми товарами вам может потребоваться российский сертификат (а это тоже стоит денег), иначе товар не выпустят с таможни, по крайней мере, пока вы не предоставите документ о том, что товар находится в процессе сертификации.
И уже последняя часть ваших расходов по импорту – доставка от таможенного склада до вашего. Зависит от нахождения таможни, в которой вы декларируете товар. В целях оптимизации расходов необходимо составлять сетевой график расходов при движении товаров через разные пограничные и таможенные пункты. Составляете и выбираете оптимальный для вас.