Сегодня широко известен японский метод
управления, получивший название "точно в срок", когда производство
осуществляется мелкими партиями. Фирма "Тоёота"
была одним из пионеров в применении данного метода управления. Кроме снижения
нерациональных запасов продукции, система управления "точно в срок" позволяла
добиться неслыханного уровня качества продукции.
Спрашивается почему?
КАК НАУЧИТЬСЯ
УПРАВЛЯТЬ
КАЧЕСТВОМ
Прошлый раз (смотри начало) мы ввели термин качество
продукции, определив его как технический уровень изделия, определенный в
реальных режимах эксплуатации самим потребителем. Спрашивается, а как можно
использовать эти знания на практике?
Сегодня "у нас"
Как-то, на одном из консультируемых предприятий по
производству автофургонов директор по маркетингу показал мне новое изделие
подразделения НИОКР - автофургон с кузовом, покрытым красивой белой пленкой. "Ну
как, Вам нравится наша новая разработка?", - спросил он меня, - мы
собираемся поставить ее на поток".
В это время к нам подошел один из дилеров предприятия. Услышав
наш разговор, он отметил - "Хотя новая продукция имеет приятный вид, но у
меня лучше берут изделия из ламинированной фанеры не очень приятного цвета с
красноватым оттенком и без всякой, там, пленки".
На следующий день у меня была возможность поговорить с
предпринимателем, который занимается мелкооптовой торговлей молочными
продуктами. Я удивился, что находящиеся у него в работе автофургоны старые,
неприглядного вида. Я показал ему фотографии новой разработки моего клиента и
спросил - готов ли он приобрести такую продукцию?Не
задумываясь ни на минуту, бизнесмен ответил: "Конечно же, нет. Если у меня
появится такой красивый автофургон, то ко мне сразу же прибежит налоговый
инспектор, ему покажется, что мои доходы резко выросли и не соответствуют
налогам, которые я плачу каждый месяц".
Если такого же мнения придерживаются и другие покупатели
автофургонов, то отсюда следует, что новая разработка предприятия -
производителя красивых, покрытых белой пленкой, автофургонов - это
"некачественная" продукция. С такими фургонами у предпринимателей слишком много
хлопот, а практичные автофургоны с грязноватого цвета кузовами из ламинированной
фанеры - это то, что надо, то есть продукция самого подходящего, с точки зрения
покупателей этого предприятия, качества.
Еще вчера "у них"
Обратимся к опыту японских производителей.
Вот что говорит о японском методе управления "точно в
срок" американский профессор Ричард Шонбергер: "Существует простое
объяснение, почему при производстве продукции мелкими партиями количество брака
понижается, а качество повышается. Если рабочий изготавливает только одно
изделие и сразу передает его следующему рабочему, он будет сразу поставлен в
известность, если его деталь окажется непригодной. Таким образом, бракованные
детали выявляются немедленно, брак пресекается в корне, исключается выпуск
крупных партий продукции с высоким процентом бракованных изделий".
Если обратится к приведенному определению качества продукции,
то можно видеть, что метод "точно в срок" (или "точно вовремя") создает особые
условия, когда на протяжении всего технологического процесса качество продукции
контролирует "потребитель". Рабочий, который получает деталь для дальнейших
действий, и есть в данном случае тот самый "потребитель" детали, изготовленной
на предыдущей стадии технологического процесса предыдущим рабочим. Если деталь
бракованная, то он не сможет ее "эксплуатировать", в данном случае использовать
для дальнейшей сборки автомобиля.
Как-то я был на конвейере ГАЗа, где идет сборка газелей. Там,
вдоль всего конвейера стоят ящики с большим количеством деталей, которые рабочие
используют при сборке легких грузовиков. Я спросил одного из рабочих - что он
делает, если ему попадается бракованная деталь? "Ничего страшного, -
ответил рабочий, - я ее откладываю в сторону и беру другую".
На "Тоёоте" у рабочего нет запасных деталей, ему они
поставляются точно в необходимом количестве и точно в срок. В случаях, когда
рабочий сталкивается с бракованной деталью, он вынужден ... останавливать
конвейер. Может быть, по этой причине некоторые "новые русские" предпочитают
нашей "Волге" заокеанскую "Тоёоту".
Уважаемые специалисты по качеству! Если вы в чем-то не
согласны с нами, мы с удовольствием выслушаем и опубликуем ваше мнение.