Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Секреты бессознательного

  Все выпуски  

"Психоаналитик в трубке" (анализ рекламного буклета компании Северо-Западный GSM) и статья "Психолог в фирме - деньги в унитаз?"


Информационный Канал Subscribe.Ru


Секреты бессознательного в бизнесе
Рассылка Психологического Фонда ИМАГО
N 2 (06-07-2002)
www.imago.spb.ru/business/
psysecrets@mail.ru
Архив рассылки
Здравствуйте!
Сегодня мы предлагаем Вам порассуждать о том, нужен ли психолог в фирме, и что бывает, когда хорошая реклама делается без его участия.

В этом выпуске:

  • «Психоаналитик в трубке» (анализ рекламного буклета компании Северо-Западный GSM)
  • Статья «Психолог в фирме — деньги в унитаз?»


    «Психоаналитик в трубке»

    Создавая рекламу, будьте внимательны
    к деталям, чтобы Ваше творение
    не произвело обратный эффект.

    http://www.imago.spb.ru/images/subscribe/zebra.jpg Попробуйте ответить на простой вопрос: «Какой товар (услугу) можно рекламировать, разукрашивая обычную зебру всеми цветами радуги?» Если вы иногда выходите из дома или включаете телевизор, то ответ сразу появится у вас в голове: это или «Тиккурила», или «Ярославские краски», или… Ну конечно! Это же реклама первой в мире телефонной психоаналитической службы!

    Сегодня мы рассмотрим буклет, рекламирующий новую услугу Северо-Западного GSM — «Мобильный психоаналитик». Этот сервис компания предлагает своим абонентам в круглосуточном режиме с мая 2002г. В следующих выпусках мы еще поговорим о мировой премьере «психоанализа по телефону», а сейчас попробуем догадаться, какой смысл вложили в рисунок авторы рекламного буклета.

    Все мы с детства помним поговорку: «Жизнь — зебра полосатая». Вполне психологично: хороший символ, да и смысл понятен. Возможно, кто-то еще помнит философский вопрос, звучащий в фильме «ZOO» Питера Гринуэя (Piter Greenway): «Зебра — это белое животное с черными полосками или черное животное с белыми полосками?» У кого как…   Автор буклета намекает: «Даже если сейчас у вас белая полоса, придет время — и настанет черная. Тогда не забудьте позвонить нам».

    Что же дальше? Судя по картинке, позвонивший в службу сможет за несколько минут (90 центов в минуту) превратить свою жизнь из черно-белой в цветную. Да что там в цветную, жизнь просто засверкает всеми цветами радуги. И вот нам уже хочется набрать заветный номер…

    Кто помешает? Наше бессознательное, его-то не обманешь. Наверное, художник, рисовавший этот буклет, видел психоаналитика только в кино. Набор ошибок, содержащихся в рисунке, с психологической точки зрения, сводит на нет все усилия по созданию буклета. Итак, по порядку:

      http://www.imago.spb.ru/images/subscribe/buklet.jpg
    1. С детства мы знаем, что в радуге 7 цветов, даже поговорку про «каждого охотника» наизусть помним. Если вдруг из этого набора выпадает какой-нибудь цвет, особенно крайний (пусть даже и не очень заметно), наше бессознательное сразу чувствует дисгармонию. В этом рисунке нет синего и фиолетового цветов. Причина не важна абсолютно. Результат — подсознательная мысль: «Что-то здесь неправильно».
    2. Всем нам хочется, чтобы наши две ноги (или две руки) были одинаковой длины, толщины, и, конечно, одинакового цвета. Для обычного человека очень важна симметрия собственного тела. Если у нашей зебры правая лапа синяя, а левая зеленая, то это означает только одно — ее правая часть «не дружит» с левой. Говоря ближе к психологии, не очень хорошо, когда одна половина головы или тела «не дружит» с другой. В лучшем случае — это серьезные психологические проблемы, а в худшем — даже психическое заболевание.
    3. У обсуждаемой зебры голова «оторвана» от тела. Она не просто отличается по цвету, но и смещена в сторону. Это — самая серьезная ошибка рисунка. У многих людей, говоря на психологическом жаргоне, голова и тело живут как бы отдельно: мы часто не чувствуем и не осознаем ощущений и переживаний собственного тела, пока такие переживания не станут очень сильными (например, боль). С этой проблемой работают психологи, причем довольно успешно. Помещенный в рекламный буклет, данный символ дисгармонии сразу вызывает неосознанное желание держаться подальше от предлагаемой услуги.
    Хотите знать, почему у этой зебры голова «оторвана» от тела? По секрету: этот рисунок взят с постера Американского Национального Информационного Центра для детей-инвалидов (www.nichcy.org/zebra.htm). Хорошая ассоциация со службой, продающей психологическое здоровье? Только на этом сайте зебра цветная вся, что смотрится более гармонично (не поленитесь, проверьте). А на нашем рисунке голова взята даже не от другой картинки, а с фотографии.

    Ну и последнее. Вы видели в жизни разноцветную зебру? Мы не видели. Это сказка. Как и психоанализ по телефону.
    P.S. Служба «Мобильный психоаналитик» действительно существует в компании Северо-Западный GSM (по-новому «Мегафон»).


     

    «Психолог в фирме — деньги в унитаз?»

    Если зарплата психолога,
    работающего в Вашей фирме,
    более 500 долларов в месяц,
    то эта статья не для Вас.

    Деньги в унитаз?! Нет, конечно, не так резко. Но давайте попробуем разобраться в плюсах и минусах, которые несет фирме психолог, работающий в ней на постоянной основе.

    Итак, что входит в задачи штатного психолога? Обычно это проведение тренингов, участие в отборе кадров и организации корпоративных мероприятий на сплочение команды. Продвинутые руководители изредка привлекают своего психолога к участию в деловых переговорах, к разработке рекламы и имиджа компании, а уж совсем продвинутые — даже поручают ему заботу о психологическом здоровье сотрудников (индивидуальные беседы, помощь в решении личных проблем и т.д.).

    Девять из десяти руководителей, если сообщат вам, что в их организации работает психолог, то сделают это с гордостью, примерно так, как говорили бы о наличии собственного психоаналитика, двух лимузинов и вертолета для поездок на дачу. Казалось бы, что в этом плохого, если корпоративная «психо-культура» потихоньку проникает и в наш бизнес, да к тому же решает столько важных задач?

    Все это очень здорово. Но по нашим многолетним наблюдениям на деле ситуация выглядит чуточку иначе. Эффективность работы фирмы повышается не так быстро, как хочется. Текучесть сотрудников не уменьшается. Отношения внутри компании остаются напряженными: каждый занят решением собственных психологических проблем, часто «за счет» окружающих… Но психолог не унывает, он назначает новые тренинги, на которые мало кто хочет идти, он продолжает придумывать новые идеи по обучению сотрудников по своей собственной методике. А главное (!) — он умеет так это преподнести руководству (сказываются годы обучения психологии), что не остается ни малейших сомнений в его нужности и незаменимости на этом месте.

    В чем же причины этой псевдо-эффективности сотрудника, получившего высшее психологическое образование и имеющего пару десятков «ценных бумаг» об окончании различных курсов? С 1999 по 2002 годы мы невольно провели подробное исследование ситуации на рынке, когда приглашали к себе на работу психологов, используя для этого различные медиа-площадки (газеты, интернет, радио и т.п.). Несколько сотен психологов, каждый из которых заполнил подробную анкету и рассказал, что он хочет и может делать, составили, на наш взгляд, репрезентативную выборку.

    Не желая никого обидеть (сами проживали подобный рост), всех психологов можно разделить на 3 группы (по убывающей зарплате):

    1. Психолог-профессионал. Человек обычно 28–40 лет, окончивший психфак Университета (5 лет) или не окончивший ничего (!), который имеет свою собственную авторскую программу (чаще несколько) и просит зарплату от 500 долларов. Профессионал никогда не согласится организовывать корпоративные тусовки, за участие в подготовке рекламы попросит удвоить ему зарплату, а личными проблемами сотрудников станет заниматься по собственному желанию только во время обеда, за чашечкой кофе, притом с несомненным успехом. Чаще всего профессионал находит работу в психологической фирме, которая продает его услуги во много раз дороже, сдирая с обучающихся несколько сотен долларов за собственный бренд и кофе-брейки в середине тренинга. Профессионал также может стать роскошным приобретением солидной организации, где он быстро сплотит команду, научит управлять и продавать, а также подарит ощущение успеха каждому сотруднику. Количество психологов-профессионалов в Санкт-Петербурге (исключительно по нашим наблюдениям) около 1%.
    2. Психолог-специалист. Человек 25–50 лет, имеющий психологическое образование и профессиональное чутье, прошедший массу тренингов различной тематики, желающий и умеющий работать. Он возьмет часть работы на себя и сможет грамотно подыскать психологическую фирму для проведения специализированных тренингов. Зарплата такого психолога 250-500$ в зависимости от возраста, опыта работы и предъявляемых к нему требований. Пожалуй, это идеальный вариант для небольшой компании, которая готова за качественные услуги платить нормальные деньги штатному психологу и иногда — приглашаемым со стороны консультантам и тренерам. Количество психологов-специалистов в С-Пб. (по нашим данным) около 9%.
    3. Просто-психолог. Человек 20–65 лет, имеющий высшее психологическое образование (1 – 2 – 5 лет — не важно), массу теоретических знаний, и заявляющий, что может все (любые тренинги, отбор персонала, тусовки, консультации…). Первый тренинг (часто и последний), который действительно может вести просто-психолог, независимо от возраста и образования, — это «тренинг коммуникативной компетентности» (он же «социально-психологический тренинг», проходят на 2-м курсе психфака). Часто просто-психологи подолгу работают в различных организациях благодаря своей инициативности и психологической безграмотности руководства, которую они активно поддерживают, советуя не ходить на «чужие курсы». Их зарплата колеблется в пределах 50-250$, но иногда им удается «опустить» родную фирму и на большие деньги. Количество просто-психологов в С-Пб. (по нашим данным) около 90%
    Как-то молодая женщина, до сих пор работающая в одной психологической организации в Питере, проходила у нас собеседование. На вопрос: «Какие проблемы вы беретесь решать?», она откровенно ответила: «Все!», и искренне удивилась основному правилу нашей организации, гласящему, что в каждой области психологии у нас должен работать тот, кто в этой области самый лучший. По аналогии с медициной: есть, конечно, врачи общего профиля, которые смотрят на организм целостно. Но вы вряд ли пойдете на прием к стоматологу, который в свое рабочее время лечит у пациентов гастрит, а по выходным — импотенцию. В психологии — также.

    Было бы все не так страшно, если бы убыток, приносимый плохим штатным психологом, состоял только из его зарплаты. Это только надводная часть айсберга, а «под водой» — все намного серьезнее:

    • проводя некачественные тренинги, штатный психолог регулярно отнимает время у сотрудников организации (умножьте количество часов на количество участников мероприятий и на их зарплату);
    • при посещении неинтересных занятий у людей появляется разочарование и базовое пренебрежение к психологии, как бесполезной и скучной области знаний;
    • часто такой штатный психолог под любым предлогом отказывается от приглашения в организацию консультанта или тренера из психологической фирмы, боясь разоблачения себя как непрофессионала (эта опасность, по нашему практическому опыту, является наиболее серьезной).

    Как же получается, что призванный повышать эффективность работы (да и настроение сотрудников) штатный психолог иногда становится настоящим врагом родной компании?

    Дело в том, что в психологию изначально идут люди с различными психологическими проблемами, — это не секрет и ни для кого не обидно. Некоторая часть из них за время учебы и работы свои проблемы решают, после чего могут помогать другим, а также создавать свои оригинальные качественные психологические продукты (курсы, тренинги, методики и т.п.). Но многие психологи, к сожалению, так и остаются с нерешенными проблемами, зато приобретают навыки манипулирования людьми, которые с успехом могут применять на работе — в отношениях с сотрудниками и руководством компании.

    Какой же есть выход из этой ситуации? На наш взгляд (и мы приветствуем оппонентов), один сотрудник не может решить всех психологических задач, стоящих перед серьезной развивающейся компанией. Это может сделать только психологическая организация, в которой работают профессионалы, специализирующиеся в разных областях психологии. Таких фирм в нашем городе немало, и выбор стоит делать после хорошего знакомства с ними. Многие организации устраивают бесплатные презентации своих мероприятий на территории заказчика, что дает возможность оценить их профессионализм не одному человеку (штатному психологу), а значительному числу сотрудников, участвующих в принятии решения.

    И в заключение, еще один важный момент, который надо обязательно учитывать при работе со штатным психологом. Довольно часто (не в Америке, а в Санкт-Петербурге) корпоративный психолог или менеджер по персоналу закажет для своей любимой компании тренинг не в той психологической фирме, которая проводит наилучшие курсы, а в той, которая найдет лучший способ «договориться» с этим психологом. Сумма отката в нашем городе обычно составляет 10-25% от контракта. Так что — будьте бдительны, ведь вы, наверняка, не платите вашему психологу 500$.

     


    В ближайших выпусках:

  • ответы на ваши вопросы
  • анализ рекламы Агентства «N»
  • статья «Секреты денежной гармонии»

    Ждем ваших вопросов: psysecrets@mail.ru

    Cотрудники Психологического Фонда ИМАГО (www.imago.spb.ru/business/)


  • http://subscribe.ru/
    E-mail: ask@subscribe.ru
    Отписаться
    Убрать рекламу

    В избранное