Ответ на вопрос: "В чем состоит психология и исскуство консалтинга?".
Бизнес-Консалтинг и искусство
Консалтинг – не есть наука. Также консалтинг не является искусством. При всем этом работа бизнес-консультанта (в том числе) требует отличной теоретической подготовки и умения творчески подходить к решению проблем клиентов. Это похоже на строительство моста: вы должны знать сопромат и другие технические дисциплины, но ни в одном учебнике по физике или математике вы не найдете готового чертежа. Создать его – ваша задача.
Бизнес-Консалтинг и психология
Консалтинг (мы говорим об управленческом консалтинге) – не форма психотерапии. Однако психологии здесь достаточно.
Прежде всего, консалтинг предъявляет особые требования к личности консультанта. Успешный бизнес-консультант обладает такими качествами:
Системное мышление и аналитические способности
Готовность рисковать и принимать ответственность за принятые решения
Стремление к действию и ориентированность на результат
«Патологическое» любопытство и свежесть восприятия
Умение воспринять и понять противоположную точку зрения
Способность учиться и умение учить других
Позитивный взгляд на мир
А также практического разностороннего опыта работы по «ту» и по «эту» сторону бизнеса. Плюс готовность много работать и распределять свое время и внимание между разнообразными проектами.
Во-вторых, успех консалтингового проекта во многом зависит от характера взаимоотношений между Консультантом и Клиентом. Доверие к консультанту – первое и необходимое условие успешного сотрудничества. Любое решение, инструмент или методология, предложенные консультантом, будут эффективны только в случае положительного их восприятия представителями Клиента.
Наконец, обращение к консультанту – часто вызов для Клиента. Не каждому и не всегда просто переступить психологический барьер и обратиться за помощью к стороннему эксперту. Две наиболее типичные ситуации:
«Я сам достиг успеха и лучше, чем кто-либо другой знаю свой бизнес, зачем мне чужие советы?»
«Я не знаю, как мне быть в данной ситуации, как я могу рассказать о своей проблеме чужаку?»
Иначе говоря, клиент также должен подготовиться к работе с консультантом. Наш опыт показывает, что Клиентов, готовых извлечь пользу из опыта и знаний консультантов становится все больше. Что не может не радовать.