Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Жизнь и бизнес - как сделать проще


[Архив рассылки]


Инновации и что с ними делать (Селигер 2010).

 

"Ничто не может занять места упорства. Талант не сможет этого сделать; мир полон талантливых неудачников. Гений тоже не сможет; непризнанный гений - это уже как пословица. Образование само по себе тоже не сможет это сделать; мир полон образованных изгоев. Только упорство и целеустремлённость всемогущи."

Кэлвин Кулидж

 

 

Здравствуйте!

Сегодня, хочу рассказать о некоторых интересных вещах, происходивших этим летом на Селигере и о том, что полезного можно было там получить. А заодно и по разным инновационным идеям пройдёмся...

В этом году меня пригласили на Селигер сразу по двум направлениям: «Ты – предприниматель» и в «Зворыкинский проект». В первом направлении, я уже был экспертом в прошлом году и поэтому пошёл на второе. Оказалось, что по этому направлению очень много интересных проектов (больше 3000), которые создали инновационные идеи, проработали их и приехали на Селигер. И всё это, для того чтобы найти инвестора, который бы вложил в них свои деньги. Понимаете? Абсолютное большинство не видело другого способа реализовать свои идеи! Им кажется, что раз их проект требует вложения денег (создание дорогостоящего оборудования, производства, покупка материалов...), значит - нужен инвестор и другого пути нет. Это не так.

Я считаю, что к инвестору можно идти, когда понимаешь, как проект сделать БЕЗ инвестиций. И только, после осознания всех вариантов создания и развития проекта без инвестора (их всегда несколько), делать осознанный выбор о выборе инвестора. Да и  самому инвестору будет легче вложить в вас денег, когда он увидит, что ваша идея будет реализована и без его денег или в случае, если его взноса не хватит. Понимаете?

Спросите, а как это сделать? Коротко, расскажу в этом выпуске.

Немного предыстории. Сначала, мне нужно было найти среди тысяч других - самых толковых ребят (приехавших со своими проектами). И показать этим ребятам – как их проекты могут быть реализованы без инвестиций. Показать так, чтобы было понятно, как можно зарабатывать с их проектами, сразу после окончания Селигера. Впихнуть знания, которые даются на многомесячном предпринимательском курсе – за шесть дней... Найти готовых учиться, самостоятельно дошедших до необходимости начинать продажи в своих проектах. Честно говоря, не ожидал, что их будет так много. Обычно, большинство старается бесконечно развивать свою идею/услугу/товар, а продажи откладывают на потом...

В общем, просмотрев десятки (может и сотни) идей, поговорив с их лидерами, я отобрал 15 интересных проектов (сколько смог бы осилить), а остальным пришлось отказать...

Что это за идеи?

Вот их краткое описание (их личные контакты дам заинтересовавшимся, только при обращении ко мне, чтобы их не завалили спамом):

1.         Высокоточная навигация без спутников (может работать и с ними), которая функционирует даже под землёй, под водой, в тоннелях, горах, помещениях и т.д... Например, особенно актуально для горняков, подводников, дайверов, альпинистов, военных (и автомобилисты не потеряются в любых условиях). Лидер проекта - Крутских Андрей.

2.        Святящиеся ленты, как тонкий, гибкий, энергосберегающий источник света (ребята освещали площадь своим светящимся шаром, перед нашим шатром по вечерам). Разместить эти ленты можно на любой поверхности, светятся равномерно, с защитой от вандалов и воздействия окружающей среды. Например, можно наносить на мебель, здания, подземные сооружения, использовать в рекламе, световых шоу... Лидер проекта – Ветлугин Евгений.

3.        Защитные покрытия для стальных изделий, которые не отслаиваются, обладают высокой стойкостью к разрушению, увеличивают износостойкость деталей в 12 раз, а скорость коррозии, после нанесения покрытия снижается в 100 раз. Например, можно покрыть несущие узлы любой машины и увеличить срок службы в разы, можно даже покрывать резцы станков и всё это экологически чистый процесс (покрытия наносятся в вакуумной печи). Лидер проекта – Шашерина Светлана (входит в кадровый резерв России).

4.        Комплекс программно – аппаратных платформ, который позволяет получить действующую модель любого устройства за 3-6 месяцев, а не за 2-3 года. Первый заказ на функционирующий, одноплатный компьютер они выполнили за 3 недели. Например, ели придумали вы какой нибудь агрегат (даже если, это самодвижущаяся электробритва с сим - картой) и хотите увидеть работающий образец/плату (чтобы легче было продавать)... Тогда, приходите к этим ребятам и получаете то, что вам нужно! Лидер проекта – Косенков Павел.

5.        Углеродные сорбенты для разделения газовых смесей. Эта технология позволяет из выбросов вредных газов получать чистые газы (метан, СО, СО2, H2S), и зарабатывать очищая воздух.… Например, вы подключаете их оборудование к любой трубе, отравляющей атмосферу и получаете источник чистых газов, готовых к продаже!  Лидер проекта – Бервено Александр.

6.        Создание растительной мази, как противовоспалительного и ранозаживляющего средства. Этой полностью натуральной мазью мы все мазались и все наши порезы, ожоги и ушибы заживали в разы быстрее. А ещё, я заметил один интересный эффект от этой мази – после того, как намазал пару порезов и пошёл купаться в Селигерских озёрах, подплывали мальки и старались слизать её, так она им нравилась... :-) Лидер проекта – Гаптракипов Эдуард.

7.        Сенсорная сеть для выявления теплопотерь. Это система умных и беспроводных датчиков, которые выявляют потери и постоянно мониторят любое помещение (одной зарядки хватает на 1,5-2 года, потом можно ещё зарядить). Эти датчики достаточно умны, чтобы снимать информацию со всей системы, подключившись всего к одному датчику. Лидер проекта – Руслан Захаров

8.       Переоборудование дизельного двигателя для работы на спирту. Эти ребята помимо перевода двигателя на дешёвое топливо (4 рубля/литр), ещё и сделали установку получения спирта из отходов. Например, в сельском хозяйстве можно перевести все дизеля на тех спирт и пользуясь большими запасами растительных отходов – не заботиться о покупке топлива вообще (в дальнейшем возможен будет перевод и бензиновых двигателей). Лидер проекта – Гарипов Кирилл.

9.        Биопрепарат для очистки земли от ядовитых веществ. Этот не имеющий мировых аналогов препарат разлагает ядовитые пестициды, которые постоянно (десятки лет) отравляют почву и за которые штрафуют сельхоз предприятия – и делает это, за 2-3 недели. Например, вам чтобы разложить (на углекислый газ и воду) гору ядов, отравляющих землю и грунтовые воды, далеко вокруг себя – достаточно будет вылить туда стакан этого препарата (а не сжигать в печах при t 1500 градусов, как сейчас делают). Лидер проекта Анисимова Лилия.

10.    Метод диагностики и коррекции состояния здоровья по ДНК. Этот метод позволяет индивидуально определять риски развития самых распространённых заболеваний и выработать индивидуальные рекомендации по излечению, а так же найти пути для развития личных способностей (физических и интеллектуальных). Например, когда захотите вы узнать в каком виде спорта вам легче всего будет достичь значимых результатов, а заодно и подобрать комплекс упражнений для этого, попутно выявив продукты подходящие именно вам и избежать предрасположенных болезней, то вам к этим умнейшим девчонкам... Лидер проекта – Васильева Эльвира.

11.     Регулятор давления газа в магистральных сетях. Этот проект позволяет избежать внутреннего и наружного обмерзания трубопроводов, при транспортировке газов. Сейчас, для этого подогревают трубопроводы, сжигая этот же газ, на распределительных узлах. А с применением этого регулятора можно ничего не сжигать и всё будет работать без обмерзания. Представляете, какая экономия в масштабах все страны? Лидер проекта – Свистунов Антон.

12.    Система автоматического подбора очков. Эта система позволяет дома, имея компьютер с выходом в интернет и веб – камерой подбирать себе очки, глядя на себя в новых очках и крутя головой смотреть, что именно больше всего вам идёт. Представляете, как просто будет выбрать себе очки (можно и солнечные), ведь сидя дома вы сможете примерить на своё лицо тысячи моделей! Лидер проекта – Трунина Анна.

Вот эти проекты дошли до конца наших занятий на Селигере. Были и другие, но они уехали раньше, из-за того, что получили срочные заказы на свои услуги/товары.

Как вы видите, почти все эти проекты требуют начальных вложений, для создания опытных образцов или для запуска производства. И как же быть? Искать инвестора? Другого пути нет? Есть. И не один. Но, сразу всё вываливать на ребят я не стал. Выбрал один вариант, и мы стали его развивать. Этот способ называется «Бутстрэппинг» (вот ссылка в Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/Бутстрэппинг).

Для начала мы прошлись по целям с лидерами проектов (помните выпуск этой рассылки «Выбор цели в жизни»), а затем, по каждому проекту лидеры начали создавать команды (мин 5 человек) из числа других участников Селигера... И начались занятия. Каждый день новая тема, самостоятельные задания и закрепление предыдущей темы (с 9-ти утра и до часу ночи). Не каждый выдержит такой темп. Молодцы ребята! Все справились.

Были трудные дни, были и весёлые. Например, день по переговорам. В этот день нужно было освоить такие переговоры, когда ты продаёшь любую ерунду (соломинку, салфетку...) за большие деньги (мин 1000 руб. за соломинку) и при этом нужно было не использовать никаких манипулятивных приёмов, не «впаривать товар» и сделать покупающего человека счастливее (чтобы он никогда не захотел расторгнуть эту сделку). Представляете задачку? :) Но, всё получилось. И было весело... :) А одна девушка (лидер проекта) установила рекорд продаж – она продала, проходящему мимо инвестору, колпачок от ручки за 900 000 Евро (и получила от него расписку). Умница!

Хотя... Я сейчас подумал, что вам читать про то, как мы занимались – не так интересно, чем узнать суть бутстрэппинга. Да? :-) Рассказываю.

Смысл в том, чтобы научиться зарабатывать деньги, как можно раньше. Это значит, что после того, как Вы родите идею и создадите из неё проект -  вы начинаете искать, что именно можно продавать уже сейчас, на этапе идеи или начальной разработки. Обычно это какая-то побочная услуга, которую вам легко будет продать (или легко начать продавать). И вот, начиная продавать лишь малую часть вашей идеи, в виде какого нибудь сервиса, не требующего от вас больших материальных затрат – вы начинаете учиться искать клиентов, работать с ними, обслуживать их... Так, вы формируете для себя начальную клиентскую базу и создаёте себе начальные денежные потоки. На эти потоки вы дорабатываете свой проект, создаёте опытный образец, и улучшаете его, основываясь не на ваших домыслах, а на реальности, сформированной рынком. Причём, можно создавать проект поэтапно, а каждый из этапов будет создавать новый продукт или услугу (основываясь на предыдущих наработках), что поможет осуществлять повторные продажи вашим старым клиентам.

Например, попробую представить, что я лидер одного из перечисленных проектов.

Долго не думая, выбираю первый по списку:

Например, придумал я высокоточную навигацию без спутников и всё. Больше ничего у меня нет (а у ребят из этого проекта есть гораздо больше). И что же мне делать, для создания и развития этого проекта? Начинаем осваивать «бутстрэппингство». Для начала мне нужно понять кто мои клиенты на самом деле, а не так как я думаю/предполагаю. А понять, это можно только продавая. Что, я могу продавать, пока у меня есть только идея, подкреплённая некоторыми расчётами? Конечно услуги. Мне нужно научиться продавать услуги в области навигации всем, до кого я смогу дотянуться. Для начала, ищу везде, где только можно, информацию о существующих заказах. Ведь есть компании, так и кричащие в разных СМИ – создайте нам сервис по определению местонахождения (машин, людей...). Эти компании дают объявления, устраивают тендеры, конкурсы и т.д. Мне нужно найти такие компании и приехать к ним для понимания, что же им нужно на самом деле. А не писать им письма и ждать ответа (пусть все остальные теряют время и возможности). Так, не теряя денег на рекламу своих услуг, я выйду на первые контакты и завяжу первые знакомства (начинать знакомиться, нужно с самых слабых и НЕперспективных, из всех выбранных)...

В общем, дальше понятно. Выполняем заказ (любой заказ можно выполнить за счёт ресурсов других компаний, если мы заранее просчитали и обговорили с заказчиком экономику заказа и сроки). Нарабатываем связи, опыт, деньги.

Так мы очень быстро понимаем специфику рынка навигации и что именно нужно моим клиентам. А давать нужно не то, что клиент просит, а то что ему нужно!

Заработав первые деньги, я завершаю расчёты (сам или нанимаю КБ) и доработав проект под запросы рынка (или конкретных клиентов) - делаю заказ на изготовление работающего образца. Получив который, я могу выйти на следующий этап своего проекта – получение заказа на мою первоначальную идею, на выполнение которой, я возьму аванс и выпущу первую партию моих навигаторов. Так, я приду к расширению ассортимента и продаже «коробочных» версий, для разных клиентов. Потому что, мои услуги сразу трудно масштабировать и продавать в больших объёмах, а готовые и  узкоспециализированные варианты моего продукта можно продавать в любых объёмах (под заказ).

Суть понятна? Вкратце: после создания идеи/проекта – ищем, что мы можем продавать в той же сфере и уже сейчас (затем старым клиентам будет легче предложить мой новый продукт), зарабатываем деньги, опыт и знание нужд клиента, дорабатываем нашу идею в сформированный продукт и поэтапно реализуем проект, на самофинансировании. Инвесторов же привлекаем, только для того чтобы сэкономить время и сделать большой рывок, основанный на нашем опыте.

Большинство крупных компаний мира начинали с похожего пути. Подумайте и проверьте. :-)

"Удача - это когда возможность произрастает на подготовленной почве."

Владимир Довгань

 

P.S Если, Вы заинтересовались каким-то проектом – смело обращайтесь, но по делу и без пустого трёпа. Буду рад помочь.

Удачи и до связи!

Игорь Хлуденцов.    mirmika@gmail.com

 

Воспроизведение материалов этой рассылки возможно при упоминании её автора.



В избранное