Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Проработанная идея нового бизнеса - в каждом выпуске Глава №28


[Архив рассылки] [Сайт рассылки]


Глава 28 Малозатратные способы развития бизнеса (длинное продолжение)

 

Здравствуйте!

Наконец-то, решил присесть и вместе с Вами спокойно подумать о том, как можно делать бизнес, тратя минимум средств, спокойно, масштабно, позитивно и не напрягаясь сильно! И ещё, всё это нужно описать доступным и понятным языком, а главное – чтобы было интересно читать и желательно применить прочитанное. Интересно, что из перечисленного сейчас получится? J

В качестве вступления, хочу поделиться одной историей. Я на этой неделе прилетел с деловой встречи, которая проходила в Турции. И там, посетил место жизни Николая Мирликийского. Слушая жизнеописание этого человека, я был поражен масштабами распространения дел, которые вел этот уникальный человек (в христианстве – святой Николай Чудотворец). Например: Он помогал бедным и детям, подбрасывая им в окна или с плоской крыши в трубу еду или деньги (раздав всё своё имущество). А знаете, как по-гречески звучит Святой Николай? Сант Николаус или по современному – Санта Клаус! :-) От туда и пошла эта традиция – делать тайные подарки, на христианское Рождество, от имени Святого Николая или Санта Клауса! Низкий ему поклон...

Зачем, я всё это рассказал? Просто, в этом выпуске, я хочу поделиться некоторыми способами делать своё дело/бизнес и становиться при этом широко известными, не платя за это напрямую (как за рекламу). Конечно, я не собираюсь сравнивать себя со Святым Николаем или утверждать что, он использовал эти приёмы – нет. Единственное сходство с вышеописанным примером, это то, что Он стал всемирно известным, не занимаясь рекламой и не платя за эту известность. К чему, я вас и призываю: учитесь делать своё дело хорошо, принося пользу людям, и не вкладывайте большие деньги в известность (необходимую для бизнеса). Её можно получить с микро затратами или даже заработать денег на получении Вами известности! Как это сделать? Вот, об этом и поговорим ниже...

    Многие уже слышали это заморское слово: PR (пиар). Что говорит о нём энциклопедия?

PR  - ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ (PUBLIC RELATIONS, PR, СВЯЗЬ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ) - действия и мероприятия, направленные на повышение узнаваемости образа для участника рынка и его престижа. Система связей компании с общественностью, прессой, выборными учреждениями и общественными организациями.

Но, в этом определении нет главного! И поэтому, я приведу определение, которое мне больше нравится:

PR – известность полученная бесплатно!

И всё! В этом вся суть. И сразу понятно различие с рекламой и другими дорогостоящими акциями. И сразу понятно, зачем компании этим заниматься! :-) Многие вещи, которые я здесь опишу далеко не тайна, но их мало кто применяет (особенно при старте бизнеса). Почему? Да потому что не знают, что это возможно (получить известность и не платить за это) или не знают, как это работает... 

И вообще. Не только фирмы, но и простые люди каждый день упускают миллионы возможностей, просто потому, что не знают или не верят, что они есть! Каждый человек, хоть раз вел себя как героиня известного анекдота (а многие и не раз):

Одна девочка поймала золотую рыбку, и попросила отпустить её, исполнив три желания. Девочка хорошо подумала и попросила:

- Сначала, я хочу иметь огромные уши. Рыбка сделала уши.

- Затем, я хочу иметь огромный нос. Рыбка удивилась, но сделала.

- И напоследок, я хочу иметь огромные руки, до земли! Рыбка ещё более удивилась, но сделала руки, и девочка её отпустила в воду.

Но, удивлённая рыбка не выдержала и спросила девочку:

- А почему не попросила стать красавицей или богатой? И девочка ответила:

- А разве можно было?!

Это было бы весело, если бы не было так грустно. Особенно, наблюдая это каждый день вокруг...

Отвлёкся. Возвращаемся к нашим возможностям обретения известности бесплатно. Хотя конечно, не абсолютно бесплатно, это не так. Заплатить придётся, например временем, потратив два-три часа в неделю (если нужен больший результат, то – больше). Или даже выделить сотрудника для этого постоянно (при правильном подходе он окупит себя в первый же месяц).

А давайте, вместе пофантазируем и представим семью, членам которой захотелось стать известными! :-) Например, давайте напишем рассказ! Правда, последний раз, я это делал в школе (в прошлом тысячелетии), но попробовать новое всегда интересно... Так что - вперёд!

Жили - были дед, да баба............... Нет! :-) Не годится... Нужно, что-то посовременнее...

 

В обычной городской семье, назревал скандал...  

Всем хотелось внимания, но у каждого были свои проблемы, и до дел других руки как-то не доходили. Отца уволили с работы из-за кризиса (он был аналитиком в банке), у Мамы был затянувшийся аврал на фирме, в её отделе развития (им сократили финансирование и увеличили план вдвое), Дочь была «серой мышкой» в школе и очень переживала по этому поводу (отсутствие внимания и признания сверстников воспринимался, как крах всей жизни), а Бабушка страдала от козней соседки, которая строила ей мелкие пакости за спиной (но отвечать тем же – считала ниже своего достоинства).

Короче, полный «армагедец», в отдельно взятой квартире. И в тот момент, когда шипение, косые взгляды друг на друга и придирки достигли того предела, что вот - вот и начнётся крик с разбиванием посуды, членовредительством и прочими милыми способами выпустить пар... Раздался звонок!

Все посмотрели друг на друга, задавая немой вопрос – К кому пришли? Ответа не последовало и после второго звонка, со вздохом, полным вселенской скорби и тоски, пошла открывать Дочка. А остальные, не выдержав волны любопытства, потянулись за ней в коридор...

А на пороге, за доверчиво распахнутой дверью, стоял Он, весь такой красивый и приветливо улыбался. Таинственным незнакомцем оказался армейский друг Отца, который решил сделать сюрприз старому знакомому, проезжая транзитом по делам своей фирмы.

Вся семья всколыхнулась, в предвкушении интересного вечера и в тайной надежде хоть как-то развеяться... Мама убежала на кухню (хлопотать на кухне и заодно одеть на себя что-то поприличнее), Дочь отправили наводить порядок в своей комнате, Отца посадили в зале (развлекать богатого гостя), а Бабушка была одновременно везде и нигде (раздавая «ценные» указания и осуществляя оперативный контроль)...

И так бы продолжался этот вечер, оставаясь одним из обычных и банальнейших вечеров, если бы Отца не прорвало... А всё началось с невинного вопроса нашего разомлевшего гостя (от нескольких рюмок коньяка, тщательно хранимого в серванте, как раз для подобного случая):

– Расскажи, а как ты живёшь старина? (Ожидая, наверное, стандартного ответа – нормально!)

И Отец, уже готовый произнести обычную фразу, вдруг замер... Оцепенел, взгляд его упёрся в какую-то точку над плечом гостя... И из него полилось. Он, каким то не меняющим интонации пустым голосом, рассказал о том, как его уволили из банка, наплевав на годы работы и бессонные ночи потраченных при развитии его направления, взятый кредит на машину, который нечем выплачивать, несбывшиеся надежды  и кучу других вещей, о которых не знала даже жена... Когда же он выговорился, в комнате наступила тишина. Всё смотрели на Отца... А он молчал, опустив голову.

И тут, разом протрезвев, заговорил Гость:

- Кончай раскисать! Возьми себя в руки! Ты же светлая голова, умница! Говори, что ты можешь и хочешь делать, а мы что нибудь придумаем.

- Что могу? Да почти ничего! Думать, анализировать и ещё могу писать отчёты. Вот и всё...

 - Этого достаточно! Ты будешь великим журналистом! Будешь писать статьи, их будут печатать в разных газетах и журналах, а ты сам будешь решать когда и где тебе поработать... Ну, как? Согласен?

Гость вскочил на ноги, начал кругами ходить по комнате, размахивать руками и описывать прелести работы свободного журналиста, особенно напирая на возможность быстро «встать на ноги» и не зависеть начальника сверху! Все смотрели на него открыв рот и провожая глазами, а Отец смущенно улыбался и пытался слабо возражать. Мол, не знаю, как это делать, что писать, да и вообще... Но, Гость его не слушал и говорил, говорил, говорил... Потом, вдруг замер и сказал:

- Так! Никакие возражения не принимаются. Бери ручку, бумагу и записывай! Я тебе сейчас открою всю кухню журналистики, без лишних фраз и мусора! Ты у меня быстро научишься зарабатывать деньги, не сходя со своего любимого кресла! Деньги, это всего лишь идея, основанная на личной уверенности и доверии людей! Идея есть, а уверенность и доверие людей мы сейчас будем учиться нарабатывать. Итак, готов? Пиши:

1. Есть всего два вида статей: Первые, это когда ТЫ платишь, чтобы их напечатали (коммерческие); Вторые – когда платят ТЕБЕ за то, что ты их написал (некоммерческие). Нас интересуют только вторые. Только ЛОпуХИ платят за свои статьи или те, у кого есть много лишних денег... Запомнил? Идём дальше...

2. Писать статьи нужно соблюдая законы жанра, а не давать сухую информацию (как ты привык, в банке) или наоборот, лить воду стараясь написать как можно больше (словно сочинение в школе). Законов, этих всего два: писать с душой/эмоциями и не забывать про ключевые темы журналистики. Что такое ключевые темы, говоришь? Это один из самых главных секретов, данного жанра! Как в Голливуде, существует всего 44 ключевых сценария (видоизменяя которые и создаются все фильмы там), так и в журналистике – существует всего шесть основных тем, по которым и пишутся ВСЕ некоммерческие статьи! Овладев искусством вставлять в эти темы нужную тебе информацию, ты сможешь писать о чём угодно, раскрутить любой бизнес или товар, заставить перепечатывать твои статьи и создать себе Имя, получив доверие читателей и обретя уверенность в своих силах! То есть научишься зарабатывать деньги, не много и ни мало...

3. Ключевые темы журналистики:

- Вред или любые разрушения. Да... Как, неприятно это признавать, но сейчас в первую очередь смотрят, на то кому и какой был нанесён Вред.

- Деньги. Как всегда, после вреда, люди ищут - кому это было выгодно или считают деньги в чужом кошельке. Поэтому, желательно, чтобы у тебя в статье были затронуты БОЛЬШИЕ цифры. Пишешь? Молодец! Пошли дальше...

- Известные имена. Тяга «заглянуть в окно» к известному человеку – один из самых распространённых комплексов обывателя. Обычно этой болезнью заболевают люди не умеющие грамотно распоряжаться своим свободным временем...

- Враг. Извечный вопрос (отмеченный ещё классиками), постоянно интересующий людей – Кто виноват?

- Секс. Что ты сразу ехидно ухмыльнулся, старина? К этой теме относятся не только это действие, как таковое, но и все другие отношения между мужчиной и женщиной... Так что, лучше думай, как это можно будет использовать в статье про твой любимый банковский кризис, например...

- Разные точки зрения (споры, полемика). Это работает, как средство усилить любую статью и дополнить её мнением специалиста из «дружественной» тебе компании (с указанием его полного ФИО, должности и названия компании).

 

- Записал? Хорошо. И запомни, хотя все эти темы и работают на усиление эффекта твоей статьи, но использовать все шесть – совсем не обязательно. Получилось использовать все шесть – хорошо, не все – тоже не плохо, сработает и одна...

- Ты представляешь, какой это инструмент?! Ведь ты сможешь раскрутить любой товар или услугу, а тебе за это ещё и заплатят! Но, сначала нужно научиться делать это регулярно и часто на заданную тему. Редактора, обычно заранее говорят, какую тему они хотели бы осветить. А ведь тебе нужно будет сделать это и ещё научиться формировать нужное тебе мнение читателей. Ну, не скисай! Всё получится! Нужно только начать...

- Для начала берёшь самые последние отчёты, которые ты писал для своего банка, и переделываешь их по законам жанра. Не забывай проявлять эмоции! Без них, все шесть ключевых тем, будут работать очень слабо... А потом, рассылаешь их во ВСЕ финансовые газеты и журналы, а можно и не финансовые, если у них есть соответствующий раздел или колонка. Главное – сопроводи все свои статьи письмом ЛИЧНО редактору (не поленись посмотреть его ФИО, в разделе «Контакты»). В этом письме нужно выразить всё твоё желание регулярно сотрудничать с данным СМИ, твоё восхищение их стилем работы и твоими планами постоянно поставлять необходимые ИМ материалы в заранее оговоренные сроки, за умеренную плату с их стороны. Размер, которой можно будет обсудить после испытательного срока... Не забудь посмотреть подшивку за последний месяц и сделать комплимент наиболее ярким статьям и репортажам.

- Да! И сильно не расстраивайся, если самые крупные СМИ тебе откажут (наработаешь имя и придёшь ещё раз). Запомни простое правило: чем меньше СМИ, тем больше ты им нужен, и наоборот. Так что начинай с мелких, региональных или профессиональных СМИ и формируй постоянные ручейки дохода, которые будут твоей основой при выходе на мировые просторы информационных полей.

 

Пока длился этот очень насыщенный и эмоциональный диалог, вся семья сидела тихо, боясь пошелохнуться и потревожить вышагивающего туда – сюда Гостя и строчащего в своём блокноте Отца...

Затем, все сели ужинать и обсудить открывающиеся перспективы. И атмосфера стала потихоньку разряжаться, становиться теплее и дружественнее... Все уже не стесняясь, начинали расспрашивать Гостя о его делах, фирме и планах на будущее. А тот отвечал, с удовольствием купаясь в этом потоке внимания к своей персоне...

Неожиданно, Дочка предложила всем вместе посмотреть новый фильм, который обсуждали в школе девчонки, и она взяла напрокат, после школы. Все сначала начали отказываться и говорить, что Гостю нужно отдохнуть с дороги... Но, тут, неожиданно идею совместного просмотра фильма поддержал сам возмутитель спокойствия. И все, больше из вежливости, согласились...

Фильм оказался неожиданно хорошим. Назывался он «Плати вперёд». Смотря его, вся семья проникалась основной идеей всё сильнее, пока, в самом конце, не наступила кульминация и полились дружные слёзы у женской части семьи (у мужчин – тоже, но они старались их не показывать)... Затем, после окончания кино, все начали разбредаться кто куда, но тут опять выступил наш Гость:

- Друзья! А давайте, я попробую Вам заплатить вперёд! И хоть, я завтра утром уеду, но может быть смогу помочь ещё кому то, в этой семье? Вы мне очень понравились... Вот, например Вы – хозяйка! Скажите, что Вас беспокоит или волнует, а я попробую помочь, с Вашего разрешения! Где Вы работаете?

Пришлось и Маме рассказать о своих проблемах в их фирме, о том, как она руководит отделом развития компании, которому поставили нереальные планы – увеличить узнаваемость их товара и бренда вдвое, а финансирование на рекламу даже меньше стало, из-за этого кризиса...  И что делать, она ума не приложит, вся извелась уже, а срок поджимает – осталось две недели до отчёта о полученных результатах, которых нет. Говорила она всё громче и громче, пока не расплакалась в конце... Все бросились её утешать, говорить, что она обязательно, что нибудь придумает, успокаивали, как могли, но от этого неожиданного внимания плач только усилился, а потом резко прекратился. Все посмотрели на Гостя, который стоял напротив, неловко переминаясь с ноги на ногу и не решаясь принимать участие в общем утешении и объединении...

- В общем, есть одно средство, которое может помочь в этой ситуации. Сказал наш смущённый, но довольный бизнесмен. Все вскочили, стали наперебой просить рассказать об этом чудо способе... Громче всех просила Мама и даже, в нетерпении дёргала его за рукав пиджака, пока он не сел в кресло. Тогда все сразу успокоились и приготовились слушать...

- Это средство, всем известное, хотя бы по названию – Пресс-релиз. Многие знают, что это такое, но мало кто пользуется им, так как нужно. Но, давайте всё по порядку. Вы Хозяюшка садитесь и пишите, а я буду рассказывать как знаю. Итак, что же это такое Пресс-релиз и с чем его едят? Суть очень проста – краткая информация, подготовленная для СМИ, называется Пресс-релизом.

- Что, Вы говорите? Не знаете, как его писать и что с ним делать? Ну что же, давайте начнём с самого начала. Чтобы написать пресс-релиз нужно кратко (не больше одной страницы А4) ответить на пять вопросов: 1. Что произошло/произойдёт? 2. Где? 3. Когда? 4. Зачем или почему? 5. Каким образом?

- Попробуйте потренироваться! Напишите пресс-релиз о любом событии в Вашей жизни или жизни Вашей фирмы.

- Написали? Молодцы! Думаете это всё? Нет! Здесь нет самого главного – заголовка! Вот над этим стоит подумать, как следует... Заголовок должен быть ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ, цепляющим внимание и возбуждающим желание/любопытство читать дальше! Желательно, чтобы был хоть небольшой намёк на основную тему пресс-релиза. :-)

- Попробуйте составить пять заголовков на написанный ранее пресс-релиз! Получилось? Есть эмоции? Хорошо... Вообще, у меня получаются такие пропорции: 20%  времени уходит на сам пресс-релиз, а 80% - на заголовок. Чаще всего именно заголовок решает судьбу Вашего пресс-релиза. Во всех крупных СМИ редактора ежедневно, сотнями просматривают пресс-релизы и читают (в основном) только заголовки. Куда пойдёт Ваше творение – в корзину или отдадут на дальнейшую разработку (могут сделать краткую или полную новость, отправить корреспонденту для написания статьи или даже заказать серию репортажей), всё зависит от Вашей фантазии и умения писать пресс-релизы.

- Часто получается хороший и эмоциональный заголовок, но из него совсем не понятно, о чём речь в пресс- релизе. И вот для этого используется – подзаголовок (он объясняет заголовок). Пишите? Уже написали? Отлично! Идём дальше...

- Что? Думали, это всё? Опять мимо! После написания подзаголовка пресс-релиза нужно указать полные контактные данные компании и человека подготовившего пресс-релиз. Писать нужно ВСЕ контакты! Почтовый адрес и e-mail; адрес сайта и все телефоны/факсы; время работы и лучшее время для контактов…

- А дальше начинается очень важный момент! Как Вы распорядитесь пресс-релизом?! От ответа на этот вопрос и будет зависеть степень успеха от его запуска. Что, я тут могу посоветовать? Массовость отсылки и охват по ВСЕМ направлениям. Что это значит? Это значит, что отсылать нужно как в печатные СМИ, так и в радио, ТВ и профильные или новостные интернет сайты. Нужно один раз подготовить максимально полную базу для рассылки и потому только регулярно (раз в квартал) её обновлять. Чем больший охват у Вас получится – тем лучше. И помните основное правило – чем меньше СМИ, тем больше они нуждаются в Ваших пресс-релизах, и наоборот.

- Лучше всего посадить человека, который будет ПОСТОЯННО заниматься только этим – писать статьи и рассылать созданные пресс-релизы. За неимением такой возможности – делать это самому и регулярно.

- Другой нюанс, который часто случается у начинающих релизеров, это отсутствие новостей. Тогда их нужно создавать! Помните рекламу одного СМИ? «Мы ДЕЛАЕМ новости!». И Вам нужно научиться их ДЕЛАТЬ. Нет новостей? Создайте или запланируйте их! Те, которые были намечены, но не дали отклика – можно и отменить, а те которые заинтересовали СМИ – нужно проводить! Ещё пресс-релизы нужно готовить заранее, под шумные сторонние акции или праздники (их освещают в первую очередь).

- Вот так, перенацелив свой отдел Вы Хозяюшка сможете добиваться поставленных целей, в больших масштабах и даже с нулевым бюджетом (если не считать зарплату и оперативное обеспечение отдела). А на сэкономленные деньги – устраивать командные игры, проводить тренинги или просто выезды на природу (и всё это, тоже будет событием для пресс-релизов)!

- Ну что, я Вам хоть как-то помог, спросил Гость? И тут все бросились благодарить его, обещать написать о нём статью (Отец), предлагать большие скидки на свою продукцию (Мама), приглашать в гости на пироги (Бабушка)... Потом, все начали готовиться ко сну, но когда все улеглись – сон ни кому не шёл. Все лежали и думали, переживали услышанное, примеряли на себя и свои возможности и задачи...

И когда Дочка, не выдержав всех этих мыслей, пошла на кухню, попить воды, она там встретила нашего Гостя, сидевшего на балконе и смотревшего на звёзды...

- Что, тоже никак не уснёшь, спросил он?

- Угу, сказала она, выпивая кружку компота. Я, наверное «сова», люблю поздно ложиться... А Вы, почему не спите?

- Да вот, думаю, что смог помочь и «заплатить вперёд» только двум, а хотел, как в фильме – трём. Может тебе, чем-то помочь? О чём ты мечтаешь?

- Я хочу стать знаменитой... Почти прошептала, покраснев Дочка. Но у меня нет талантов, тут же выпалила она.

Гость задумался... – А скажи, хотела бы ты влиять на жизнь всей школы, устанавливать свои правила/моду, рассказывать о несправедливости, бороться за справедливость не боясь, что тебя перебьют или будут смеяться? Причем поддерживать и помогать тебе будут все учителя школы, а ученики будут стараться дружить, и опасаться с тобой ссориться... Хочешь?

- Очень!!! Воскликнула Дочка. Только, как я это сделаю? Я же ничего не умею. Уже неуверенно добавила она...

 - Очень просто! Тебе нужно организовать какое нибудь школьное СМИ. Например, Школьную Газету или Школьное радио! Помощь и материалы тебе обеспечит школа и её учителя (эти инициативы рекомендует поддерживать Министерство образования России), а тебе нужно будет придумать каналы поступления правдивых новостей. Договориться со старостами разных классов, учителями, директором и даже с охранниками. Пусть, они все тебе поставляют материалы, дают интервью и т.д... Ещё, нужно будет найти несколько активных помощников - энтузиастов. То есть создать команду...

- Вот помню, как мы для своей фирмы искали варианты создания своего СМИ... Всё было гораздо труднее, но и масштабнее, конечно. Перебирали разные варианты: поиск спонсора, выпуск филиала известной газеты в нашем городе, создание городской молодёжной газеты, на бюджетные деньги... А остановились на создании нескольких профессиональных газет! То есть, газета Торгово-промышленной палаты, газета Автомобилистов и т.д... Да мало ли есть разных объединений людей, платящих взносы и не имеющие своего СМИ! Вот этим сейчас и занимаемся...

- А ты как? Справишься? Но, когда спросив, он посмотрел на её лицо и увидел горящие глаза, смотрящие куда-то вдаль, представляющие ЕЁ будущую Газету, стало понятно – она справится. И тогда, тихо-тихо Гость ушел в свою комнату спать....

А под утро, уже перед отъездом, Гость долго шептался с нашей Бабушкой. И судя по отрывкам, доносившимся с кухни – речь у них шла о каком-то вирусном маркетинге и о системе организации слухов... И когда, на следующий день, Бабушка начала применять полученные знания, то тут ТАКОЕ началось! Но, это была уже совсем другая история... :-)

Вот такой у меня получился рассказ-экспромт. Написал на одном дыхании, почти не прерываясь и не правя... Так что, не обессудьте. Интересно будет получить обратную связь. Продолжать экспромты в таком формате или нет? Черкните пару строк... Ок? :-)

 Напоследок, хочу сказать, что все перечисленные (и не перечисленные) методы организации PR можно (и нужно) применять на любой стадии развития бизнеса (и не только бизнеса, но и в личной жизни человека), так как они реально организовываются и без Ваших денег (включая свою газету). А на рекламу тратить деньги нужно, когда бесплатные средства себя не оправдали (что-то было упущено) или полученный результат недостаточен. Но, про разумную рекламу напишу в других главах... Итак, длинный выпуск получился.

До связи и Удачи!

Хлуденцов Игорь Вячеславович

mirmika@gmail.com

Воспроизведение материалов этой рассылки возможно только с письменного разрешения автора.



В избранное