В данный момент я нахожусь в Турции. На самом деле, живу и работаю в Москве, а сейчас мне представился шанс передохнуть от очередной волны изменений, которую мы затеяли в своей компании, и, заодно, повысить квалификацию в одном из своих хобби. А именно в нырянии на глубину с задержкой дыхания.
Если конкретно, то в эти дни я прохожу недельный тренинг у Руди Кастинейры, тренера чемпионов мира по фридайвингу. Я поставил себе цель нырнуть на 35 (тридцать пять) метров. В следующем выпуске напишу, получилось ли это у меня.
Конечно, никакого прямого отношения Фридайвинг к рассылке не имеет. Просто вечерами после тренировок у меня появилось свободное время, и я наконец-то решился реализовать свой давнишний план – открыть эту рассылку. Я сказал: «Поехали!».
Новое слово в интернет-торговле.
Свободная ниша.
Не секрет, что все попытки создать полноценный интернет-супермаркет практически провалились. Я имею в виду именно супермаркеты, а не специализированные магазины. В числе немногих исключений можно назвать разве что www.Amazon.com. Но это тоже скорее не супермаркет, а специализированный магазин с большим ассортиментом.
В чём же дело? Почему, несмотря на очевидные плюсы интернет-торговли, до сих пор не удаётся создать магазин с действительно большим ассортиментом?
Как говорится, маленький ассортимент – маленькие проблемы, большой ассортимент – большие проблемы. Условно эти «большие проблемы» можно разделить на две части: off-line и on-line.
«Реальная» работа.
Офф-лайн часть связана, в основном, с логистическими проблемами. Кто занимался торговлей, меня хорошо поймут. Ведь каждому наименованию необходимо выделить определённое место на складе, его нужно идентифицировать при сборе и при проверке накладной. Этот товар должны «знать в лицо» операторы (те, кто общается с клиентами), кладовщики, и курьеры-продавцы.
Соответственно, для работы с большим ассортиментом требуется принципиально другой способ организации труда (в сравнении с узким ассортиментом). Так как мало понести расходы на каждое наименование, нужно ещё и не потонуть в том обилии информации и путаницы, которые вызывает расширение ассортимента.
Из тех принципов, соблюдение которых характеризует НОРМАЛЬНУЮ торговую компанию, и соблюдение которых затрудняется с ростом ассортимента, перечислю лишь некоторые:
Присутствие всех позиций в рекламно-информационных материалах.
Наличие товара на складе (возможность оперативной отгрузки).
Закупка этого товара по конкурентоспособной цене.
Соответствие количеств товара, числящихся в информационной системе компании его реальному наличию.
Нормальная скорость обслуживания заказа клиента.
«Нереальная» работа.
«Виртуальных» проблем чуть меньше. Хотя нельзя сказать, что решить их проще. Не останавливаясь на «мелких» проблемах (своевременное внесение изменений в on-line-информацию, контроль этой информации и др.) укажу основную проблему, которая мешает расширению ассортимента интернет-магазинов. Это простота поиска информации.
С ростом ассортимента происходят следующие изменения:
увеличивается число разделов каталога товаров,
увеличивается глубина каталога,
«мельчает» информация о конкретных разделах или товарах.
А обычно изменения носят комплексный характер, включая все выше приведённые факторы. К сожалению, современные «табличные» интернет-технологии не дают способа разрешения этих противоречий.
Итак, свободная ниша:
Интернет-гипермаркет: интернет-ресурс, на котором в удобной для пользователя форме отображается информация о большом ассортименте товаров, где цены на товары низки «по-интернетовски», и где решена проблема оперативной доставки.
Как Вы видите, существующие интернет-справочники интернет-магазинов и товаров под это определение не подходят. Впрочем, «успешность» таких ресурсов говорит сама за себя.
Решение сформулированных противоречий.
Решение логистической проблемы напрашивается само собой. Мой опыт работы в торговле (как и многочисленные эксперименты, проведённые разными предпринимателями на российском и зарубежных рынках :-) говорит, что без интеграции с профессионалами (в своём товарном сегменте) не обойтись. Тут возможны только два пути:
1. Дружественной структуре передаётся та часть заказа, которая приходится на их ассортимент. Дальше эта структура выполняет заказ самостоятельно, вплоть до доставки клиенту. Мы контролируем чёткость исполнения заказа и получаем с него комиссионные.
2. Дружественные организации выполняют заказ каждая по своему ассортименту, мы консолидируем заказ и доставляем его сами. Прибыль образуется за счёт оптовых скидок от поставщиков.
Второй вариант, естественно, более предпочтителен. Так как позволяет лучше контролировать процесс исполнения заказов и «держать руку на пульсе». По моим примерным оценкам, расходы на консолидацию заказов (курьер объезжает всех партнеров по выполнению заказов, консолидирует у себя в машине и развозит по клиентам) не намного превышают расходы по простой доставке.
Ну, хорошо. С логистикой разобрались. Но проблема «юзабельности» каталога выглядит абсолютно не решаемой! Хотя нет. Есть давно обсуждаемая и прогнозируемая проблема выхода Интернета в 3D. Это позволило бы резко повысить наглядность товаров, выставленных в интернет-магазине, улучшить его навигационные качества и сделать путешествие по магазину гораздо более увлекательным. Я уж не говорю о дополнительных возможностях, которые открывает такой способ подачи информации: встроенные игровые центры, клубы по интересам, возможность видеть других посетителей и заговаривать с ними, или, наоборот, скрыть себя от других посетителей и путешествовать по магазину в гордом одиночестве, и др.
Но, к сожалению, с 3D тоже проблема. Эта проблема называется «скорость передачи информации». Дело в то, что отображение 3D-объектов требует передачи гораздо большей информации, чем в случае с плоскими и, особенно, текстовыми объектами. Причём, хорошенько покопавшись в Интернете, я нашёл вполне приличные интернет-движки для 3D. Дело только в скорости.
А теперь поднимите руку те, кому приходилось играть в интернет-стрелялки типа Doom-а, Quake-а или Unreal-а через интернет. Понравилось? И не особо высокая скорость интернет-соединения никак не сказывается на качестве окружающих пейзажей и предметов. На чёткости границ и качестве текстур.
Конечно, скажет просвещённый интернет-пользователь, ведь все картинки записаны на CD или на жестком диске. А новые картинки просто докачиваются из Интернета один раз и тоже записываются на жесткий диск. После этого через интернет достаточно передать только несколько цифр, которые обозначают этот объект, а всё остальное компьютер возьмёт из своей памяти. Что же мешает использовать такую технологию для интернет-магазина? Да, собственно, ничего. Движки, которые реализуют эту технологию есть в свободной продаже, причём в большом количестве. Программирование магазина будет стоить столько же, сколько приходится отдать при разработке хорошего магазина по стандартной технологии. Стоимость производства CD-дисков при нормальной партии (от нескольких тысяч штук) будет в районе 0,6$ за штуку.
Резюмирую:
Один (наверное, есть и другие) из способов создания интернет-супермаркета: создать партнерские отношения с организациями (интернет-магазины, номер 1 или номер 2 в своем сегменте, как самый очевидный вариант), профессионально работающими с узким ассортиментом продукции; 3D-дизайн сайта с активным использованием хранения информации на внешних носителях и жестком диске.
Дополнительные возможности.
Использование 3D-технологии даёт возможность реализовать ещё несколько очевидных идей:
Размещение рекламы производителей (витрины, вывески на домах, обольстительные интернет-персонажи, проводящие презентации и т.д.)
Сдача в аренду торговых и развлекательных площадей (и отдельные деньги – за размещение их рекламы:-)).
Уже упомянутая возможность контактирования с другими посетителями-«жителями».
Я, кстати, достаточно давно читал какой-то фантастический рассказ про подобный виртуальный мир. Желающие могут его поискать, почерпнуть из него ещё какие-нибудь идеи. Интернет-город назывался в нём DownTown.