Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Понятные бизнес-технологии в практике применения napyc.com О мотивации 5-го типа


Добрый день, Уважаемые читатели!

Для простоты навигации по предыдущим темам рассылки в начале новой заметки содержание предыдущих тем:

Поводом к написанию этой заметки послужило обсуждение проблемы на одном из форумов руководителей. Вот такую проблему на обсуждение вынесла одна из дам - участниц форума:

Производственно-торговый холдинг. Неоднородный коллектив. Замотивировать руководителей и продажников - это проще простого (на количественные и качественные показатели). Что делать с чернорабочими, на которых держится весь производственный процесс? По качеству их работы выявляются только проблемные моменты, да и то с опозданием, когда возникает обратная связь от потребителя. На количестве выработки они завязаны, но мотивирует это слабо, поскольку люди понимают, что выработка зависит от продажников:

Наверняка, многим знакома эта ситуация. Я постоянно сталкиваюсь с тем или иным ее проявлением в различных организациях при консалтинге их руководителей или собственников. Назвав упомянутых выше чернорабочих просто рабочими (это сварщики, станочники, грузчики, фасовщики и т.д.), сформулируем общие для многих проблемы с ними:

  1. Рабочих не хватает. То есть на рынке труда они вроде есть, но на работу не идут, а если пришли, то могут уволиться в любой момент, не задумываясь. Поэтому приходится их постоянно набирать - у многих фирм объявления о найме, например, грузчиков выходят чаще и регулярнее, чем реклама.
  2. Рабочие могут запить после получения зарплаты на несколько дней. Поэтому зарплату им стараются выдавать, по возможности, реже (1 раз в месяц) и перед выходными, чтобы успели за выходные "все прогулять".
  3. Рабочие особо не боятся "начальников", зная, что за воротами фирмы они быстро найдут другое место. Поэтому лояльности от них ждать не приходится, но зато приходится ждать воровства и прочих вредительских действий. Так на одном из заводов увольняющийся рабочий напоследок треснул молотком по стенке готового изделия:
  4. Что могут рабочие, так это "сбиваться в стаи" профсоюзного толка, начиная дебаты о том, что они, дескать "пашут", а если и простаивают, то не по своей вине (продажники мало продали, раствор вовремя не привезли :). Так что, уж извольте платить по полной, а не то : и т.д.
  5. Зачастую даже являясь мужчинами, рабочие становятся первыми сплетниками, с удовольствием "обсасывающими" их не касающиеся вопросы ВМЕСТО работы. Любимая тема здесь: "Я вкалываю, а этот Васька постоянно курит. А денег он получил на 87 рублей больше, явно любимчик бригадира или дальний родственник:".
  6. Особенно волнует рабочих проблема, сформулированная в поговорке "пусть у меня корова сдохнет, но только, чтобы у соседа не было двух". Больше их волнует то, чтобы недостойный (по их мнению) не получил больше, чем они.

Этот список можно продолжать. Главное, что труд рабочих - это зачастую одно из важных звеньев создания продукта для потребителя. Потому проблемы с рабочими - одна из главных головных болей руководителей и собственников, особенно в период роста бизнеса. То есть, когда в фирме было человек 20, это и не замечали. А когда фирма вдруг как-то стала заводом с двумястами сотрудниками, от этих проблем не уйти.

К слову, на Западе подобная ситуация, как всегда, возникла раньше. У нас же она особенно проявилась после "поражения социализма" с его соцсоревнованиями и идеологическими инструментами и далее усугубилась национальной алкогольной любовью и врожденным пофигизмом.

Западные классики менеджмента, а вслед за ними и наши крупные холдинги стали бороться с проблемой лояльности низовых сотрудников выстраиванием корпоративных культур, ликвидацией штрафов за нарушения и прочими "заигрываниями".

Приведу один пример.

В разговоре с Директором по персоналу крупного гипермаркета с иностранным капиталом я выяснил, что с работников склада за недостачи денег из зарплаты не вычитают. Когда я попытался выяснить почему и как же это регулируется, Директор нехотя открыла мне, что, во-первых недостачи должны сводиться к минимуму технологиями (то есть за них отвечает организация), а, во-вторых, если недостач будет много, то в качестве годового бонуса (!) работники склада получат не два оклада, а только один: Что называется - почувствуйте разницу!

Малые предприятия в полной мере этого (развития корпоративной культуры и технологий) себе позволить пока не могут, а потому сосредотачивают свои силы на разработке и совершенствовании систем мотивации для различных уровней персонала.

Приведу цитату:

Профессор В. И. Герчиков выделил пять типов внутренней мотивации персонала:

  1. "Коммерческий": работники, которые ориентированы на заработок, их не очень интересует содержание труда и даже условия его. Руководитель для них важен лишь в той степени, в какой он дает или мешает зарабатывать.
  2. "Хозяйский": люди стремятся к достижению результатов на участке руководящей работы. Они хорошие организаторы, любят власть и умеют ею пользоваться. Им же свойственно стремление к максимальной самостоятельности в работе. Их обычная позиция: поставь задачу, дай полномочия, коллектив, ресурсы и принимай работу под ключ.
  3. "Профессиональный": для них особую ценность представляет содержание работы. Они интересуются свежими тенденциями. Трудные задачи их активизируют. Они ценят шанс проявить себя.
  4. "Патриотический": такие люди привержены коллективу и месту работы. Переход в другие учреждения для них стресс. Предпочитают неудобства и даже потери в своей организации, чем поиск другой работу. У "патриотов" слабая достижительная мотивация, скорее они стремятся избегать неудач.
  5. О пятом типе внутренней мотивации Герчиков говорил с грустью и сочувствием: "Люмпенский". Речь идет о тех, кто живет по принципу "день прошел - и ладно". У них довольно низкая самооценка и ясное понимание, что на работе им недоступны ни достижения, ни карьера. Работают эти люди на нижнем уровне исполнения. Говорят, у каждого народа 15-20% таких людей.

Вот этому пятому типу мотивации и посвящается данная публикация. Я вполне отдаю себе отчет в том, что решить проблему с персоналом низших уровней одной мотивацией полностью не удастся. Для этого нужны действия в области построения внутрикорпоративной культуры (и не только), а это совсем другая тема.

Здесь же далее речь пойдет именно о подходах к созданию системы мотивации для рабочих, позволяющей добиться справедливости в учете и оплате труда, к которой особенно чувствительны эти сотрудники.

Я расскажу о практическом опыте разработки мотивации для исполнителей, и покажу технологию, которая действительно работает. Но сделаю это в следующей заметке, так что продолжение следует.

А сейчас, возвращаюсь к обещанным в предыдущей заметке подаркам по случаю того, что сегодня 20 января исполняется 1 год блогу "Активный Бизнес" и рассылке "Понятные технологии".

Еще раз благодарю читателей блога и рассылки за внимание. В качестве подарка для вас приготовлен:
BystroRez1

1-й выпуск серии электронных пособий "БыстроРез": "Оргструктура подразделения за 10 минут".

Пособие представляет собой одну из глав интерактивного "Руководства по описанию бизнес-процессов подразделения".

С помощью простой методики вы самостоятельно сумеете описать модель организационной структуры любого подразделения всего за 10 минут!

Все, что вам потребуется для этого, скорее всего, у вас уже есть: MS-Word, MS-Excel и MS-Visio.

Не нужно тратить много сил и времени - просто посмотрите и сделайте это сами без привлечения консультантов и аналитиков!

Мне очень важна обратная связь с читателями, поэтому, чтобы получить ссылку на скачивание пособия "Оргструктура подразделения за 10 минут" я прошу всех желающих зайти на страницу обратной связи с Автором и отправить мне ответ на простой вопрос: "Какие из перечисленных тем публикаций и описаний вас могли бы заинтересовать в первую очередь":

  1. Как узнать, что на самом деле творится на складе.
  2. Справедливая мотивация для рабочих.
  3. Как разработать документ "Руководство по оперативному управлению" для франчайзинга.
  4. Как описать бизнес-процессы подразделения за 5 дней.
  5. Как построить модель предприятия.
  6. Пошаговая технология разработки и внедрения СМК по ИСО 9001.
  7. Как сделать СМК частью или всей системой управления организацией.
  8. Об автоматизации внедрения СМК.
  9. Мотивация отдела снабжения и закупок.
  10. Ассортиментная политика через ABC-XYZ-анализ.
  11. Разработка KPI для различных подразделений.
  12. Любимые функции MS-Excel, необходимые любому менеджеру.
  13. Как сделать бизнес-план за 3 дня.
  14. Все дистрибьюторы делают это:
  15. Примеры удивительных предпринимательских схем.
  16. О "рождении" бизнес-идей.
  17. Ассортиментная политика через ABC-XYZ-анализ.
  18. Иное - укажите что.

Просто скопируйте и вставьте интересные вам темы (хотя бы их номер) или напишите свои вопросы.

Ваши ответы нужны для того, чтобы в первую очередь публиковать материалы, интересные большинству читателей. Пожалуйста, указывайте в форме реальный e-mail, на который я отправлю вам ссылку на скачивание файла интерактивного пособия "Оргструктура подразделения за 10 минут".

Кстати, первому читателю, оставившему поздравления и комментарий к предыдущей заметке в блоге, ссылку я уже отправил :)

Тема инструментов (технологий, методов и способов получения Быстрых Результатов) в бизнесе будет развиваться и в следующих интерактивных руководствах. Поэтому, очень жду ваших замечаний, пожеланий и комментариев к материалам.

С уважением, Автор рассылки Михаил Тришин.

Пишите.

Допускается перепечатка со ссылкой на источник - сайт Автора "Активный Бизнес и Отдых в Нижнем".


В избранное