Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Понятные бизнес-технологии в практике применения napyc.com Процессный подход без заумностей. Часть 1


Добрый день, Уважаемые читатели!

Для простоты навигации по предыдущим темам в начале новой заметки содержание предыдущих тем:

Тема процессного подхода и управления стала необычайно модной в последнее время. Кажется, что именно она пришла на смену таким популярным в свое время направлениям, как:

  • CRM.
  • Маркетинговый подход.
  • Мерчендайзинг.
  • Брендинг и т.д.

Кроме этого сегодня существует множество других концепций таких, как:

  • СМК (Система Менеджмента Качества) ISO 9000;
  • системы сбалансированных показателей;
  • контроллинг;
  • "Шесть сигм";
  • проектное управление;
  • стратегическое управление;
  • реинжиниринг и многие другие.

Спрашивается откуда такое многообразие теорий для бизнеса? Ответ несложен - все это приемы, направленные на выживание компаний в современных условиях жесткой конкуренции.

Вспомним "голубую мечту" любого собственника, упоминаемую ранее в теме "Управление": бизнес должен работать как часы, это конвейер по производству денег, а значит он должен быть максимально конкурентно- и человеко - независим.

То есть, существует бизнес. Он выполняется некими исполнителями с расходованием ресурсов и прибылью на выходе. Чтобы этот процесс не прекращался в условиях конкуренции, нужно сделать так, чтобы он эффективно (минимум затрат, максимум результат) продолжался (товары или услуги производились и продавались с прибылью) независимо от исполнителей и действий конкурентов.

Именно этому и способствует процессный подход, наличие которого является одним из требований СМК ISO 9000, где даются его определения и описание инструментов.

С определений и начнем.

Итак, согласно ISO 9000: "Бизнес-процесс - это устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя".

Принципиальные замечания к определению:

  • Устойчивость означает повторяемость и отличает процесс от проекта.
  • Целенаправленность отличает процесс от деятельности, результат от намерения.
  • Ценность для потребителя (внутреннего или внешнего) означает, что деятельность, результат которой никому не нужен, не включается в бизнес-процесс и подлежит искоренению по определению.

Далее согласно тому же ISO 9000: "Систематическая идентификация и менеджмент применяемых организацией процессов и обеспечение их взаимодействия могут считаться процессным подходом".

Как видно из определений, понять процессный подход и внедрить его простому смертному кажется не таким простым делом. Это является причиной появления огромного количества бизнес-консультантов по внедрению процессного подхода в компаниях и подготовке этих компаний к сертификации по ISO 9000.

На самом деле все не так сложно. Давайте для начала переведем на "нормальный" язык определения процесса и дадим еще несколько определений, которые нам понадобятся в этой связи (использованы материалы публикаций Эксперта по ТРИЗ Королёва В.А.).

Процесс - это изменение объекта процесса.

Объект процесса - это то, что изменяется в ходе процесса.

Пример: Процесс "Продавать товар в магазине" - это совокупность действий работников магазина, в результате которых объект (товар) меняет свое состояние с "Товар на складе" на "Товар продан". Процесс "Продавать товар в магазине" состоит из подпроцессов, например, "Заказывать образцы товара в салон", "Консультировать покупателя", "Оформлять документы продажи", "Получать оплату от покупателя", "Доставлять товар покупателю" и т.д.

Операция - это воздействие на объект процесса.

Функция - это назначение человека или оборудования для выполнения конкретной операции.

Если на человека возложено выполнение операции, то эта функция называется его функциональной обязанностью.

Пример: Операция "Обслуживать покупателя на кассе". Функция "Обслуживать покупателя на кассе" является функцией или должностной обязанностью Кассира.

Для выполнения операций (осуществления функций), как правило, требуются ресурсы. К ресурсам относят персонал, помещения, оргтехнику, автомашины, денежные средства и т.д.

Таким образом, в общем виде процесс можно изобразить в виде следующей схемы:
b-prozess

Далее будет показано, что для описания процессов удобно разделить персонал (исполнителей) по степени участия в выполнении операций на следующие группы:

  • Отвечает - это тот, кто отвечает за результат процесса или операции (Руководитель).
  • Участвует - это тот, кто участвует в выполнении (Исполнитель).
  • Информируется - это тот, кто информируется о результатах выполнения операции.

Для практической реализации процессного подхода нужно выполнить следующие действия:

  1. Выделить бизнес-процессы.
  2. Описать выделенные бизнес-процессы "как есть".
  3. Проанализировать и при необходимости оптимизировать процессы (провести реинжиниринг).
  4. Описать оптимизированные бизнес-процессы "как должно быть".
  5. Внедрить описанные процессы.

Давайте разберем все 5 шагов.

Итак, шаг №1 "Выделение бизнес-процессов".

Процессов в любой фирме много. Описывать нужно не более 10-15, то есть не "опускаться" по иерархии до описания операции "сборщику взять гаечный ключ и завернуть гайку", чтобы не увязнуть в "процессе описания процессов" на века.

Я бы рекомендовал начать с составления организационной структуры с выделением всех должностей и их взаимной подчиненности, чтобы не "забыть" кого-то при описании.

Организационную структуру можно описать простым текстом в MS-Word, хотя здесь и далее следует помнить, что степень информативности повышается в следующем порядке: текст -> таблица -> схема (диаграмма или блок-схема).

Один из самых удобных вариантов - это создание схемы организационной структуры в MS-Visio, где, кстати, есть удобный Wizard по созданию организационной структуры из файла MS-Excel (Tools -> Add-Ons -> Organization Chart -> Organization Chart Wizard).

После описания организационной структуры переходим к выделению процессов. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Зачем выполняется действие - цель.
  2. Кто осуществляется действие - распределение ролей.
  3. Что используется для выполнения действия - входресурсы).
  4. Что производится в результате - выход.
  5. Когда начинается действие - критерий начала.
  6. Когда заканчивается - критерий окончания.

При всем многообразии видов деятельности многие процессы в разных фирмах повторяются, по крайней мере, повторяется их название и суть. Поэтому для выделения процессов в своей компании вы можете использовать, например, Перечень типовых бизнес-процессов предприятия, разработанный Американским Центром производительности и качества (American Productivity&Quality Center). По крайней мере, можете взять из него названия. Еще раз призываю к ограничению количества выделенных процессов цифрой, не более 10-15.

На этом же шаге следует описать все ресурсы, используемые компанией в своей деятельности. Сделайте отдельные таблицы для всех ресурсов с указанием количественных характеристик:

  • Персонал (должность - количество - режим работы - заработная плата).
  • Помещения (офис - склад - площадь - арендная плата).
  • Транспорт (модель - количество - тип двигателя - эксплуатационные расходы).
  • Оргтехника (подразделение - количество - эксплуатационные расходы).
  • И т.д.

В результате выполнения шага "Выделение бизнес-процессов" у вас должно получиться:

  • Организационная структура в виде таблицы или схемы.
  • Таблицы используемых ресурсов.
  • Список процессов вашей организации в виде таблицы со столбцами: Название процесса / Подразделение, участвующее в выполнении / Вход / Выход / Ресурсы, используемые в процессе.

В следующей заметке рассмотрим дальнейшие шаги по внедрению процессного подхода.


В избранное