Цели маркетинговыхисследованиймогут быть поисковыми, описательными, экспериментальными.Поисковыецелипредусматриваютсборпредварительных данных,проясняющихпроблему,азачастуюипомогающихвыработатьили уточнить гипотезу. Описательные цели предусматриваютописание определенного явления,например,числопокупателейкакого-либо товара,характеристику убежденийипредпочтенийлюдей,прочностиположенияфирмывглазах покупателей. Экспериментальныецели предусматриваютпроверкувыработанной гипотезыокакой-либо причинно-следственной связи,напримеротом,что снижение цен на данный товар на 5% приведет к росту покупок на 10%.
Выработав цельисследования, необходимо определить источники требуемой для егоосуществления информации.По способу полученияданныхинформация делитсянапервичную-собираемуювпервыедляпроведенияданного исследования,ивторичную-ужеимеющуюсяинформацию,собранную централизованно или для другихцелей. Вторичная информация обычно является отправнойточкойисследования,онаобщедоступна(например,публикуемые статистическиеданные),илидоступнаработникамфирмы(внутренняя отчетность),аэтозначитполучениеинформации несвязаносбольшими денежными расходами. И наоборот, получение первичной информации
предполагает значительныезатраты времени исредств,применение специальных методови орудийсбораданных.
Маркетинговая информация и решения, принимаемые фирмой-продуцентом
Критерии сегментации
Информация, получаемая Фирмой-продуцентом
Решения, принимаемые фирмой-продуцентом
1
2
3
Количественные параметры рынка (сегмента):
- емкость рынка
- доля рынка
- потенциал рынка (сегмента)
Количествои стоимостьизделий,которыемогутбытьпроданы; число потенциальных потребителей; территория сегмента; количество изделий, которые могут быть проданы на заменяющем и нарастающем рынке
Какиепроизводственныемощности должныбыть ориентированына данный рынокилиегосегменты;возможныемодификацииизделийдлязавоевания нарастающего рынкаисохраненияпозицийназаменяющемрынке;размеры сбытовой сети
Доступность рынка (сегмента) для предприятия: -каналы распределения и сбытапродукции-условия хранения продукции-условиятранспортировки продукции
Каковамощностьканалов распределения продукции; надежналисистема доставкипродукциикпотребителям;состояниедорог,подъездныхпутей, пунктов переработки грузов
Стоит или не стоит начать продвижение своей продукциинаданном рынке илиего сегменте;необходимостьстроительствасобственныхскладови магазинов;необходимостьдействоватьчерезторговыхпосредников; необходимость формирования собственной сбытовой сети
Существенностьрынка(сегмента):-устойчивость выделеннойгруппы потребителей по основным объединяющим признакам - степень однородности рынкаЯвляется ли рынок (сегмент) растущим, устойчивым,уменьшающимся; стоит ли ориентировать работу фирмы на данный рынок (сегмент) Стоитилинестоит перепрофилировать работу фирмы наданныйрынок, (сегмент); стоит ли продолжать изучение состояния потребительского спроса на данном рынке (сегменте)
Прибыльность:
- норма прибыли
- доход на вложенный капитал
- размер дивидендов на акцию
- прирост общей массы прибыли
Оценка прибыльности сегмента рынка
Стоит или нестоит осваивать данный рынок или сегмент рынка;стоит ли тратитьдополнительные ресурсыдляпродвиженияна рассматриваемомрынке (сегменте)
Эффективность работы на выбранном рынке или сегменте рынка
Имеетсялинеобходимыйопыт работыдляосвоениявыбранногорынка (сегмента);готовлиинженерный,производственный,сбытовойперсонал эффективноработать наданномсегментерынка;естьлиупредприятия необходимыересурсыдляосвоения данногосегментарынка;какиезадачи необходимо решить предприятию прежде, чем осваивать данный рынок или сегмент
Необходимость переподготовки инженерного, производственного и сбытового персонала для работы на данном рынке (сегменте рынка); решения о необходимых закупках оборудования, установление связей с новыми поставщиками
Мы отчетливопонимаем, что выполнение столь большогообъема работпо анализурынка и получению необходимойдля этого информации возможно только для ужеработающих компаний,располагающихопределеннымисредствамидля проведения таких работ. Однако, даже начинающие
компаниине могут позволить себе"нырять"в рыночноеморе,неизучив максимально полно свойрынок.
Поэтому,разрабатываяэтотраздел бизнес-плана, постарайтесьзадать себе следующие вопросы и дать максимально объективные ответы на них:
-- ИмеетелиВыясное представление о возможном объеме продаж Вашего продукта на различных рынках?
-- Знаете ли Вы размеры рынка и Вашу долю на нем?
-- Знаете ли Вы, какие рынки наиболее прибыльны?
-- ПредставляетелиВы, какбудет развиваться,конкуренция и как Вы
оцениваете Ваши преимущества и слабые стороны в конкурентной борьбе?
--Достаточнолияснопонимаетевозможностипоявленияновых конкурентов,новых товаров -субститутов[11]нарынкеилиновыхгрупп потребителей?
-- Сможет ли Ваша компания легко приспособиться к ожидаемым изменениям, появлению новых товаров-субститутов, новых производителей иновых групп потребителей?
-- Сможете ли Вы охарактеризовать динамику продаж Вашего товара, исходя из его ожидаемого жизненного цикла?
--Знаете ли Вы какие товары(группы товаров или группы потребителей) станут более важными, сохранят прежнее или потеряют свое значение на рынке в ближайшие три года?
-- Есть ли у Вас ясная картина, базирующаяся на достоверной информации, оновыхперспективныхвозможностяхвобластипроизводстваилирынка, открывающихся перед Вашей компанией?
--МожетелиВы назвать цену,по которой покупатели будут согласны, устойчиво приобретать Вашу продукцию, не обращая внимания на конкурентов?
Честноответивнаэтивопросы,проанализировав сэтойцельювсю доступнуюВам информацию. Высможете убедитьпотенциальногоинвесторав серьезности Ваших намерений и в перспективности предлагаемого дела.
Субституты -заменители товаров. Нельзя прямолинейно понимать сущность субститутов (заменителей): например,электробритва - станокс лезвиями или наоборот.Если ценаэлектробритвнепомерновозрастет, это не обязательно приведет к пропорциональномуросту спроса на станкис лезвиями:
ведь можно просто начать отращивать бороду илипользоватьсяуслугамипарикмахера.В этом случае и "борода" и "парикмахер" являются субститутами электробритвы.
Непытайтесьвбудущемискать"объективные"причины неудовлетворительногосбыта Вашейпродукции нарынке.Не ссылайтесьна плохиеценыит.п.Вбольшинствеслучаевреальнойпричинойбудет недостаточно вдумчивыйанализрынка и недостаточно критичноеотношениек своему продукту на нем.
И ещеодно напоминание. Как быуспешно ни шла реализация 'товара, как ни восторженно принялбыэтот товар потребитель, рано или поздно жизненный циклэтого товарабудетзавершен.Поэтомууженастадиипланирования разработкинового товара, настадии"товара позамыслу" необходимо четко представлятьвозможностиегомодификации.Как пишет, известный канадский предпринимательД. Доил,"в планировании новогодела запервыми товарами (услугами)должны последоватьбыстро
два других -один с меньшейценой и худшейфункциональностью,другойсболеевысокойценойилучшей функциональностью. Такая серия товаровдолжна быть возможна при современной технологии,ионадолжнапомочьпроявитьвкуспокупателя"идалее:
"Большинство из компаний проводят, и технические исследования и исследования рынка в течение всего жизненного цикла товара в надежде модифицировать его и найти новые рынки. Именно эта деятельность предотвращает случайные ухудшения в продаже и,соответственно, в прибыли... . Хорошая политика в модификации товараприводит к тому,что новый продуктвосстановит доходы в товремя,
когдастарый товар достигнет ∙спада". Подумайте над этим, разрабатывая свой бизнес-план.