Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Франчайзинг - cделай деньги быстрее конкурентов Текущие тенденции российского рынка франчайзинга


Добрый день, уважаемые читатели! 

Непростая ситуация в экономике большинства стран не могла не отразиться и на рынке франчайзинга.

В этой заметке попробуем оценить, что поменялось, и что еще будет изменяться на российском сегменте этого рынка.

В большинстве отраслей сегодня мы видим спад экономической активности, вызванный резким снижением покупательского спроса почти на все виды товаров и услуг, сократившимися возможностями финансирования и доступного кредитования и, как следствие, взаимными неплатежами контрагентов.

Бизнесы и обычные, и франчайзинговые вынуждены реагировать на это различными способами.

Прежде всего, происходит сокращение текущих расходов и вводится режим экономии на всем, на чем только можно сэкономить. Так сегодня мы видим повсеместное сокращение персонала и заработных плат.

В рознице это еще и снижение объемов вплоть до полного отказа от ставших привычными бесплатных услуг. Например, отказ от предоставления бесплатных пакетов в продуктовых гипермаркетах.

Крайней мерой такой экономии является частичное или полное «замораживание» бизнеса. Происходит это, например, в виде неполной рабочей недели и даже в полной остановке деятельности на неопределенный период.

Со стороны покупателей наблюдается изменение предпочтений в покупках: снижение частоты покупок и отказ от дорогих товаров и услуг в пользу более дешевых аналогов.

В то же время некоторые бизнесы, в том числе и франчайзинговые, смогли извлечь из этого пользу. Например, МакДональдс, увеличил свои обороты благодаря оттоку притоку посетителей, ранее посещавших иные  рестораны и кафе.

 

Вторым направлением изменений политики предприятий является группа мероприятий по стимулированию спроса. Это всевозможные скидки и акции.

В розничных магазинах франчайзинговых сетей мы видим яркие плакаты о скидках невиданных прежде размеров. Нередко это цифры скидок в 50% и даже в 70%. Особенно это заметно в сетях магазинов и бутиков одежды и обуви.

К этим мерам можно отнести и попытки помощи покупателям в кредитовании. Например, крупнейший автозавод ГАЗ совместно с одним из банков начал предлагать Программу, по которой компенсирует часть процентной ставки кредита.

Наиболее дальновидные собственники и руководители в качестве третьего направления вынужденных изменений серьезно пересматривают ассортимент товаров и услуг, «затачивая» его под текущую ситуацию.

Тот же ГАЗ заявил о выпуске «Газели» с более дешевым двигателем. Розничные магазины и оптовые компании начали предлагать специальные «антикризисные» варианты товаров и услуг.

Четвертым направлением, также пока еще взятым на вооружение немногими предприятиями, являются попытки улучшения и оптимизации маркетинга и системы продаж.

Например, все большее количество собственников и руководителей стали, наконец,  анализировать эффективность рекламы и отказываться от обычных решений в пользу экономичных «партизанских» методов.

На этом фоне происходят серьезные изменения и на рынке самих франшиз.

Повсеместное снижение спроса на все виды товаров и услуг не осталось незамеченным потенциальными покупателями франшиз – инвесторами. И, если еще вчера покупка франшизы считалась одним из самых безопасных видов инвестиций, сегодня ситуация поменялась.

Прибыльность многих действующих предприятий-франчайзи снижается. Инвесторы видят это, и реагирует снижением спроса уже и на сами франшизы.

Так количество инвесторов – потенциальных покупателей франшиз в ритейле (розничной торговле) снизилось в разы. Притом, что в некоторых франчайзинговых сетях есть примеры закрытия уже действующих предприятий.

И, хотя до закрытия компаний-франчайзеров, как в той же Америке, у нас пока не доходит, случаи приостановки деятельности компаниями-франчайзи есть. Понятно, что пока это, мягко говоря, не афишируется.

Например, если говорить о розничной торговле в сегменте одежды и обуви, то происходит вполне предсказуемое «вымывание» средне-ценовых категорий торговых точек. Остаются дешевые и дорогие товары. Поток покупателей теперь делится на 2 «ручейка»: за дешевым или за дорогим товаром. Есть покупатели, мало пострадавшие от кризиса и продолжающие «не отказывать себе ни в чем», и есть остальные, вынужденные теперь экономить на покупках.

Средне-ценовые точки вынуждены просто закрываться. Это видно по пустеющим торговым площадям некоторых торговых центров.

По этой причине вслед за снижением спроса произошло сокращения количества вновь разрабатываемых и запускаемых франшиз вообще и франшиз розничной торговли в первую очередь.

Тем не менее, потенциальные инвесторы, готовые вложить деньги в новый бизнес по франчайзинговой модели, остались. Хотя бы, потому что у них есть возможности и желание обезопасить имеющийся капитал от инфляции и непонятных пугающих перспектив возможных экономических изменений.

Вопрос, что же им сегодня можно предложить, и что уже предлагается на рынке франшиз.

Чтобы разобраться с этим вопросом, поделюсь парой следующих наблюдений.

Непростая экономическая ситуация подобно лакмусовой бумажке вдруг показала самые устойчивые бизнесы. Это предприятия, которые не только не снизили свои обороты и активность,  но и даже увеличили. Причем, иногда даже не вопреки кризису, а благодаря нему!

Как это не странно, больше всего таких бизнесов в производстве и сфере услуг. Это само по себе может являться неплохой тенденцией. Особенно с учетом того, что производственных франшиз и у нас и за рубежом традиционно предлагается мало.

Да и инвесторы сегодня более охотно готовы вкладываться в производство, чем в ритейл, считая это более надежным способом инвестиций в долгосрочной перспективе.

В немалой степени интересу инвесторов способствуют следующие складывающиеся обстоятельства:

  1. Появление на рынке труда достаточного количества квалифицированных кадров, сокращенных с прежних мест работы и готовых работать за меньшую заработную плату.
  2. Возможности использования постоянно высвобождающихся площадей за меньшую арендную плату.
  3. Покупка франшизы для быстрого открытия дополнительного направления к уже существующему бизнесу – диверсификация, как способ снижения коммерческих рисков.

И главное обстоятельство – выполнение основного правила франшизы – доказанность успешности бизнеса. Если бизнес даже во время экономических потрясений не только не сломился, но и вышел с франчайзинговым предложением, то это предложение явно заслуживает интереса.

А некий виртуальный штамп «Бизнес, Проверенный Кризисом» может служить теперь своеобразным «Знаком качества» предлагаемой франшизы.

Второе наблюдение, которое мы недавно обсуждали с моим коллегой по консалтинговому бизнесу в сфере франчайзинга, является следующая неожиданная тенденция.

Все большее количество разработчиков новых франшиз теперь находится не в центральных столичных городах Москве и С.-Петербурге, а в регионах.

Новые франчайзеры создают франшизы и успешно продают их по всей России, в том числе в Москве и С.-Петербурге.

Столицы перестают быть «столицами новых франшиз».

В качестве примера одного из таких регионов приведу Краснодар, где сейчас готовятся только по моей информации сразу 2 франшизы. Одна из них связана с услугами, а вторая с производством. Поскольку франшизы готовятся к запуску большей информации пока сообщить нельзя в силу необходимости соблюдения коммерческой тайны.

Зато в порядке компенсации в следующей заметке подробно расскажу о готовящейся к запуску производственной франшизе. Это проект, которым я сейчас плотно занимаюсь. Франшиза будет готова к запуску с 1-го января 2010 года.

Собственник и будущий франчайзер дал согласие на подробное описание. Поэтому есть возможность рассказать обо всех особенностях производственного франчайзинга на реальном примере.

Итак, продолжение следует...

Михаил Тришин
http://www.napyc.com/br/


В избранное