Многие из читателей рассылки уже откликнулись на объявленный в
предыдущем выпуске конкурс и прислали свои варианты решений.
Вы можете включится в борьбу за призы конкурса в любое время. В конкурсе принимают
решения, присланные на askme@wilmark.ru с пометкой "Конкурс"
в Теме письма до 20 июня 2001 года включительно. Победителя ждут призы,
предоставленые аналитическим журналом "Люди Дела" (полугодовая подписка
на журнал) и компьютерным интернет-магазином
ComputerShopper (телефон Siemens Euroset 2010). Подробнее с условиями
конкурса вы можете познакомиться в архиве рассылки по
этому адресу
Это было организационное лирическое отступление. Теперь мы перейдём к
основной теме этого выпуска. Вернее будет сказать, что это продолжение
темы одного из предыдущих выпусков, в котором речь шла о том, что влияет
на выбор клиентом определённого консультанта. (Подробнее на
нашем сайте
) Сегодня мы остановимся
на ещё двух моментах, которые незаметно, но часто определяют, кого из
нескольких консультантов пригласит клиент. Вы готовы? Тогда поехали!
Как выбирают консультанта - 2
Есть такая восточная мудрость: друг смотрит в лицо, а враг - на ноги.
А куда направлен ваш взгляд при общении с клиентом?
Помните? Глаза - зеркало души. И если вы их прячете, значит хотите, пусть
и неосознанно, спрятать от собеседника свою душу, её помыслы. А если у вас
добрые намерения, и ваши помыслы чисты, зачем их прятать от собеседника?
Инстинкт самосохранения клиента-собеседника всё это быстренько подмечает:
открыто смотрит в лицо, глазки не бегают, взгляд излучает тепло и спокойную
уверенность - верный признак дружеских намерений, поэтому с ним можно
иметь дело.
Или, напротив: когда говорит, всё время смотрит вниз, при ответе на
вопросы закрывает глаза или с бешеной скоростью перебегает взглядом с
предмета на предмет, с двери на окно - "ищет выход", как будто вы застали
его на месте преступления, и тот в панике старается найти лазейку, куда бы
скрыться. Так подсознание клиента и воспримет: наверное уже сделал мне
какую-то гадость и хочет свалить - а зачем мне такой консультант?
А куда вообще девать глаза во время встречи с клиентом? На что положить
глаз, когда говорите вы? Куда и как смотреть, когда вы слушаете, а говорит
клиент? Ведь важно ещё и не впасть вдругую крайность, описанную в одной из
миниатюр Жванецкого: "Когда человек, раскрыв рот, смотрит на вас целый день,
это приятно. Но через месяц это начинает раздражать. Я ей говорю: "Закрой
рот, я уже всё сказал".
Смотреть в лицо клиенту полезно не только потому, что, в отличие от
врагов, так делают друзья. Но ещё и потому, что по лицу собеседника легче
всего замечать его реакции на ваши слова (или действия) и иметь таким образом
возможность управлять развитием беседы.
Как смотреть? В русском языке существует масса устоявшихся оборотов,
ярко и сочно описывающих данное действие, иногда с вытекающими результатами:
"что уставился (вылупился)?", "сверлить глазами", "испепеляющий взгляд" и
т.д. Сравните со словами из песни: "когда простым и нежным взором ласкаешь
ты меня мой друг:"!!! А вы можете простым и нежным взором приласкать клиента,
чтобы ему от одного вашего взгляда стало тепло и комфортно?
Вряд ли стоит подолгу смотреть прямо в глаза, особенно мужчине, - могут
сработать древние инстинкты, которые такой взгляд оценивают, как вызов
соперника, что мало совместимо с отношениями консультант-клиент, ведь вам
нужно скорее сотрудничество, чем соревнование или соперничество. Встречаться
глазами надо переодически: встретились ненадолго, оценили реакцию собеседника
на ваши слова, сделали петлю обратной связи, и спокойно перевели взгляд чуть
вниз или в сторону, через какое-то время снова встретились.
Относительно спокойно воспринимается долгий чуть расфокусированный взгляд
в область переносицы, особенно, если пришёл ваш черёд слушать собеседника, и
вы сопровождаете при этом свой взгляд соответсвующими мимикой, покачиванием
головы и короткими комментариями.
Хотя умение смотреть - это уже следующий этап, по сравнению с умением для
начала глаза просто не прятать. Суть в том, чтобы у вашего клиента всегда была
возможность встретиться с вами взглядом и найти в ваших глазах подтверждение,
что вы друг.
Идём дальше.
В жизни нам, обычно, нравятся те, кому нравимся мы.
Это справедливо и для отношений консультант- клиент. Следовательно, чтобы
понравиться будущему клиенту и повысить наши шансы быть выбранными в
консультанты, нужно чтобы клиент нравился нам. Следовательно, надо
обязательно найти в человеке что-то, что нам в нём нравится. Вам будет легче
управлять ситуацией, если вы найдёте таких черт больше, чем одну. Когда вы
нашли что-то приятное в собеседнике - выберите удобный момент и покажите ему,
дайте почувствовать, скажите, что вам в нём нравится. Это может быть возглас
одобрения или сопровождающееся теплой улыбкой понимания покачивание головой в
определённый момент беседы и т.п. Надо, чтобы он обязательно заметил, что
нравится вам.
Как быть, если человек вам во многом неприятен, а вам необходимо с ним
общаться по бизнесу? Искать и находить в нём приятное для себя. При
определённой тренировке приятные черты начинают обнаруживаться в самых
противных нам, на первый взгляд, людях. А тренироваться можно в любую
свободную минуту, просто глядя на окружающих: на улице, в транспорте, на
пляже или на вечеринке. Ещё лучше - представьте того, кого вы считаете своим
заклятым врагом, и найдите в нём то, что позволит вам с ним по-человечески
общаться. А если уж вы научитесь находить такое во врагах, то уж вашим
клиентам и подавно не составит труда "понравится" вам, даже если ваши
коллеги будут рассказывать про них всякие ужасные вещи: "такой противный
тип, как с таким можно общаться?".
Кстати, обычно люди, в том числе и ваши клиенты, хорошо знают, чем могут
понравится окружающим, а чем могут их "оттолкнуть". И поэтому всячески
стараются явно продемонстрировать признаки первого и спрятать подальше
признаки второго. Для наблюдательных это и служит лёгкой подсказкой "что
и где искать".
А теперь давайте чуточку попрактикуемся, прямо не отходя:
Допустим, что у вас есть богатый потенциальный клиент. А по первому
впечатлению, чисто внешне, или по поведению, или по репутации, или по
принадлежности к определенной социальной группе и т.п., он вам вроде
как и не нравится, и при встрече с ним выражение лица у вас непременно
должно бы "скиснуть". Что делать? Давайте поищем в клиенте чего-нибудь,
что нам поможет, причём на поверхности, то есть без глубокого копания в
нём. По-быстренькому. В один вопрос, в один ответ. А ваша выгода от
потенциального контракта с этим клиентом вам нравится? Если не нравится,
его трудно назвать вашим потенциальным клиентом, а вас - его
потенциальным консультантом. А если-таки нравится, то тогда всё,
что вам нужно, это представить себе ту выгоду и улыбнутся тому,
кто её сулит, - вашему потенциальному клиенту. Ваша искренняя улыбка,
в отличие от вымученного дежурного растягивания уголоков рта и прочих
"чизов", (ведь вам действительно приятно думать о связанной с ним
выгоде) сообщит клиенту, что он вам нравится.
Вывод. Умейте находить в любом клиенте положительные для себя моменты.
Он должен вам нравится. И раз он вам уже нравится (чем-то, где-то -
неважно), покажите это ему, и вы ему тоже понравитесь! Ведь клиенты,
как и все люди, предпочитают иметь дело именно с теми, кто им симпатичен.