Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Что такое интеллектуальная собственность? Выпуск 19


Информационный Канал Subscribe.Ru

Что такое интеллектуальная собственность?
Выпуск 19 | Март 2003 г. | http://www.trizland.ru/
О том, как превратить знания и опыт в свой интеллектуальный капитал, как правильно оформлять, использовать и защищать интеллектуальную собственность на рынке.

Ведущий рассылки: Валентина Березина, патентный повереный РФ, Рег. N 637
Периодичность: 1 раз в неделю
Рассылка сайта: http://www.trizland.ru/
Архив рассылок и управление подпиской: www.trizland.ru/lists.php

Объекты промышленной собственности. Товарный знак: иные основания для отказа в регистрации

Здравствуйте, уважаемые читатели рассылки!

В предыдущей рассылке мы начали рассмотрение иных оснований для отказа в регистрации обозначений в качестве товарных знаков по российскому законодательству. (Закон РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания наименованиях мест происхождения товаров").

Мы познакомились со следующими основаниями для отказа в регистрации товарных знаков.

  1. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с:

    товарными знаками других лиц заявленными на регистрацию (если заявки на них не отозваны) или охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет;

    Регистрация указанного товарного знака в отношении однородных товаров допускается лишь с согласия правообладателя.

  2. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с:

    товарными знаками других лиц, признанными в установленном настоящим Законом порядке общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками в отношении однородных товаров.

    Регистрация указанного товарного знака в отношении однородных товаров допускается лишь с согласия правообладателя.

    Сегодня продолжим рассмотрение иных оснований для отказа в регистрации обозначений в качестве товарных знаков.

  3. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении любых товаров обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с наименованиями мест происхождения товаров, охраняемыми в соответствии с настоящим Законом, за исключением случаев, если эти обозначения включены как неохраняемые элементы в товарные знаки, регистрируемые на имя лиц, имеющих право пользования такими наименованиями.

    Наименования мест происхождения товаров - это отдельный объект интеллектуальной собственности. Подробнее мы познакомимся с ним в последующих рассылках. Сегодня отметим только, что к этому виду интеллектуальной собственности относятся наименования географических объектов, которые определяют особые свойства товаров, производимых на территории этих объектов, благодаря природным условиям и/или человеческому фактору. Эти объекты могут быть зарегистрированы в установленном порядке. К таким объектам относятся, например, упоминавшиеся ранее обозначения: французские Cognac (коньяк), Champagne (шампанское), Cahors (кагор), испанское Jerez (херес), русское "Водка", а также: "Вологодское масло", "Гжель", "Хохлома", "Арарат", "Нарзан", "Вологодское масло", "Дымковская игрушка", "Палех" и многие другие. Подобные наименования не могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака, если они уже зарегистрированы в качестве наименования места происхождения товара. Исключением является случай, если сам правообладатель на наименование места происхождения решит зарегистрировать это обозначение в качестве товарного знака или его элемента. Но и в этом случае упомянутый географический объект будет включен в товарный знак, как неохраняемый элемент.

  4. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные:

    4.1 охраняемому в Российской Федерации фирменному наименованию (его части) в отношении однородных товаров, промышленному образцу, знаку соответствия, права на которые в Российской Федерации возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака;

    В целом смысл этого положения, надеюсь, понятен. Проблема в том, что не достаточно урегулировано понятие "фирменное наименование". Позднее мы подробнее рассмотрим этот самостоятельный объект интеллектуальной собственности. А сегодня отметим, что, к сожалению, в России отсутствуют в настоящее время специальные законодательные акты, регламентирующие вопросы охраны фирменного наименования, а также достаточная судебная практика такой защиты. В связи с этим рекомендуется дополнительно к фирменному наименованию регистрировать товарный знак, сходный с фирменным наименованием. Тогда при возникновении спора у стороны, имеющей такую регистрацию, будет больше шансов на судебное решение в свою пользу.

    Кроме того, если к Вам предъявит претензии некая фирма по поводу использования ее зарегистрированного товарного знака, который в то же время является схожим до степени смешения с Вашим фирменным наименованием, то надо сразу выяснить: кто раньше зарегистрировал свою интеллектуальную собственность. Если Ваша фирма зарегистрирована до даты подачи заявки на регистрацию товарного знака, по отношению к которому возник конфликт, то на основании данного нормативного положения Вы вправе предъявить встречный иск с требованием аннулирования регистрации этого товарного знака. При подобной коллизии учитывается сфера деятельности конфликтующих фирм (однородность их товаров или услуг).

    В моей практике возникали подобные коллизии. Например, фирма ООО "Димет-М" из г. Кирова зарегистрировала три товарных знака со словесным элементом "димет" (в кириллице и в латинице). При реализации своих товаров через Интернет она столкнулась с сайтом, в названии которого присутствует слово "dimet". Выяснилось, что сайт принадлежит челябинской фирме с наименованием ООО "Димет". Фирма из г. Кирова потребовала прекращения использования ее товарных знаков в Интернете и других сферах хозяйственного оборота. Однако выяснилось, что фирменное наименование челябинских предпринимателей было зарегистрированной раньше, чем были поданы заявки на регистрацию товарных знаков кировской фирмой. Это могло стать основанием для требования аннулировать регистрации всех трех товарных знаков. После мотивированного ответа претензии были сняты. В зарубежной практике споры по этому основанию нередко доходят до судебного разбирательства.

    В отношении коллизий товарных знаков с промышленными образцами надо иметь в виду, что при экспертизе товарных знаков поиск похожих промышленных образцов не проводится. В то же время в качестве промышленного образца могут быть зарегистрированы этикетки, эмблемы, упаковки, емкости и т.п. объекты, которые могут быть зарегистрированы и в качестве товарных знаков. Поэтому регистрация товарного знака еще не является абсолютной гарантией того факта, что нет нарушения прав третьих лиц, в частности, владельцев прав на промышленные образцы.

    Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные:

    4.2 названию известного в Российской Федерации на дату подачи заявки произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту без согласия обладателя авторского права или его правопреемника, если права на эти произведения возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака;

    Приведу поясняющий пример. Компания ИМС зарегистрировала товарный знак "Чебурашка" и использовала его для названия детского шопинг-центра, а также для выпуска игрушек. При этом разрешения Э. Успенского - законного автора и владельца прав на имя известного героя мультфильмов - получено не было. Приобрести разрешение у автора-правоввладельца и выплатить соответствующее авторское вознаграждении компания также отказалась. После обращения Э. Успенского в суд названная компания отказалась от использования имени "Чебурашка", а Роспатент аннулировал незаконную регистрацию товарного знака. ("Интеллектуальная собственность", № 5, 1999г., с. 38).

    В подобных случаях надо иметь в виду, что права на один и тот же объект могут принадлежать нескольким лицам, например, детям и супругам - наследникам автора произведения или владельца товарного знака. Получив разрешение у одного правовладельца, не надо забывать про возможность существования других правовладельцев на интересующий Вас объект. Сами наследники не обязаны предупреждать вас о существовании других правообладателей.

    Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные:

    4.3 фамилии, имени, псевдониму или производному от них обозначению, портрету и факсимиле известного на дату подачи заявки лица без согласия этого лица или его наследника.

    Фамилия, имя, псевдоним, портрет относятся к элементу личности. Согласно ст. 19 и 152 ГК РФ любое лицо имеет право на имя, а также на защиту чести, достоинства и деловой репутации.

    При принятии решения о согласии на воспроизведение имени в товарном знаке необходимо поставить определенные требования в отношении качества товара, получения положительного результата, а также исключения возможности недобросовестной конкуренции.

    Это основание так же, как и два предыдущих редко учитываются экспертизой при регистрации товарных знаков. Гораздо чаще они применяются при обращении в Апелляционную палату или Высшую патентную палату для признания регистрации товарного знака недействительной (в этом году эти два органа Роспатента будут заменены на Палату по патентным спорам).

    Регистрация товарного знака может быть оспорена любым лицом и признана недействительной по основаниям 1 - 3 в течение 5 лет с даты публикации сведений о регистрации товарного знака в официальном бюллетене, а по основаниям 4.1 - 4.3 - в течение всего срока действия правовой охраны.

Итак, мы закончили рассмотрение абсолютных и иных оснований для отказа в регистрации обозначения в качестве товарного знака в РФ.

В следующей рассылке...

В следующей рассылке мы узнаем чем отличаются товарный знак, товарная марка. логотип, брэнд.

В следующей рассылке мы познакомимся с процедурой регистрации обозначений в качестве товарных знаков.

Желаю успехов!
Валентина Березина - berezina@trizland.ru;
Trizland.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное