Что такое интеллектуальная собственность? Выпуск
18 | Март 2003 г. | http://www.trizland.ru/
О том, как превратить знания и опыт в свой интеллектуальный
капитал, как правильно оформлять, использовать и защищать интеллектуальную
собственность на рынке.
Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков
обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с:
товарными знаками других лиц заявленными
на регистрацию (если заявки на них не отозваны) или охраняемыми в
Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным
договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и
имеющими более ранний приоритет;
Регистрация указанного товарного знака в отношении однородных товаров
допускается лишь с согласия правообладателя.
Сегодня продолжим рассмотрение иных оснований для отказа в
регистрации обозначений в качестве товарных знаков.
Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков
обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с:
товарными знаками других лиц, признанными
в установленном настоящим Законом порядке общеизвестными в Российской
Федерации товарными знаками в отношении однородных товаров.
Регистрация указанного товарного знака в отношении однородных товаров
допускается лишь с согласия правообладателя.
Смысл этого пункта будет понятен, если мы определим значение термина
"общеизвестные в Российской Федерации товарные знаки".
Здесь речь идет о знаках, которые в результате длительного
использования заслужили у потребителей всеобщее признание, а
маркированные этими знаками товары оцениваются потребителями как товары
гарантированно высокого качества. Такие знаки в литературе называются
общеизвестными или знаменитыми. Некоторые общеизвестные знаки стали
восприниматься как национальные символы страны. Например, Chanel
(Франция), Coca-Cola (США), Ferrari (Италия), Volvo
(Швеция), Siemens (Германия), Toyota (Япония).
Международное соглашение по охране промышленной собственности,
заключенное в 1883г. в Париже, известное как "Парижская
конвенция", с 1925 года содержит рекомендации по охране
общеизвестных знаков в стране-участнице конвенции даже без их
регистрации.
В новой редакции Закона о товарных знаках введена новая глава 2.1,
посвященная общеизвестным знакам. Общеизвестным знаком в РФ
признается товарный знак:
по заявлению юридического или физического лица
широко известный на дату заявления среди соответствующих
потребителей
в отношении товаров этого знака
охраняемый в РФ на основании его регистрации, или без регистрации
в РФ в соответствии с международным договором, или не имеющий правовой
охраны в РФ.
С 7.04.2000г. (дата принятия Высшей патентной палатой решения о
признании первых трех товарных знаков общеизвестными в РФ) и по
настоящее время в качестве общеизвестных признаны товарные знаки
"Известия" (с 31.12. 1992г.), "Уралмаш" (с 31.12.1977г.),
"Ява" (с 31.12.1989г.), "Здоровье" (с 2.01.1992г.),
"Арарат" (с 30.11.1990г.), Coca-Cola (с 1.01.1996г.),
"Клинское" (с 31.12.1999г.), "Ферейн" (с 31.12.1996г.) и
др. Пока всего 13 знаков. В СМИ прошли публикации о подаче заявления о
признании общеизвестным знака "Балтика".
Не смотря на возможность охраны общеизвестного в мире знака в
стране-участнице Парижской конвенции без обязательной регистрации,
правовладельцы таких знаков предпочитают все же зарегистрировать их во
всех странах, представляющих для них экономический интерес. Так, знак
Coca-Cola зарегистрирован в РФ в разных модификациях для разных
классов товаров и услуг, всего более 30 регистраций. И не напрасно.
Поскольку признание общеизвестным в РФ уже зарегистрированного в РФ
товарного знака позволяет распространить его охрану на товары, не
однородные с теми, для которых знак зарегистрирован. Правда, при
условии, что законные интересы правообладателя общеизвестного знака
ущемлены при использовании знака другим лицом.
Знак "Кока-Кола" в РФ кроме самой The Coca-Cola Company
никто не посмел зарегистрировать для своих целей. А вот чуть менее
известный знак Sprite этой же фирмы зарегистрирован 24.03.2000г.
одной фирмой из Санкт-Петербурга для товаров 9 и 16 классов (оборудование
для обработки информации, программное обеспечение для компьютеров,
печатные издания), а 19.09.2002г. другой фирмой из Новосибирска в
кириллическом написании ("Спрайт") для товаров и услуг 7, 9, 10,
38, 42 классов (машины, станки, двигатели, приборы для научных целей,
кинематографии, приборы медицинские, услуги связи, обеспечения
продовольственными товарами, юридические услуги и др.). Фирменный
Sprite зарегистрирован 15.07.1994г. для товаров 5 и 32 классов
(безалкогольные напитки, в т.ч. диетические).
Если знак Sprite будет признан общеизвестным, то у фирмы The
Coca-Cola Company будут основания требовать аннулирования регистраций
указанных знаков других фирм, если она докажет, что эти регистрации
ущемляют ее законные интересы.
Высокая репутация знаменитых товарных знаков вызывает массовые подделки
этих знаков. Это представляет опасность из-за возможности потери знаком
различительной способности или превращения знака в родовое наименование
товаров определенного вида. Владельцы общеизвестных и знаменитых знаков
активно ведут борьбу с "неправильным" использованием своего товарного
знака. Во Франции, например, фирма Chanel предъявила иск к
супружеской паре, назвавшей своего ребенка Chanel. (В.М. Мельников.
Товарные знаки за рубежом в канун XXI века. - М.: ИНИЦ Роспатента, 2002,
с. 48.)
В Бразилии было отказано в регистрации обозначения Scansani
McDonalds, как подделки знаменитого знака McDonalds даже в
отношении неоднородных товаров.
В заключении отмечу, что во времена существования СССР общеизвестными
знаками признавались (правда, неофициально) забытые сейчас такие знаки,
как: "Слава" (часы), "ЗИЛ" (холодильники), "Поморин"
(зубная паста), Optima (пишущие машинки), Florena
(косметика), Balcan (овощные консервы). (Л.П. Саленко. Значение и
особое положение общеизвестных товарных знаков. "Вопросы
изобретательства", № 12, 1988г., с. 31.)