Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Что такое интеллектуальная собственность? Выпуск 12


Информационный Канал Subscribe.Ru

Что такое интеллектуальная собственность?
Выпуск 12 | Январь 2003 г. | http://www.trizland.ru/
О том, как превратить знания и опыт в свой интеллектуальный капитал, как правильно оформлять, использовать и защищать интеллектуальную собственность на рынке.

Ведущий рассылки:Валентина Березина, патентный повереный РФ, Рег. N637
Периодичность: 1 раз в неделю
Рассылка сайта: http://www.trizland.ru
Архив рассылок и управление подпиской: www.trizland.ru/lists.php"
Объекты промышленной собственности. Средства индивидуализации юридического лица, товаров, услуг. Товарный знак.
Здравствуйте, уважаемые читатели рассылки!
В предыдущих рассылках мы познакомились с такими объектами промышленной собственности, как изобретения, полезные модели, промышленные образцы, с охранным документом - патентом, с правами и обязанностями патентообладателя, с правами и обязанностями авторов и работодателя в отношении служебных объектов промышленной собственности, с размерами патентных пошлин. Сегодня мы начнем знакомство с группой объектов промышленной собственности, которые в российском законодательстве называются средствами индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг. Я напомню статью Гражданского кодекса РФ, определяющую понятие интеллектуальной собственности.

"Статья 138. Интеллектуальная собственность. В случаях и в порядке, установленных настоящим Кодексом и другими законами, признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.) Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя".

К средствам индивидуализации относятся следующие объекты:
- товарный знак или знак обслуживания (далее товарный знак),
- наименование места происхождения товара,
- фирменное наименование,
Правоотношения, связанные с первыми двумя объектами, регулируются Законом РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", действующим с 17 октября 1992 года, (Закон РФ от 23 сентября 1992г. № 3520-I с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным Законом от 11 декабря 2002 года № 166-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"). Правоотношения, связанные с фирменным наименованием, регулируются общегражданским законодательством.

Сегодня и в ближайших рассылках мы остановимся на основных понятиях товарного знака и его правовой охраны.

В указанном действующем законе товарный знак и знак обслуживания определяются как обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц.

Из данного определения следует главная функция товарных знаков и знаков обслуживания - давать возможность потребителю различать товары или услуги одного производителя от однородных товаров или услуг других производителей. С различительной способностью товарного знака как средства индивидуализации товара связаны другие его функции: функция гарантии качества и функция рекламирования товара. Товарный знак, концентрируя в себе образ производителя в совокупности с другими рекламными средствами, призван оказывать на человека мгновенное психологическое воздействие, что способствует выработке автоматизма у покупателя в выборе товара или услуги.

Прообразом товарного знака считаются клейма ремесленников Средневековья, которые они проставляли на своих изделиях, в первую очередь, для подтверждения качества изделия, а также для отличия своих изделий от изделий других ремесленников. Клейма могли быть корпоративными или индивидуальными. В настоящее время тоже возможна регистрация товарного знака как для одного лица (юридического или частного предпринимателя), так и коллективного товарного знака.

Экономическое значение товарных знаков в современных рыночных условиях трудно переоценить. Хорошо разрекламированные знаки качественной продукции имеют высокую стоимость, которая многократно превышает стоимость всех материальных активов, принадлежащих фирме - владельцу знака. Стоимость всемирно-известного товарного знака Coca-Cola в 2001 году составляла около 70 млрд. долл. В 2001 году на долю 43 глобальных товарных знаков (брэндов) приходилось $125 млрд. продаж потребительских товаров. В первой восьмерке знаки Coca-Cola, Philip Morris, PepsiCo, Procter & Gambl, Gillette, Kimberly-Clarc, Mars, Nestle (газета "Ведомости" от 2.11.2001г., N 203).

Привлекательность известных марок оборачивается для их владельцев таким неприятным, но практически всемирным явлением, как незаконное копирование или иммитация чужих знаков. Среди объектов интеллектуальной собственности товарные знаки являются наиболее притягательными для "пиратов", поскольку их незаконное использование приносит колоссальную прибыль "пиратам" и аналогичные убытки владельцам, потребителям и государству. Ежегодно в мире рассматриваются несколько сотен патентных споров, примерно тысяча исков о нарушении авторских прав и примерно десять тысяч споров о нарушении прав на товарные знаки (Тематический выпуск "Воздействие международного сотрудничества на развитие национальной системы охраны интеллектуальной собственности. - М.: ИНИЦ Роспатента, 2001г., с.21.)

Правовая охрана товарного знака в России предоставляется на основе его государственной регистрации. На зарегистрированный товарный знак выдается Свидетельство на товарный знак, который удостоверяет:
- изображение товарного знака;
- приоритет товарного знака;
- наименование (имя) правовладельца;
- исключительное право владельца на товарный знак в отношении указанных товаров/услуг: перечень классов Международной классификации товаров и услуг (МКТУ), в отношении которых знак зарегистрирован (в настоящее время все товары и услуги сгруппированы в 45 классах = 34 класса товаров + 11 классов услуг. На сайте Федерального института промышленной собственности (пока в свободном доступе) опубликована полная версия МКТУ 8.).

В отличие от всех, рассмотренных ранее объектов интеллектуальной собственности, владельцами которых могут быть как физические лица, так и юридические, владельцем товарного знака, могут быть либо юридические лица, либо физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ПБОЮЛ). Обычный гражданин, не занимающийся предпринимательской деятельностью, не может быть владельцем товарного знака.

Владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другими лицами. Никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак без разрешения его владельца. Право на использование товарного знака может быть предоставлено его владельцем другому лицу по лицензионному договору, который подлежит регистрации в Патентном ведомстве. Без такой регистрации договор считается недействительным.

Незаконным использованием товарного знака признается использование в гражданском обороте на территории Российской Федерации без разрешения правовладельца товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении однородных товаров, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения:

- на товарах, на этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся и (или) перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;
- при выполнении работ, оказании услуг;
- на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
- в предложениях к продаже товаров;
- в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации.
Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.

Лицо, незаконно использующее товарный знак, несет гражданскую, административную (ст. 14.10 КоАП - штраф на граждан от 15 до 20 МРОТ, на должностных лиц - 30-40 МРОТ, на юридических лиц - 300-400 МРОТ с конфискацией контрафактных предметов во всех случаях), уголовную ответственность (п. 1 ст. 180 УК РФ - штраф от 200 до 400 МРОТ, или зарплата (иной доход) за 2-4 месяца, или обязательные работы 180-240 часов, или исправительные работы до 2 лет).

Степень смешения знаков - категория достаточно сложная. Официальная формулировка такова: обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия. На практике это бывает следующим образом. В 1942 году компания Coca Cola Company Ltd. Canada обратилась в Верховный, а затем в Тайный суды Канады с иском к компании Pepsy Cola of Canada о несанкционированном введении последней в хозяйственный оборот знака Pepsy Cola, сходного, по мнению истца, со знаком Coca Cola до степени смешения. Однако оба суда отклонили этот иск, не согласившись с мнением истца (В.М. Мельников. Товарные знаки за рубежом в канун XXI века. - М.: ИНИЦ Роспатента, 2002, с.22). О причине отказа мы узнаем в последующих рассылках.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное