Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интеллект-Клуб. Создание конкурентных преимуществ


Служба Рассылок Subscribe.Ru
Интеллект-Клуб
Выпуск N37 17.12.2001
Сайт "Бизнес-технологии"
Курсы дистанционного обучения
Технология решения бизнес-задач, Классический ТРИЗ, Функционально-стоимостный анализ,
Создание и оценка перспективности новых бизнес-проектов

http://members.tripod.com/inventech    http://www.inventech.h1.ru    E-mail: inventech@mail.ru

Структурирование (развертывание)
функции качества (2)

В этом выпуске будет продолжена тема СФК.

В 1-ом номере журнала "Методы менеджмента качества" за 2002 год будет опубликована большая статья "История возникновения, развития и перспективы использования развертывания функции качества". Автор этой статьи мой коллега А.М. Кузьмин любезно разрешил мне использовать некоторые факты, приведенные в этой статья, для того, чтобы продемонстрировать то значение, которое уделяется этому методу в Японии и США. Кстати, по мнению автора, более правильным переводом названия метода с японского языка будет "Развертывание функции качества".

Идея развертывания функции качества появилась в Японии в конце 1960-ых годов. РФК зародилось в обстановке, когда японская промышленность от подражания и копирования перешла к концепции разработки новой продукции на основе всеобщего управления качеством (Total Quality Control). Эту взаимосвязь подчеркивает подзаголовок "Подход к всеобщему качеству в рамках компании" самой первой книги по теме РФК - "Развертывание функции качества", написанной профессорами Сигэру Мидзуно и Ёдзи Акао и изданной в Японии в 1978 году. Эта книга была переведена Гленном Мазуром и в 1994 году вышла на английском языке в новой редакции, озаглавленной РФК: Подход к планированию и развертыванию качества на основе потребительского спроса. Задача Сигэру Мидзуно и Ёджи Акао состояла в том, чтобы разработать метод обеспечения качества, который предполагал бы удовлетворение потребностей заказчика в продукции прежде, чем она была бы изготовлена.
- - - - - - -
В 1975 году Японское общество по управлению качеством - ЯОУК (Japanese Society for Quality Control) учредило научно-исследовательский комитет по автоматизации (Computer Research Committee), который возглавил Акао и который в 1978 году был переименован в исследовательскую группу РФК. В течение 13 лет комитет проводил научно-исследовательскую работу по методологии РФК. В 1987 году Комитет опубликовал заключительный обзор о состоянии применения РФК в 80 японских компаниях.
- - - - - - -
В 1987 году Акао подготовил к печати серию из двенадцати статей с примерами наиболее успешных применений СФК в различных отраслях промышленности. В 1987 году Японская ассоциация по стандартизации (Japanese Standards Association) выпустила книгу, в которой приведены примеры использования РФК. Эта книга была переведена Гленном Мазуром совместно с сотрудниками японской компании Бизнес Консалтентс (Business Consultants) по заказу компании GOAL/QPC для использования при обучении. Это обучение (пятидневный курсе по РФК) впервые проводилось вне Японии. Затем эта книга была издана в США и в Германии.
- - - - - - -
На сегодняшний день общее количество публикаций с конкретными примерами применения РФК перевалило за 1000.
- - - - - - -
Знакомство с РФК в Америке и в Европе началось в 1983 году, когда одна из статей Акао была опубликована Американским обществом по управлению качеством (American Society of Quality Control) в журнале Quality Progress. В это же время Ёдзи Акао пригласили провести 4-дневный семинар в Чикаго по теме "Управление качеством и развертывание качества в рамках корпорации".
- - - - - - -
Американский институт поставщиков и его бывший директор Ларри Салливан начали распространение РФК в автомобильной промышленности США, главным образом, среди производителей Большой тройки (в компаниях Форд, Дженерал моторз и Крайслер). Возглавил эти усилия Акаси Фукухара. Первый автомобиль в США, который обязан своему успеху на конкурентном рынке применению при его разработке РФК, был "Линкольн Континенталь" 1988 года.
- - - - - - -
В большой степени способствовал продвижению РФК в Америке Роберт М. Адамс - руководитель и организатор 1-го североамериканского симпозиума по РФК в 1989 году. Результаты, проводимых им исследований, он широко освещал в своих сообщениях, демонстрировал конкретные примеры применения РФК, доступные для широкого рассмотрения и понимания. С этого времени в США ежегодно проходят симпозиумы по РФК. Чтобы объединить все эти усилия, в 1994 году Гленн Х. Мазур вместе с Ричардом Зултнером и доктором Джоном Тернинко основали институт РФК. В 1996 году институт РФК учредил премию Акао и в этот же год Кинг, Салливан и профессор Тадаси Ёсидзава были награждены этой премией.
- - - - - - -
Использование РФК американскими компаниями особенно заметно в последние годы. О первых шагах РФК в США известно из работы Боба Кинга. Дальнейшее развитие событий представлено Гленном Мазуром в 1994 году на 4-ом симпозиуме по РФК в Японии. Мазур также детально описал историческое развитие РФК и его распространение в Америке в первые 10 лет в своей японской статье, озаглавленной "Современное состояние РФК в Северной Америке". На 1-ом международном симпозиуме по РФК, прошедшем в Токио в 1995 году, большой интерес аудитории вызвал доклад Гарольда М. Росса из компании "Дженерал Моторз" "Состояние РФК в автомобильной промышленности США", в котором он показал в какой мере и при разработке каких моделей автомобилей фактически используется РФК в США.
- - - - - - -
Большинство литературы по РФК слишком упрощено, чтобы много узнать о том, что представляет метод или как его использовать. Другая крайность связана с тем, что очень трудно для новичка начать знакомиться с подлинниками, подобными работе Мидзуно и Акао. Американские статьи сообщают об уровне развития метода и состоянии его использования в США. Японские статьи сообщают, где они были несколько лет назад и где теперь должны быть американцы, но не больше. В России же кроме небольшого количества публикаций этот метод широко не известен.

* * *

Теперь понятно, что речь идет об очень важном методе, способном коренным образом повлиять на конкурентоспособность выпускаемой продукции. Но в чем собственно заключается суть вопроса?

Любые, даже самые сложные вопросы, можно понять, если перейти к простым примерам.

Пример 1

Приготовьте пшенную кашу с фруктами и медом.
Для этого необходимо: хорошо промытое пшено всыпать в кипящее молоко, добавить сахар и 10 г масла и варить до загустения; затем добавить промытые фрукты, вымешать, плотно закрыть крышкой и на на 2-3 часа поставить в нежаркий духовой шкаф или на плиту. Подавать к столу с маслом. Отдельно подать мед.
Пшена 50 г, чернослива - 30 г, абрикосов сушеных - 20 г, изюма - 20 г, молока - 100 г, масла сливочного 20 г, сахара - 5 г, меда - 30 г.

Пример 2

Создайте поэтическое произведение по художественному уровню конкурентоспособное роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин".

В чем разница между двумя приведенными примерами? Разница в мелочи. В первом случае необходимо в точности воспроизвести (повторить) известный результат - приготовить кашу, имея необходимые количественные данные и последовательность действий. Во втором случае результат тоже известен, но копировать его не надо, а надо создать нечто, что потребителю понравилось бы не меньше, чем аналог.

Что делать для решения второй задачи? Может надо подробно описать и регламентировать работу автора? Указать, как ему следует сидеть за столом, на какой бумаге и чем писать, как часто делать перерывы и чем питаться в период создания шедевра и т. д., и т. п.? Всем понятно, что это бред.

Впрочем, не всем. Не всем потому, что у нас без труда можно найти фирмы, которые за определенную плату готовы регламентировать, формализовать и нормировать работу, например, рекламиста или маркетолога в любой компании. Но поскольку у нас речь идет о вещах серьезных, то мы не будем брать в расчет эти "технологии", ничего не имеющие общего с методом РФК.

Итак, речь идет о переводе запросов потребителя в технологии производителя. Для того, чтобы это сделать, следует, прежде всего, научится описывать эти самые запросы в такой форме, которая позволяет установить связь между ними и техническими характеристиками продукции, которыми, в свою очередь, оперирует производитель при ее выпуске. Кроме того, связь между характеристиками продукции и запросами потребителя должна быть описана в интегральном виде. Ведь потребитель оценивает полезность и делает выбор в пользу той или иной продукции совокупно по всем ее характеристикам. И еще. Потребителю важно не только то, в какой степени продукция удовлетворяет его запросы, но и сколько ему придется за это заплатить. А это значит, что производитель должен уметь определять цену, адекватную качеству его продукции, и так организовать производство, чтобы вписаться в эту цену и получить прибыль.

Итак, что все это дает? Это дает информацию для точной постановки задач по созданию конкурентоспособной продукции. Такова, в моем представлении, суть РФК.

В свое время, мне пришлось на практике применять функционально-стоимостный анализ при конструировании сложных оптико-электронных систем. И не просто применять, а одновременно заниматься и разработками в сфере совершенствования этого метода. Отсутствие в ФСА подхода, называемого сейчас развертыванием функции качества, вызывало тогда основные проблемы, особенно в применении ФСА для разработки новых изделий. Решению этой проблемы было посвящено достаточно много времени. Был разработан метод, который решал аналогичные задачи, и, судя по имеющейся информации о РФК, наш метод проще, хотя по своей сути это тоже развертывание функции качества. О примерах использования этого метода я расскажу в следующем выпуске.

Благодарю всех за присланные письма.

До встречи.

Александр Барышников
E-mail: inventech@mail.ru

Все прошлые выпуски Интеллект-Клуба на сайте "Бизнес-технологии". Адрес в заглавии выпуска.








http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное