Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как создать и развивать собственный бизнес в Интернете . Продолдение аналитической статьи


Информационный Канал Subscribe.Ru



Как создать и развивать 
собственный бизнес в Интернете



Выпуск №3 от 11/03/04
1

"Люди многому противятся, потому что ничего о нем не знают".
Аль-Газали

1
1

ПЕРЕХОДИМ К ВЕБ-СТИЛЮ ЖИЗНИ

 
 

 

В этом выпуску рассылки продолжение статьи

Информационная сверхпроводимость и коллективный разум 

Бизнес идет в интернет

Хотя время интернет-лихорадки безвозвратно ушло, люди по-прежнему продолжают делать сайты, и сейчас - больше, чем когда-либо раньше. Общее количество участников рейтинга Rambler"s Top100 за период с января по август 2003 г. выросло приблизительно на 15 тыс., а по отдельным категориям прирост составил до 38% (без учета категории "Страхование", где рост превысил 100%). В декабре 2002 г. Top100 насчитывал почти 95 тыс. "активных" сайтов (т.е. таких, где есть хотя бы один посетитель в неделю), а в августе 2003-го - 106,7 тыс. таких сайтов. В сентябре 2003 г. Тор100 был зарегистрирован полумиллионный ресурс за всю историю рейтинга. Надо учитывать, что из этой огромной цифры какого-то количества ресурсов уже просто не существует, а большинство оставшихся не относятся к категории "активных", то есть, по сути, висят в сети мертвым грузом.

В таблице 3 приводятся 20 наиболее быстро растущих категорий Top100.

Таблица 3.

20 наиболее быстро растущих категорий Top100

Рейтинг

Категория

Число сайтов

Темпы роста, %

1

Страхование

194

108,6

2

Строительство

3629

38,14

3

Товары и услуги

6892

35,22

4

Техника

1378

31,49

5

Электроника

1121

29,45

6

Отдых

1653

29,24

7

Фото

1245

29,02

8

Связь

1872

28,48

9

Медицина

2955

28,20

10

Экспертиза

234

24,47

11

Недвижимость

1298

24,33

12

Фармацевтика

496

23,69

13

Театр

303

23,67

14

Природа

857

23,31

15

Технологии

1028

22,82

16

Искусство

1504

22,18

17

Кино

981

22,01

18

Железо

643

21,78

19

Дети

663

21,43

20

Путешествия

3278

21,09

Источник: Rambler’s Top100

Рассмотрев, какими же сайтами прирастал интернет в России, мы обнаруживаем очень простую и легко объяснимую картину. Быстрее всего - не менее чем на 19% в год - увеличивалась численность ресурсов в категориях (здесь и далее понятия "категория" и "раздел", используемые при описании работы Top100, равнозначны), имеющих отношение к собственности, товарам, услугам, бизнесу и карьере. Подавляющее большинство разделов, где веб-мастера создавали сайты опережающими темпами (прирост 20% и выше), составляют именно они. Максимальные темпы прироста числа сайтов наблюдаются в категориях "Строительство" (38%), "Товары и услуги" (35%), "Техника" (32%), "Электроника" (29%), "Отдых" (29%), "Фото" (29%), "Связь" (28%), "Медицина" (28%) и "Экспертиза" (24%). Оживились культурно-развлекательные категории, где высокий рост показали сайты о фотографии (29%), театре (24%), кино (22%).

Традиционный бизнес продолжает наступать. Предприниматели поняли, что состоятельные слои российского общества регулярно используют интернет, и тоже начали его осваивать в надежде привлечь новых клиентов. Важным показателем процесса может служить растущий день ото дня поток отечественного спама, который может измерить каждый, кто пользуется электронной почтой.

Российский бизнес, появляясь в сети, открывает для себя возможности прямой коммуникации с целевым потребителем. Это наблюдение можно подкрепить очевидным ростом спроса и цен на рекламу на ключевых сетевых ресурсах. Однако многие специалисты сходятся во мнении, что реклама в интернете по-прежнему относительно недооценена. У нас нет сомнений в том, что рынок сетевой рекламы в России сохраняет значительный потенциал роста, как с точки зрения объемов продаж (прежде всего контекстной рекламы), так и с точки зрения внедрения новых рекламных форматов и моделей продвижения.

Несомненно, более полное знание особенностей и предпочтений аудитории сети интернет может этому только способствовать.


Кто такие пользователи и где они живут

По данным КОМКОН, самая большая группа пользователей - это молодые люди в возрасте от 16 до 24 лет, то есть старшеклассники и студенты. На нее приходится треть всей интернет-аудитории. Чуть менее трети составляют пользователи в возрасте от 25 до 39 лет. На детей до 15 лет приходится чуть более 10%, на пользователей старше 40, но моложе 55 лет - 20%. Примечательно, что эта группа растет почти так же быстро, как и "студенческая". Пенсионеров, использующих сеть, на порядок меньше, чем школьников и студентов. Если говорить о распределении интересов, метод кластерного анализа позволяет выделить в аудитории следующие тенденции.

1) Молодежь до 20-22 лет интересуется компьютерными играми, музыкой, видео, шоу-бизнесом и знакомствами. Играми и музыкой увлекаются в основном юноши, знакомствами и шоу-бизнесом - девушки. На студенческий возраст приходится и пик интереса к образовательным сайтам. Кстати, каждый год во время сессии запрос "рефераты" в поисковой системе Rambler выходит на первое место.

2) Пользователи среднего возраста, подключающиеся к сети на работе, просматривают информацию, связанную с политикой, финансами, коммерцией, новостями.

3) Женщины более склонны интересоваться новостями искусства, медицины и всем, что связано с путешествиями.

4) Велика группа мужчин, которые интересуются техникой, автомобилями, программным обеспечением, эротикой. Их гораздо меньше интересует искусство и медицина.

О посетителях интернета в целом можно сказать, что эти люди ведут активный образ жизни, они чаще остальных выезжают за границу, читают преимущественно зарубежную прозу, занимаются модными видами спорта, среди которых бодибилдинг, горные лыжи, ролики, теннис, бильярд, боулинг. Особой популярностью среди посетителей сети пользуется туризм. В целом интерес к политике ниже, чем к науке и культуре. Любопытный факт: посетителя сети в отличие от среднестатистического россиянина совсем не волнует распад Советского Союза.

В зависимости от места выхода в киберпространство аудитория явно разделяется на две группы: те, кто выходит в интернет из дома, и те, кто делает это на работе. Из графиков 3 и 4 несложно составить представление об их различии.

Мы видим, что на работе люди много времени уделяют прессе, новостям техники, экономики, производителям товаров и услуг. Наоборот, дома лидируют развлечения, компьютерные игры, музыка.

Структура интересов пользователей, выходящих в интернет на работ. (Источник:КОМКОН)
Структура интересов пользователей, выходящих в интернет на работе. (Источник:КОМКОН)

Структура интересов пользователей, выходящих в интернет дома. (Источник:КОМКОН)
Структура интересов пользователей, выходящих в интернет дома. (Источник:КОМКОН)

Технические средства сети позволяют четко определить зависимость интересов от местонахождения пользователей.

Специалисты Rambler"а уже несколько лет отслеживают эту зависимость, и здесь мы решили представить вашему вниманию сводную таблицу 4, дающую исчерпывающую информацию. Категории Top100 приведены в порядке убывания интересов жителей столицы.

Таблица 4.

Структура интересов московских пользователей интернета

Категория

Москва

Петербург

Регионы

Зарубежье

Группа категорий

1

Страхование

49,35%

6,84%

19,00%

20,36%

бизнес и карьера

2

Банки

44,23%

6,28%

27,36%

18,58%

бизнес и карьера

3

Театр

42,89%

6,67%

16,20%

29,06%

культура и искусство

4

Недвижимость

41,30%

8,01%

21,05%

25,34%

товары и услуги

5

Провайдеры

40,94%

6,97%

23,01%

23,75%

компьютеры и интернет

6

Фармацевтика

40,40%

5,97%

25,09%

24,77%

медицина

7

Работа

39,80%

8,50%

21,57%

25,91%

бизнес и карьера

8

Экспертиза

38,32%

6,20%

28,07%

23,16%

товары и услуги

9

Администрации

36,79%

6,68%

34,10%

18,32%

общество и политика

10

Товары и услуги

36,19%

6,45%

26,20%

26,59%

товары и услуги

11

Компании

36,11%

6,29%

31,34%

21,97%

бизнес и карьера

12

Законы

35,30%

6,35%

30,17%

23,75%

общество и политика

13

Строительство

34,75%

6,32%

26,38%

27,23%

товары и услуги

14

Бизнес и финансы

34,67%

6,77%

25,97%

27,89%

бизнес и карьера

15

Электронная коммерция

34,44%

5,73%

26,55%

28,12%

товары и услуги

16

Транспорт

34,07%

6,60%

21,96%

31,02%

места и люди

17

Авто и мото

34,03%

5,93%

25,30%

29,50%

увлечения и отдых

18

Аналитика

32,37%

5,75%

21,73%

34,84%

общество и политика

19

Путешествия

32,36%

6,64%

25,15%

30,24%

места и люди

20

Связь

31,66%

9,24%

26,70%

27,73%

товары и услуги

21

Продукты питания

30,51%

6,61%

24,42%

33,13%

товары и услуги

22

Дети

30,14%

6,42%

24,25%

34,07%

увлечения и отдых

23

Железо

29,35%

5,97%

27,43%

31,71%

компьютеры и интернет

24

Медицина

29,22%

5,95%

25,65%

33,68%

медицина

25

Классификаторы

29,18%

6,76%

27,04%

32,41%

компьютеры и интернет

26

Реклама

28,90%

5,85%

24,46%

34,41%

товары и услуги

27

Компьютеры

28,80%

6,51%

26,55%

32,77%

компьютеры и интернет

28

Техника

28,29%

5,25%

26,34%

34,24%

наука и техника

29

Увлечения и хобби

28,03%

7,30%

24,70%

34,54%

увлечения и отдых

30

Природа

27,94%

7,14%

38,22%

22,51%

увлечения и отдых

31

Наука

27,94%

6,36%

30,11%

31,03%

наука и техника

32

Отдых

27,86%

6,31%

22,26%

37,87%

увлечения и отдых

33

Спорт

27,78%

6,51%

23,81%

36,47%

увлечения и отдых

34

Искусство

27,49%

5,85%

20,56%

39,78%

культура и искусство

35

Прочее

26,58%

6,36%

25,66%

35,63%

прочее

36

Сервисы

26,32%

7,46%

24,72%

36,41%

компьютеры и интернет

37

Безопасность

26,14%

5,55%

24,14%

37,89%

компьютеры и интернет

38

СМИ и периодика

25,98%

5,28%

19,39%

42,68%

СМИ

39

Кино

25,82%

5,96%

22,99%

38,68%

культура и искусство

40

Образование

25,27%

6,16%

32,52%

31,32%

наука и техника

41

Телевидение

25,22%

4,94%

22,18%

41,49%

СМИ

42

Дизайн

25,08%

6,07%

24,52%

37,79%

культура и искусство

43

Религия

25,07%

5,33%

21,99%

41,59%

общество и политика

44

Политика

25,06%

5,17%

17,13%

45,30%

общество и политика

45

История

24,74%

6,36%

26,82%

36,53%

общество и политика

46

Развлечения

23,90%

6,00%

23,57%

40,75%

увлечения и отдых

47

Литература

23,47%

5,89%

24,60%

39,85%

культура и искусство

48

Электроника

23,40%

5,32%

27,79%

37,48%

наука и техника

49

Фото

22,54%

5,50%

22,59%

42,40%

культура и искусство

50

Юмор

22,40%

6,57%

25,53%

39,90%

увлечения и отдых

51

Технологии

21,37%

5,34%

22,94%

41,55%

компьютеры и интернет

52

Игры

21,35%

6,14%

23,91%

40,81%

увлечения и отдых

53

Программы

20,41%

5,52%

24,98%

41,78%

компьютеры и интернет

54

Радио

19,70%

3,93%

20,64%

47,31%

СМИ

55

Музыка

17,46%

4,72%

18,92%

49,49%

культура и искусство

56

Города и регионы

16,65%

4,23%

35,65%

37,67%

места и люди

57

МР3

16,43%

4,69%

21,10%

49,46%

культура и искусство

Источник: Rambler’s Top100

Два года назад, в августе 2001-го, мы сообщили, что пользователей сети из разных городов и стран интересуют разные типы ресурсов. Оказалось, что их предпочтения очень устойчивы, они почти не изменились в течение двух лет.

Для получения устойчивых результатов мы используем статистику разделов рейтинга Rambler"s Top100, усредненную за 7 дней. Чтобы сохранить простоту интерпретации, можно разделить аудиторию рунета на четыре крупные географические группы пользователей: москвичи, петербуржцы, жители других регионов России, зарубежные пользователи.

Заметим, что не для всех IP-адресов статистическим службам удается установить географию. В частности, Rambler"s Top100 сообщает, что для какой-то доли посетителей (от 3 до 9%) "расположение не определено". Именно из-за этих пользователей общая сумма процентов в строчках таблицы не доходит до полных ста.

В качестве основного параметра, по которому проводится сравнение, мы выбрали долю (процентное содержание) географической группы пользователей среди аудитории каждой категории сайтов. Так, например, максимальная доля москвичей наблюдается в категории "Страхование", где она составляет почти 49%, в то время как средний процент москвичей в русскоязычном интернете, по данным Rambler"s Top100, равен лишь 20% всей аудитории, включая зарубежных пользователей (наблюдается некоторое уменьшение доли москвичей: год назад их было 21,5%). В другой категории с преобладанием москвичей - "Банки" - доля жителей столицы в августе 2003 г. составляла 46%. В таком случае мы говорим, что москвичи испытывают повышенный интерес к страхованию и банковскому делу - повышенный по сравнению с жителями других регионов (а не по сравнению с другими категориями - самой крупной категорией интернета остается категория "СМИ/Периодика"). Меньше всего москвичей интересуется ресурсами из категорий "MP3" (14,8%), "Города и регионы" (19,2%), "Программное обеспечение" (19,2%). В этом случае мы говорим о низком интересе столичных пользователей к "MP3", программному обеспечению и региональным ресурсам.

Самые крупные категории сети, удовлетворяющие базовые потребности пользователей - в новостях, обмене почтовыми сообщениями, поиске и навигации, - нужны всем. Поэтому в географическом распределении пользователей этих категорий нет какой-либо специфики.


Москвичи занимаются бизнесом и ходят в театры

Повышенная концентрация москвичей наблюдается во всех категориях разделов "Бизнес и карьера" и "Товары и услуги". Высокие рейтинги отличают такие категории, как "Страхование", "Банки", "Недвижимость", "Работа", "Экспертиза", "Товары и услуги". Менее всего москвичей интересует то, что относится к сфере культуры и искусства, к разделам "Общество" и "Политика". Единственной белой вороной остается категория "Театр", где доля москвичей составляет почти 42%. Измерения социально-демографических характеристик этой категории показывают, что типичный пользователь, интересующийся театром, - женщина-руководитель 20-44 лет, занятая в СМИ, сфере культуры и образования или в финансовой сфере. Можно заметить, что эти характеристики весьма сходны с опубликованными показателями театральных завсегдатаев.

Наблюдаются и некоторые устойчивые изменения интересов. Так, за последний год москвичи несколько охладели к электронной коммерции и автомобилям. Все меньше интересуют столичных жителей музыка в формате MP3, ТВ, СМИ, кино, фото, искусство, игры, юмор и развлечения. Эти разделы составляют сферу преимущественных интересов зарубежных пользователей. Понизилась и доля москвичей в категории "Связь", что связано с увеличением в этой категории доли жителей регионов России.


"Русское радио" для зарубежья

В десятку категорий сайтов, где доля зарубежных пользователей выше, на протяжении всего года входят, во-первых, "Музыка", "MP3", "Радио", "Игры", "Фото", "Развлечения" и, во-вторых, "Политика", "СМИ и периодика", "История", "Религия". В лидирующую десятку интересов зарубежной аудитории добавилась категория "Телевидение", самые успешные интернет-проекты которой в прошедшем году представляли собой сайты популярных телешоу.

Скорее всего зарубежных пользователей можно разбить на две основные группы. Первая группа - это молодежь, которую интересуют музыкальные файлы, в особенности - бесплатные коллекции музыки в формате MP3. Эта аудитория необязательно даже знает русский язык - музыкальные сайты зачастую предоставляют зарубежным пользователям англоязычные версии. Развитие широкополосного доступа на Западе вполне позволяет скачивать музыкальные файлы и фотографии. Что же касается российских веб-мастеров, то, как уже упоминалось в одной из заметок, именно категории "MP3" и "Фото" - лидеры по использованию бесплатного хостинга, так что, надо думать, веб-мастера не прогорают.

Вторая группа пользователей - это более взрослые россияне, постоянно или временно проживающие за рубежом. В этом случае интерес к рунету вызван сложностью инкультурации (или адаптации) и скудным освещением российских событий в зарубежной прессе. Для жителей зарубежья интернет продолжает оставаться основным источником информации о событиях в России, о российской культуре и источником развлечений.

Что не интересует зарубежных пользователей совсем, так это российский деловой мир - администрации, банки, страхование, компании, экспертиза, законы, связь, недвижимость, товары и услуги, строительство. А также наша погода и наши провайдеры. Погода в России интересует в первую очередь жителей регионов.


Регионы следят за погодой

Максимальная доля жителей регионов по-прежнему наблюдается на сайтах категории "Природа", для которой, вероятно, более подходящим названием было бы "Погода", поскольку именно прогнозы погоды публикуют лидирующие в этой категории сайты. Жители регионов, так же как и год назад, проявляют повышенный интерес к сайтам городов, администраций, компаний, а также к "железу", технологиям, электронике. По осени резко возрастает интерес к категории "Образование", что неудивительно, ибо в регионах доля студентов среди пользователей интернета особенно велика. Что же касается развлечений, а также каких-либо политических и гуманитарных интересов, то тут следует скорее говорить не о падении интереса, а о его исчезновении. Интерес к таким категориям был низок уже год назад, а за год понизился еще. Упали и без того невысокие рейтинги категорий "Театр", "Музыка", "MP3", "Радио", "Религия", "СМИ", "Развлечения", "Игры", "Литература", "Телевидение", "История" и "Кино". Последнее место в течение года успешно удерживала категория "Политика" - доля региональных пользователей в этой категории меньше, чем в любой другой категории. Только в самые последние месяцы "Политика" уступила последнее место "Театру". Так что аукнулось в Москве, а откликнулось в регионах.


Петербуржцы ищут работу и игнорируют радио

Петербург с точки зрения интересов аудитории занимает промежуточное положение между Москвой и регионами. Категория "Связь" стабильно возглавляет рейтинг интересов жителей Северной столицы, а категории "Погода", "Недвижимость", "Хобби", "Администрации" удерживают свои позиции. Петербуржцев больше всего привлекает "Работа", которая вышла на второе место в рейтинге их интересов. Некоторое время весьма высокий рейтинг у петербуржцев заслуживала категория "Юмор", что, по-видимому, было связано с успехом мультипликационной девушки Масяни. Впрочем, с наступлением осени жители Северной столицы помрачнели так же стремительно, как и все остальные россияне.

Примечательно, что петербургские пользователи интернета разделяют общероссийское безразличие к музыке, "MP3", "Фото", информации гуманитарного характера. Менее всего их интересуют сайты телевизионных каналов и радиостанций. Даже меньше, чем политика. Как выражались в отжившую эпоху, базис первичен: чтобы россияне, подобно пользователям широкополосной сети, смогли насладиться Седьмой симфонией Бетховена в реальном времени, сперва должны "потолстеть" коммуникационные "трубы".

В целом географическое распределение аудитории интернета на протяжении года остается весьма стабильным и сравнительно легко объяснимым. Резких изменений не наблюдается, хотя, по-видимому, можно говорить о слабых сезонных изменениях. Интерес же к культурной жизни продолжает мигрировать за пределы России.

Впрочем, не исключено, что последняя тенденция является одним из косвенных показателей роста числа пользователей сети. Из элитарного явления интернет становится элементарным. Вероятно, в этом есть свои минусы: специфика сети как информационной среды, объединяющей людей с высокими интеллектуальными и культурными запросами, стирается. Возможно, на место ей придет культура, больше похожая на бульварные СМИ. Такая перспектива может разочаровывать, но на самом деле это не так уж важно - ведь массовый потребитель в сети не мешает жить элитарному, они просто не замечают друг друга. Все больше и больше людей получают возможность воспользоваться благами новой информационной среды, новых социальных сервисов.

 

"Независимая газета"
# 205 (3037) 26 сентября 2003 г.

 

 
111111111111111111

1111111111111

Ведущий рассылки - Максуд Рахматуллаев
maksud@sarkor.uz




http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное