Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Левитас: Почему Ваш бизнес-сайт не работает?" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Как создать и развивать собственный бизнес в Интернете : Аналитическая статья.
Информационный Канал Subscribe.Ru |
|
|
Выпуск №2 от 09/03/04 1 |
"Люди многому противятся, потому что ничего о нем не знают". |
1 1 |
ПЕРЕХОДИМ К ВЕБ-СТИЛЮ ЖИЗНИ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Информационная сверхпроводимость и коллективный разумЛогика единого виртуального пространства/времени: из элитарного явления всемирная сеть становится элементарным В подготовке материала принимали участие Леонид Делицын, Иван Засурский, Иван Куринной. К 7-летию первой отечественной поисковой системы фонд Rambler подготовил специальный доклад о развитии интернета в России. Авторы доклада постарались дать исчерпывающее представление о том, как развивается сеть в нашей стране. Публикуемый ниже материал был подготовлен на основе доклада специально для "НГ".
Развитие киберпространства опережает эволюцию наших теоретических представлений о нем. Что такое интернет? Всякий раз, когда мы пытаемся дать законченное определение, за его рамками остается что-то очень важное. Интернет не терпит обобщений, потому что в новой информационно-коммуникационной среде у каждого, как в жизни, свой путь. В сети синхронно происходит бесконечное количество событий, хранится информация на самых разных языках, наречиях и диалектах. За 12 лет, прошедших с распада СССР, развитие интернета в России стало верной гарантией сохранения разнообразия в сфере культуры и знания, обеспечило реальную свободу слова и доступа к информации раз и навсегда. Сеть только начала менять нашу жизнь. Мы еще не можем предположить с точностью и уверенностью, к каким результатам это приведет в перспективе. Но для нас уже очевидно, что интернет - это коллективный разум, который работает со скоростью мысли, иногда даже быстрее - со скоростью интуиции. Сеть бесконечно расширяет возможности выбора, для осознания и реализации которых необходимо выработать специальные навыки. Все мы в киберпространстве недавно, поэтому неудивительно, что нам пока так мало удается использовать потенциал развития личности и общества, заложенный в интернете. Также требуется время для того, чтобы осознать, что расширение возможностей выбора всегда приходит вместе с ростом ответственности за такой выбор. В интернете каждый отвечает за себя самостоятельно. Сеть дает такую свободу выбора, которую ранее трудно было даже себе представить. Если в предыдущие эпохи успех зависел от действий по поиску ответа, то теперь успешность определяется правильностью заданного вопроса. Раньше путь к ответу пролегал во времени и в пространстве. Человек мог состариться, так и не узнав ответа на свои вопросы или не найдя собеседника, с которым он мог бы поделиться своими мыслями. Пространство/время определяло деятельность людей. Гений в провинции вырождался в чудака, заново изобретающего велосипед. Теперь, когда знание существует в едином пространстве, упорядоченном поисковыми системами, рейтингами, каталогами и доменами, мы можем наблюдать исчезновение границ и становление единого пространства/времени, в котором вся совокупность доступных обществу знаний и умений, накопленного опыта существует одновременно. Теперь важен не столько путь как перемещение, сколько воля к движению, к поиску, навыки работы с информацией и коммуникацией, желание активного присутствия. Если мы ищем, сеть открывает такие перспективы, о существовании которых мы и не догадывались. Каждый обладает возможностью мгновенно получить точную и конкретную информацию, связаться с любым другим пользователем сети напрямую - хотя обильное злоупотребление этой возможностью рассыльщиками информационного мусора (спама) уже грозит уничтожить свободу коммуникации на корню. Интернет - это уникальное пространство, в котором люди свободны делать ровно то, что им вздумается. Здесь нет власти, нет идеологов, нет границ и иерархий. Никто не диктует свои правила игры, никто не цензурирует, не ограничивает и не навязывает. В сущности, взаимодействие с киберпространством на сто процентов обусловлено способностями и воображением его посетителей. В отличие от других секторов информационной системы общества киберпространство не предполагает односторонней коммуникации. Потенциал сети раскрывается по-настоящему через активность и взаимодействие. Именно активность пользователей сети, а также бесконечное обилие "горизонтальных" связей между ними создают феномен информационной сверхпроводимости, множество мгновенно переплетающихся связей, по которым информация идет во всех направлениях. Для нас интернет и Rambler - это не только бизнес, это в первую очередь социальный проект по созданию инфраструктуры общества будущего, общества знания. Привлекая новых пользователей, мы не можем ограничиться решением проблемы поиска информации - собственно, благодаря сочетанию поисковой системы и интерактивного рейтинга-каталога она во многом уже решена. Мы приступаем к созданию системы социальных сервисов онлайн. Уже сегодня, к примеру, из проекта "Здоровье" на Rambler"е можно найти лекарство в аптеках Москвы, а в проекте "Право" собраны все нормативные документы, которые могут понадобиться человеку, проживающему в России. Список таких социальных проектов будет расти. Это новое стратегическое направление развития Rambler"а, дополняющее традиционный акцент на знании. Для работы в этом направлении летом 2003 г. был основан Фонд исследований и социальных инициатив Rambler, или фонд Rambler, президентом которого стал Иван Засурский. Задача фонда - в первую очередь способствовать максимально полному раскрытию потенциала сети как коллективного разума или суммы знаний пользователей, а также оказывать максимально возможное содействие тем, кто старается изменить мир к лучшему. Любая технология изначально нейтральна: ее значение для общества зависит от того, как она используется. Поэтому мы намерены не только исследовать существующее положение вещей, но и сделать все зависящее от нас для того, чтобы потенциал интернета мог раскрыться по-настоящему. Мы хотим помочь становлению коллективного разума, помочь направить его внимание на темы науки и культуры, заботы об окружающей среде, разоружения и защиты прав личности. Мы верим в то, что со временем наши усилия принесут плоды. Для решения первоочередных задач, по нашему мнению, необходимо: - дать максимально полное представление о возможностях новой коммуникационной среды, сделать все возможное для обучения людей навыкам работы с интернетом, в частности, поиску информации, навыкам и этикету коммуникации через интернет, а также максимально эффективным (активным) поведенческим стратегиям; - сделать все возможное для лечения "детских болезней" интернета (например, непрошеных рекламных рассылок, или спама), которые уже становятся серьезными препятствиями для развития сети и способны в дальнейшем блокировать реализацию заложенного в сети потенциала; - обращать внимание пользователей сети на важные вызовы, стоящие перед обществом и человечеством, содействовать прогрессу и формированию новой, глобальной русскоязычной культуры как синтеза традиции и живой культурной среды.
Мы уже неоднократно писали о росте аудитории российского интернета. Летом Россия преодолела очень важный рубеж: 10% взрослого населения страны стали пользователями сети. Это значит, что 11 млн. человек заходили в интернет хотя бы один раз за полгода. Результат обнадеживающий, потому что, по наблюдениям специалистов, преодоление барьера в 10% запускает цепную реакцию и начинается вторая, более мощная волна развития информационной сети. Будем надеяться, что события в России пойдут именно по такому сценарию. Весна нынешнего года принесла новый рекорд: по данным Rambler"s Top100, 9 апреля суточная аудитория рунета составила более 3,3 млн. человек! А в среднем весной в рабочие дни интернетом пользовались ежедневно 2,8-2,9 млн. человек. Более половины из них находились на территории России. Это уточнение важно: на самом деле зарубежные пользователи составляют весьма внушительную аудиторию русских ресурсов. Глядя на график 1, несложно догадаться, что самый низкий за неделю уровень аудитории 13 апреля объясняется тем, что это было воскресенье. А 9 апреля - среда, разгар рабочей недели. Вообще численность аудитории подвержена колебаниям разной частоты. Можно отследить колебания в течение суток, недельные волны, а также сезонные колебания.
Если мы говорим о суточной динамике, пик посещаемости приходится на рабочее время. Тем не менее в сутках нет ни одного "пустого" часа: в сети всегда находится то или иное количество людей, даже ночью. Собственно, ночь в Москве - это день в Америке и Японии, а также на российском Дальнем Востоке.
Весна - время деловой активности, и апрель - это пик сезона (майские праздники являются сокрушительным препятствием для роста деловой активности и работают как волнорез перед летним спадом). По данным Top100, месячный охват российской (то есть находящейся на территории России) аудитории русскоязычного интернета в марте и апреле составлял почти 8 млн. человек. Далее началось его снижение в связи с началом сезона отпусков. Летом традиционно активность пользователей ниже. С августа начинается плавный подъем активности и объема аудитории, который вот уже несколько лет подряд достигает своего пика к середине декабря. К новогодним праздникам активность пользователей сети и объем аудитории спадают практически до нуля. Январь традиционно является "мертвым сезоном" в сети. Это позволяет нам предполагать наличие тесной корреляции индекса активности аудитории интернета и индекса экономической активности, причем чем дальше мы движемся в сторону информационного общества, тем точнее совпадение. Не исключено, что через несколько лет для анализа экономической активности будет достаточно сводного индекса "большой двадцатки" или просто данных Top100. Ведущим аналитиком Rambler"а Леонидом Делицыным была разработана специальная математическая модель (см. график 2), которая позволяет прогнозировать изменения объема аудитории в будущем с учетом сезонных колебаний. На протяжении двух лет показания модели соотносились с данными Top100.
Модель позволила сделать весьма точный прогноз. Самая большая ошибка пришлась на июль и составила 0,5 млн. человек. По мнению Леонида Делицына, это связано с непредсказуемостью климатических условий. Июль выдался дождливый, поэтому люди больше сидели дома или ходили на работу, следовательно, больше посещали интернет. Согласно прогнозу, общий прирост месячной российской аудитории русскоязычного интернета за 2003 г. составит 28-30%, что ниже, чем 40-процентный рост в 2002 г. В 2004 г. месячная аудитория русскоязычного интернета (включая зарубежных пользователей) вырастет еще приблизительно на 15% и достигнет 10,5 млн. человек. Заметим, что абсолютный прирост месячной российской аудитории в 2001-2003 гг. составлял ежегодно приблизительно одну и ту же величину - 2 млн. человек. С высокой степенью вероятности, используя проверенные временем математические модели, можно предположить, что в целом в ближайшие годы российский сегмент сети будет расти по магической формуле "в два раза за три года". При этом темпы роста отдельных секторов интернета в России могут различаться в два раза и более. Активность использования интернета растет, то есть россияне пользуются сетью все интенсивнее. Пиковые значения активности пользователей сети - почти 85 млн. хитов в день, по данным Top100, - наблюдались 9 апреля. Разумеется, эти показатели будут с легкостью перекрыты с наступлением осенних холодов, которые в российских условиях являются мощным стимулом к усиленному использованию сети.
Если говорить об определении приоритетов в российском интернете, то обозначенная нами еще в начале 2002 г. большая триада "Информация, Коммуникация и Рекреация" осталась без изменений. Больше всего пользователей интересуют информационные онлайновые издания и электронные версии газет. В дни катастрофических событий, таких, как захват заложников в Москве и террористические акты 11 сентября 2001 г., на эти ресурсы приходится больше трети (36%) всех просмотров страниц в рунете, хотя в "тихие" времена ими интересуются в три раза меньше. По абсолютному приросту трафика лидируют поисковые системы. Пользователи, как и раньше, весьма охотно и активно пользуются рейтингами, каталогами и почтовыми интернет-сервисами. По-прежнему среди лидеров - развлечения, хотя и здесь не обошлось без потерь. Вместо "молодежной" категории "MP3" и категории "Политика" в десятку наиболее "активных" категорий рейтинга Rambler"s Top100 в 2003 г. входят "Связь", "Игры" и "Отдых". В случае "Связи" причина роста очевидна - число пользователей мобильных телефонов в России в этом году быстро росло и к концу года, по прогнозам, достигнет 30 млн. человек. Соответственно растет и интерес владельцев или покупателей мобильных телефонов к информации о трубках, тарифных планах и стандартах передачи. Заметим, что развитие индустрии сотовой связи происходит намного быстрее, чем развитие интернета. Что же касается категории "Игры", то здесь налицо настоящий бум тематических ресурсов, но на этом мы остановимся подробнее ниже.
В конце 2001 года Rambler и Mail.ru совместно разработали методику, на базе которой был сформирован индекс Big20. В основе индекса "большая двадцатка" такой набор ресурсов российского интернета, который обеспечивает максимальный охват регулярной российской аудитории русскоязычного интернета за один календарный месяц. Регулярными пользователями в данном случае считаются те, кто заходит на ресурсы российского интернета два дня в месяц или чаще. В "двадцатку" не входит поисковая система Яндекс - это, наверное, единственный крупный ресурс в русскоязычном интернете, не участвующий в рейтинге Тор100. Таким образом, был сформирован постоянно обновляющийся список ресурсов, обладающих максимальной уникальной аудиторией. Хотя исследование изначально носило прикладной характер (позволяя выработать максимально эффективную методику размещения рекламы в российском сегменте сети для достижения максимального охвата, или total reach), "двадцатка" интересна и сама по себе, как инструмент исследования предпочтений пользователей сети и флуктуации аудитории в зависимости от сезонных факторов. Ведь если регулярная аудитория - это ядро интернета в России, то ресурсы "двадцатки" - это, по определению газеты "Известия", "голубые фишки" сети. "Большая двадцатка" - не рейтинг сайтов, поэтому участники располагаются в списке по алфавиту. В таблице 1 приводится список по состоянию на июль 2003 г. Таблица 1. 20 ресурсов
российского интернета,
Источник: Rambler’s Top100
Наступление игровых сайтов продолжается. Вот уже второй такой сайт, "Бойцовский клуб" (Combats.ru), пробился в Big20. Первый игровой сайт, 7wolf.net, вошел в Big20 еще в марте. В основном же состав Big20 остается неизменным, если не считать сезонные колебания и эпизодическое вхождение в список (и выбытие из него) отраслевых лидеров, таких, как Сотовик (Sotovik.ru). В частности, развлекательный ресурс "Омен", принадлежащий Golden Telecom, на период каникул потеснил Referat.ru, также входящий в число ресурсов Golden. Фактор сезонности здесь проявляется прежде всего в форме миграции в двадцатку и обратно образовательных ресурсов, для аудитории которых характерны значительные сезонные колебания. Осенью, с началом учебы после летних каникул, все ресурсы, связанные с образованием, идут вверх. Не исключено, что это приведет к вытеснению из Big20 одного из игровых сайтов. Недельный охват аудитории "большой двадцатки" в марте 2003 г. превысил 2 млн. россиян. Летом имел место сезонный спад с минимумом в 1,7 млн. человек (конец июля). Однако важно отметить, что это падение охвата аудитории (14%) на удивление невелико по сравнению с падением на 24% летом 2002 г. Возможно, это связано с дождливой погодой: люди сидели в сети вместо того, чтобы лежать на пляже. Но может быть и другое объяснение, связанное с ростом ядра аудитории интернета. Очевидно, что этот процесс происходит параллельно с ростом аудитории сети. Это косвенно подтверждается и тем, что по активности посетителей сезонный спад оказался и вовсе незаметен, зато с началом осени наметился ощутимый рост активности.
Рассмотрим теперь "двадцатку роста" (таблица 2) - рейтинг сайтов, лидирующих по абсолютному приросту суточной аудитории за год. Этот рейтинг похож на Big20, то есть "большую двадцатку". Различие их состоит в том, что "большая двадцатка" фиксирует текущее состояние сети, акцентируя внимание на крупнейших ресурсах с уникальной аудиторией, в то время как новый рейтинг показывает тенденции изменения этого состояния. Здесь тоже соревнуются "тяжеловесы". Однако это не столько "динозавры", сколько "восходящие звезды", то есть те ресурсы, аудитория которых сильнее всего выросла за последний год. Из рейтинга исключены собственные ресурсы Rambler"а. "Двадцатка роста" использует абсолютный прирост аудитории. Например, за год, прошедший между июлем 2002-го и июлем 2003-го, средняя суточная аудитория Mail.Ru выросла почти на 122 тыс. человек, аудитория "Бойцовского клуба" - на 32 тыс. и аудитория "Дней.Ру" - на 29 тыс. человек. Заметим, что за год с марта 2002-го по март 2003-го средняя суточная аудитория Mail.Ru, по данным Top100, выросла на 157 тыс. человек. Это несоответствие свидетельствует о том, что абсолютные значения показателя роста подвержены сезонным колебаниям. Таблица 2. “Двадцатка роста” в июле 2003 г. Рейтинг лидеров роста
Источник: Rambler’s Top100 Мы не рассматриваем те сайты, которые не участвуют в рейтинге Top100, поскольку не имеем доступа к их статистике. В частности, Narod.Ru, вышедший из рейтинга, скорее всего попал бы в Big20. Игровые сайты по-прежнему растут опережающими темпами. В частности, крупнейший сайт онлайновых игр "Бойцовский клуб", который, как было указано выше, вошел и в Big20, вырос за год почти вдвое и обошел Дни.Ру в "двадцатке роста". Это едва ли не рекордный рост для таких крупных ресурсов. Популярность игровых сайтов растет во всем мире. Каждый месяц с помощью компьютеров или игровых приставок в интернете играют более 30 млн. американцев. Возможно, за этим они в первую очередь и ходят в сеть. У новой волны популярности игр есть две причины. Во-первых, это распространение широкополосного доступа к интернету (ADSL или выделенный канал) как в частных квартирах, так и в интернет-кафе. Во-вторых, наличие игровых консолей. По данным Nielsen/NetRatings, каждый день прошлогодней весны проекты порталов MSN и Yahoo! посещали 7,2 и 6,2 млн. человек соответственно. В течение ближайших 5 лет, по прогнозу Jupiter Research, общий оборот рынка онлайновых игр может вырасти до 1,4 млрд. долл. (общий объем рынка компьютерных игр сегодня оценивается в 10 млрд. долл.). Похоже, что платная подписка на компьютерные игры становится лидером среди всех сервисов по предоставлению платного контента через интернет. Любопытно, что популярность игр сама по себе также является мощным стимулом "ускорения" интернета, то есть роста числа широкополосных подключений. По окончании войны в Ираке "двадцатку роста" покинули некоторые крупные онлайновые СМИ. Среди оставшихся - две спортивные газеты, "Спорт-экспресс" и "Советский спорт", а также спортивный раздел Gazeta.ru. При этом суточная аудитория "Советского спорта" выросла на 82% и по показателю темпов роста уступила только "Бойцовскому клубу". Продолжают наращивать аудиторию два лидирующих в 2003 г. интернет-издания: РБК и Дни.Ру. Первой (вероятно, не последней) ласточкой предвыборного сезона 2003/2004 г. в "двадцатке роста" стал политический раздел Газеты.Ру, что скорее всего обусловлено событиями, связанными с компанией ЮКОС. Осенью 2003 г. следует ожидать активизации и других ресурсов, посвященных политике. Говорят, что в XXI веке мы променяли климат на погоду. Благодаря быстрым и порой непредсказуемым изменениям погоды этим летом в "двадцатке роста" оказались сразу два сайта с метеоновостями: ветеран - ФОБОС (Gismeteo.ru) и новичок - "Московское метеобюро" (hmn.ru). В течение всего 2003 г. крупнейшие развлекательные сайты старого образца, такие, как подборки анекдотов и коллекции фотографий, возглавляют "двадцатку потерь" (от составления которой мы решили воздержаться). Максимальные потери "традиционных" развлекательных ресурсов по сравнению с мартом прошлого года составляют более 10 тыс. человек в сутки. Кроме того, потери понесли спортивные разделы крупных порталов. Это связано с тем, что в июле 2002 г. аудитория этих разделов еще обсуждала результаты чемпионата мира по футболу и соответствующие показатели были выше обычного уровня, в то время как в 2003 г. политика обещает быть более интересной, чем спортивные соревнования. Впрочем, результатом нашего анализа является вывод о том, что революции в интернете не предвидится. По скорости роста аудитории крупные порталы (Mail, Rambler, Yandex) сохраняют за собой первые места. Мы уже успели привыкнуть к такому положению вещей и перестали задаваться вопросом о том, почему это происходит. Возможно, напрасно, потому что сохранение лидерства порталов свидетельствует не только о высокой востребованности предоставляемых ими базовых услуг по коммуникации, поиску и навигации в сети, но также о продолжающемся поступлении новых пользователей, которые начинают осваивать интернет со "входа". Для новичков эти сайты чаще всего служат одинокими маяками в хаосе интернета: сеть пока что является новой коммуникационной средой и большинству россиян еще только предстоит подобрать к ней ключ. "Независимая
газета" Продолжение статьи в следующем выпуске рассылки.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
111111111111111111 | 1111111111111 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ведущий
рассылки - Максуд Рахматуллаев |
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||