Как я уже писал в блоге, я недавно открыл себе Индивидуальный Инвестиционный Счет (ИИС). С учетом того, что тема ИИС сейчас интересует очень многих, я планирую написать об этом подробнее.
При этом заранее сделаю две оговорки.
Я не планирую заниматься ликбезом и пересказывать законодательство. Есть множество сайтов в интернете, где можно найти подробную информацию об ИИС. Есть, к примеру, ресурс про ИИС от Московской биржи, на котором все базовые вопросы неплохо изложены. Есть страничка про ИИС на сайте Московской биржи. Есть частные ресурсы на эту тему, например вот этот и вот
этот (я не имею к ним отношения, не знаю владельцев, и не несу ответственности за контент). Есть множество страничек на сайтах брокеров и управляющих, предлагающих данную услугу. Есть первоисточники в виде Статьи 10.3 Закона «О рынке ценных бумаг» и Статьи 219 Налогового Кодекса РФ. Наконец, Yandex и Google сейчас находят почти все. Поэтому, пожалуйста, прежде чем задать мне вопросы об ИИС общего характера, не поленитесь попытаться найти ответ самостоятельно, почитав эти или другие ресурсы.
Пожалуйста, не воспринимайте то, что я пишу, как рекламу Сбербанка. ИИС можно открыть у множества других участников рынка, и ничто не мешает вам выбрать другого брокера или управляющего для открытия ИИС. Сбербанк точно не является лучшим по всем параметрам, и о его недостатках мы еще отдельно поговорим. Вообще, понятие «лучший» здесь в принципе неуместно. Выбор брокера - задача очень сильно индивидуальная и зависит от ваших личных требований к брокеру. Критериев, по которым люди выбирают себе
брокера или управляющего, множество. Например, надежность, тарифы, качество сервиса, программное обеспечение, сопутствующие услуги, расположение отделений, наличие у вас счетов у других брокеров и управляющих и многое другое. Словом, выбирать брокера или управляющего нужно под свои личные задачи, и на этом тему «почему именно Сбербанк?» мы закроем.
Я просто расскажу о личном опыте и поделюсь некоторыми своими мыслями, которые ни в коем случае не является рекомендацией повторять мои действия и не могут рассматриваться в таком качестве.
Мне давно приходили письма с вопросами про Индивидуальный Инвестиционный Счет (ИИС), на которые я долгое время совершенно не хотел отвечать, поскольку «правила игры» в отношении этого инструмента до конца не определены, и, вероятно, еще будут уточняться в будущем.
(Напомню, ИИС стали доступны россиянам лишь с 2015 года, последние нормативные документы по ним принимались в конце декабря 2014 г., а на практике ощутить их преимущества можно будет не ранее 2016 г.)
Однако, сама идея меня заинтересовала. Прежде всего, тем, что недостатков этой затеи по сравнению с тем, что было до введения ИИС, я не вижу вообще.
Судите сами.
Решение о том, какого типа будет ваш ИИС, вы принимаете не при открытии, а позже, лишь к моменту получения налогового вычета, т.е. хоть перед самым выводом средств. Можно до поры до времени не пользоваться налоговыми вычетами, и до тех пор, пока вы ими не воспользовались, ваш ИИС работает как обычный брокерский счет (БС) или доверительное управление (ДУ), и если вы захотите в любой момент вывести свои средства, то вам никто и ничто не мешает это сделать.
До момента, пока вы не воспользовались налоговыми вычетами, ликвидность ИИС полностью соответствует ликвидности обычного брокерского счета. Вы можете в любой момент продать бумаги и вывести деньги со счета, уплатив НДФЛ как по обычному брокерскому счету. Т.е. если вдруг «запахнет жареным» (я этого не жду, но в жизни всякое бывает), то деньги с ИИС снимаются точно так же, как с обычного БС или ДУ, с уплатой НДФЛ.
Условия и тарифы брокерских услуг по ИИС ничем не отличаются от условий и тарифов обслуживания по обычному брокерского счета (уточнение: так в Сбербанке, как у других брокеров или управляющих – не знаю, рекомендую проверять самостоятельно). Поэтому с точки зрения стоимости, условий или качества обслуживания вы также ничего не теряете.
То есть минусов по сравнению с обычным БС или ДУ нет вообще никаких (если только брокерская или управляющая компания не захочет именно по ИИС ввести какие-то условия, ухудшающие условия их владельцев).
Зато вы приобретаете либо возможность получить от государства часть ранее уплаченных в виде НДФЛ налогов, либо возможность не платить НДФЛ с прибыли, которая образуется в результате ваших операций.
И есть еще одна причина открыть ИИС как можно раньше.
Дело в том, что тот самый трехлетний срок, после которого льготы начинают действовать, считается с даты заключения договора (а не с момента заведения на него денег, и не с момента первой сделки, как многие думают). Поэтому, как черно шутят в определенных кругах, «раньше сядешь – раньше выйдешь». Чем раньше откроешь ИИС, тем раньше пройдут три года, по истечении которых можно воспользоваться его преимуществами. А когда заводить на счет деньги, сколько заводить, и что с ними делать
– можно определиться позже. С этим вас никто не торопит.
В Москве открыть брокерский счет в Сбербанке можно лишь в четырех отделениях – ул. Вавилова, 19; ул. Якиманка, 18; ш. Энтузиастов, 14 и Савелкинский пр-д, 6 (последний адрес – в Зеленограде). Крупнейший российский банк со слоганом «Всегда рядом» в части брокерского обслуживания этому слогану, увы, совсем не соответствует.
Нужно сказать, что первая моя попытка открыть ИИС оказалась неудачной.
Приехав в офис на Якиманке, я столкнулся с тем, что услуга по открытию ИИС оказывается только по предварительной записи, и очередь на прием к специалистам по открытию счетов расписана на несколько дней вперед. В связи с чем меня записали в очередь на один из ближайших дней.
(тем, кто не хочет повторять моих ошибок, даю телефон брокерского обслуживания на Якиманке для предварительной записи: (499) 238-55-27)
А пока мне порекомендовали открыть «универсальный счет», номер которого необходим при открытии брокерского счета и ИИС.
Открыть «универсальный счет» можно в любом отделении Сбербанка, но, раз уж я оказался на Якиманке, я решил сделать это там же, в операционном зале. Отделение огромное и пустое, очередей нет, поэтому я получил талончик и сразу же был направлен к операционистке, занимающейся открытием счетов.
Дальнейшее меня, надо сказать, удивило. Признаюсь, я не ожидал от Сбербанка такого уровня автоматизации.
Девушка спросила, есть ли у меня с собой пластиковая карта Сбербанка (она у меня была, ранее открытая в другом отделении), и попросила вставить ее в кардридер и ввести ПИН. Мои данные считались с карты, после чего все мои реквизиты – ФИО, паспортные данные и т.д. были автоматически подставлены в договор, поэтому тратить время на ввод моих данных операционистке не пришлось. А ввод ПИНа по карте теперь рассматривается Сбербанком как аналог электронной подписи клиента. Поэтому оформление договора
заняло менее пары минут. С меня взяли 10 рублей за открытие счета и спросили, нужна ли мне сберкнижка.
Я решил «пусть будет», и тут чудеса автоматизации резко дали сбой. При попытке распечатать реквизиты на сберкнижке принтер сломался, успев при этом помять сберкнижку и запачкать ее тонером. Девушка не растерялась, и стала заполнять сберкнижку от руки. Но ручка по тонеру писать упорно отказывалась, :) и девушка потратила немало сил, чтобы все-таки вписать в сберкнижку мои реквизиты.