С.С.:
Еще один отрывок из книги Елены Красавиной «Дети и деньги. Растим миллионера» (в соавторстве с детским психологом Еленой Бродниковой), посвященный детским «карманным» деньгам.
* * *
К сожалению, во многих семьях процесс выдачи ребенку денег не поддается никакому контролю.
«Мам, у меня крем кончился, дашь денежку?»
«Пап, мы тут с ребятами после школы в компьютерный клуб собрались зайти, подкинь денег, а?»
Как отреагируют на подобные просьбы родители? Это будет зависеть от множества факторов, начиная с наличия финансов в кармане и заканчивая настроением.
Получается, что родители в одинаковых ситуациях могут повести себя абсолютно по-разному!
В один день дадут денег, не вдаваясь в подробности. В другой откажут, прочитав нотацию. Самое главное, что и в том, и в другом случае они сами зачастую не будут уверены, что поступают правильно.
Если дали, то почему? Если отказали, то почему? И как же все-таки поступить в следующий раз, когда ребенок опять попросит денег?
Что в результате?
Каждый раз родители тратят время и нервы в поисках ответа на один и тот же вопрос: «Давать или не давать деньги ребенку?»
Каждый раз родители испытывают чувство неуверенности, что поступают правильно, дав деньги или отказав в выдаче.
Самое важное: ребенок ничему не учится! Он не учится управлять своими деньгами. Он не учится правильно ими распоряжаться. Он знает только то, что он в этом вопросе полностью зависит от родителей...
Хотя нет, неправда. Он учится! Он учится ловить подходящий момент, когда у мамы или папы хорошее настроение, чтобы попросить денег. Он учится преподносить просьбу так, чтобы родители на нее откликнулись. Он учится где-то что-то приукрашивать или добавлять серьезности, чтобы родителям было проще обосновать для самих себя — деньги своему чаду они отдают не зря.
Ребенок учится. Только вот учится он психологии, а не тому, как правильно управлять деньгами.
К сожалению, во взрослой жизни люди поступают именно так, как привыкли в детстве. А самый простой выход — прийти и попросить денег. У кого просить?
У тех же самых родителей.
В результате, многие родители до конца жизни вынуждены работать и помогать своим уже давно взрослым «птенцам», которые все никак не спешат «вылететь из гнезда».
У банка.
Только вот банк в отличие от родителей не будет таким бескорыстным.
В результате многие семьи вынуждены работать на оплату кредитов и долгов и писать финансовым советникам подобные письма:
«Здравствуйте, Елена. Мне 27 лет. У меня есть 3 кредита. Так в жизни получилось, что мне пришлось их взять. Я всегда справляюсь сам со своими проблемами, но в этом году первый раз почувствовал, что ничего не могу сделать.
Я просто стал меньше зарабатывать. У меня какое-то бессилие. Меня посещают мысли что-нибудь продать. У меня семья, дочь. Но я не хочу терять все, что у меня появилось в этой жизни. Скажите, пожалуйста, что мне делать?»
Где же выход?
Последовательно и планомерно учить ребенка рассчитывать свои собственные деньги!
«Так, скоро день рождение Вовки — надо бы подумать, что ему подарить. А еще третья часть моей любимой стрелялки вышла. Купить, что ли? Тогда на кафешку не хватит, а я Маринке обещал ее сводить...»
Эти мысли — точная миниатюрная копия того, как мы распределяем свои доходы будучи взрослыми.
Какой вывод напрашивается? Абсолютно логичный: для того чтобы ребенок учился распределять свои деньги, совершенно необходимо, чтобы у него эти самые деньги были!
Вот только какие у ребенка могут быть источники дохода?
На минуту отвлечемся от мира детского и обратим свой взор на мир взрослый. Откуда мы с вами получаем свои деньги?
Наверняка первое, что приходит всем на ум, - зарплата.
Следовательно, с нее и начнем. Только вот название для детского мира будет немного другим – карманные деньги.
Елена (г. Владимир):
«Нам с сестрой карманные деньги не выдавали. Мы получали только деньги на завтрак в школе, 20 копеек. На них можно было купить котлету с хлебом и чай. Но иногда мы с одноклассниками ходили в магазин и покупали там курагу или грецкие орехи.
Однажды нам с сестрой дали деньги — мы должны были что-то купить в городе. Мы это купили (что, совершенно не помню) и по пути домой зашли в кондитерскую, просто так, без цели. У нас ведь была сдача! И мы там увидели пирожные — в виде лебедей с длинными шеями... Мы не удержались, купили одно пирожное на двоих. Какое же оно было вкусное, может быть, самое вкусное в жизни!
А потом нас ругали. Было жутко стыдно и обидно за несправедливость наказания. И тогда я поняла, что у моего сына всегда будут деньги, хотя бы немного, на такие вот удовольствия».
Приняв решение обучать ребенка азам финансовой грамотности, начав выдавать ему карманные деньги, родители неминуемо столкнутся со следующими вопросами:
Когда давать карманные деньги?
Сколько давать?
На что он должен их тратить?
* * *
C.C.:
Эти вопросы будут подробно рассмотрены на бесплатном вебинаре Елены Красавиной «Дети и деньги», который состоится 28 мая. Начало в 19:00. Для участия в вебинаре необходимо зарегистрироваться.