Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Инструменты для руководителя. Описания, примеры. Выпуск 47. Постановка задач. SMART-критерии


ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ. SMART-КРИТЕРИИ


Информация сегодня - один из важнейших стратегических, управленческих ресурсов, наряду с ресурсами - человеческими, финансовыми, материальными. Еще Майер Ротшильд сказал: "Кто владеет информацией - владеет миром!" Еженедельные рассылки Тренинг-центра "Руководитель" - неоценимый источник полезной, популярной, интересной и актуальной информации.

Подписывайтесь на рассылки:

"Руководитель и организация. Статьи"

Успешными топ-менеджерами не рождаются. Прибыльные компании не появляются из воздуха. Изначально присутствует идея, но без правильной организации и управления идея вряд ли реализуется в прибыльный проект. Успешные руководители и те, кто хочет стать реальными лидерами — подписывайтесь! В статьях этой рассылки приводятся реальные примеры из жизни организаций: технология управления, психология управления, изменения в организации, психология руководителя и подчиненных, роль руководителя при проведении изменений в компании и многое другое.

"Золотые правила успешного бизнеса"

Все гениальное просто. Самая, казалось бы, простая идея часто превращается в "Золотое правило", и человек неминуемо добивается успеха. Хотите стать успешным – подписывайтесь! Ведь возможно, именно эти правила помогут вам построить дорогу к цели. Здесь собраны правила, подтвержденные примерами из жизни выдающихся бизнесменов. Источники примеров – книги, статьи, личные встречи автора.


ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ. SMART-КРИТЕРИИ

Есть такой старый анекдот: "В целях усиления борьбы с вредителями Министерство сельского хозяйства Китая объявило, что за каждую сданную саранчу будет выплачен 1 юань. Теперь все крестьяне разводят саранчу..."

Чтобы избежать ситуаций, в которых сотрудники могут неправильно трактовать поставленные перед ними задачи, необходимо научиться правильно их формулировать. Умение ставить четкие, практические цели и задачи своим сотрудникам – это одна из основных базовых компетенций эффективного руководителя.

Что такое цель? Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть; назначение, смысл предпринимаемых действий; желаемое на данный момент состояние какого-либо проекта в результате выполненной работы. Как необходимо ставить цели, чтобы они были достигнуты и с тем результатом, который вам необходим? Цели должны быть умными. Что это означает? В практике управления существуют так называемые SMART-критерии, которым должны соответствовать цели. SMART – это аббревиатура, образованная первыми буквами английских слов:

  • конкретный (Specific);
  • измеримый (Measurable);
  • достижимый (Attainable);
  • релевантный (Relevant);
  • соотносимый с конкретным сроком (Time-bounded).

Само слово "smart" в переводе на русский и означает "умный". Таким образом, правильная постановка цели означает, что цель является конкретной, измеримой, достижимой, значимой и соотносится с конкретным сроком.

Рассмотрим подробнее каждый из обозначенных критериев и посмотрим, что подразумевает постановка SMART-целей на практике.

Конкретность. Ставя сотруднику задачу, прежде всего нужно задать себе вопрос: что вы хотите получить в результате ее выполнения? Чтобы не получилось расхождений в понимании основной задачи у вас и вашего сотрудника, необходима обратная связь: нужно убедиться, правильно ли сотрудник понял поставленную перед ним задачу.

Измеримость. Измеримость цели предполагает наличие критериев (измерителей), которые позволили бы определить, достигнута ли поставленная цель и в какой степени. Если нет измерителей, очень сложно оценить результаты проделанной работы и объективно контролировать процесс.

Достижимость. При постановке задач вам необходимо учитывать профессиональные возможности и личностные качества своих сотрудников, то есть ответить на вопрос: как удержать баланс между напряженностью работы и достижимостью результата. В этом поможет механизм установки планки целей. Суть его заключается в том, чтобы ставить цели сотрудникам соответствующие их опыту и индивидуальным особенностям. При этом должна не занижаться планка, и сохранялся достаточно интенсивный ритм работы. В ситуации, когда необходимо повысить общие показатели работы коллектива, к сотруднику, имеющему и без того высокие результаты, и к сотруднику, который едва поспевает выполнять имеющиеся нормы, нужен разный подход. То же можно сказать и в отношении новых сотрудников и сотрудников, которые уже давно работают в компании.

Релевантность (соответствие). Цель должна соответствовать целям организации, помогать реализовывать цели компании, не идти вразрез с ее деятельностью. Важно понимать, какой вклад решение конкретной задачи внесет в достижение глобальных стратегических задач компании. В постановке значимой цели поможет следующий вопрос: Какие выгоды принесет компании решение поставленной задачи? Если при выполнении цели в целом компания не получит выгоды — такая цель считается бесполезной и означает пустую трату ресурсов компании.

Сроки. Цель по SMART должна быть ограничена по выполнению во времени, а значит должен быть определен финальный срок, превышение которого говорит о невыполнении цели. Установление временных рамок и границ для выполнения цели позволяет сделать процесс управления контролируемым. При этом временные рамки должны быть определены с учетом возможности достижения цели в установленные сроки.


Дорогие читатели!

Буду очень признателен за вопросы и за примеры из личного опыта. Пишите!

Автор рассылки оставляет за собой право публиковать полученные письма в открытых источниках со ссылкой на автора письма. Если Вы не хотите, чтобы письмо или Ваши данные были опубликованы, пожалуйста, укажите это в тексте письма.

Архив рассылки находится здесь.


С уважением,

Владимир Зюзько.

Тренинг-центр «Руководитель» www.trening-ru.ru

Бизнес-консалтинг, тренинги для руководителей, коучинг.




В избранное