Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Цены как на ладони


Свой Бизнес: идеи, советы, секреты

Полезная рассылка


Цены как на ладони


Одно из условий свободной конкуренции – свободный доступ к информации. Раньше покупатели, приходившие в магазин, фактически находились в информационном вакууме; они не знали, сколько тот же товар стоит в другом магазине, сколько они переплачивают. С появлением мобильного интернета появилась возможность сравнивать цены, находясь где угодно, но без специального инструмента делать это не очень удобно. Приложение «Ценометр», созданное пензенской компанией Flysoft, делает процесс сравнения предельно легким: пользователю достаточно «просканировать» камерой смартфона штрих-код товара, и программа моментально сообщит, сколько данный товар стоит в других местах.

Семь лет назад студент-второкурсник Пензенского государственного университета Владимир Закоулов вместе с двумя одногруппниками основал компанию Flysoft, которая специализировалась на разработке игр и других развлекательных приложений для мобильной платформы Java (самый известный продукт – SMS-Box). После 2008 года на этом рынке начался спад, и молодые предприниматели обратили внимание на растущее направление мобильной коммерции.

Концепция «Ценометра» позаимствована на Западе. В США аналогичный сервис ShopSavvy имеет аудиторию 10,5 млн. пользователей. Компания RedLaser, принадлежащая eBay, заявила о 9 млн. скачиваний своего приложения. В Европе популярность подобных сервисов тоже растет (например, в Германии зарегистрировано 3,75 млн. пользователей). Кстати, крупнейший ритейлер Walmart в отчете для инвесторов упоминает мобильные приложения для считывания штрих-кодов в числе рисков для своего бизнеса. А в Австралии одна из сетей магазинов одежды ввела залог за примерку: если клиент после примерки ничего не покупает, то залог остается в магазине. Это своеобразный ответ на новый тренд: стало слишком много людей, которые приходят в магазин лишь для того, чтобы примерять вещи, а покупают их потом в интернете.

Решение о запуске проекта «Ценометр» Закоулов и его компаньоны приняли в ноябре 2010 года, а буквально на следующий день прочитали в новостях о появлении приложения «Яндекс.Маркет» для платформы Android с возможностью считывания штрих-кодов. Несмотря на неожиданное появление грозного конкурента (месячная аудитория «Яндекс.Маркета» - около 9 млн. человек), владельцы Flysoft не стали сворачивать проект. «Мы рассуждали так: во-первых, в приложении «Яндекса» будут данные только от партнеров системы «Яндек.Маркет». Во-вторых, этот сервис позиционируется как система для углубленного изучения товара, его свойств, похожих предложений на рынке. Люди привыкли пользоваться этим сервисом, сидя дома», - говорит Владимир Закоулов. Flysoft сфокусировалась именно на тех потребителях, которые выбирают товар, находясь в стенах магазина. В России на долю интернет-торговли приходится лишь 1% от общего оборота розницы, и Закоулов полагает, что в ближайшие пять-десять лет большая часть решений о покупке будет по-прежнему приниматься непосредственно в магазинах. Поэтому инструмент, позволяющий в стенах магазина сделать правильный выбор, будет востребован.

Разработка первой версии «Ценометра» заняла полтора месяца. В середине января 2011 года приложение появилось в App Store. Информацию о ценах «Ценометр» ищет в собственной базе данных, которая наполняется партнерами Flysoft. Забавно, что пока партнеров было мало, часть информации бралась из онлайн-каталога «Яндекс.Маркет». И даже собственное приложение «Яндекс.Маркет» для iPhone, которое появилось в App Store на два месяца позже «Ценометра» не пошатнуло лидерские позиции детища Flysoft. «Мы первыми закрепились в сознании российских пользователей как продукт для сканирования штрих-кодов и теперь находимся выше в рейтинге App Store, - отмечает Закоулов. - А раз мы выше, то у нас быстрее растет аудитория». За первые восемь месяцев приложение скачали 200 тыс. человек. Из них 40 тыс. пользуются «Ценометром» ежемесячно (сканируют хотя бы один штрих-код в месяц). «На нынешнем этапе очень сильно работает «сарафанное радио», - говорит Закоулов. - Если человек видел такую вещь у друга, то при покупке iPhone она всплывает в голове одной из первых: вот сейчас поставлю приложение и покажу, до чего дошла техника. «Вау-эффект» помогает продвижению».

Зарабатывать пока удается лишь на некоторых категориях товаров – фототоварах, бытовой технике, потребительской электронике. Закоулов отмечает, что это те же категории, на которых зарабатывает и «Яндекс.Маркет»: именно эти товары люди привыкли покупать в интернете. Многие ритейлеры, торгующие товарами других категорий, боятся делать свою ценовую политику полностью прозрачной, и их приходится завлекать бесплатностью сервиса. «Мы продолжим так работать и тогда, когда будем монетизироваться всеми возможными способами, - говорит Закоулов. - Для части товарных категорий не будем брать деньги за размещение с ритейлеров, а будем зарабатывать на контекстной рекламе. Например, человек сканирует товар одного брэнда, а другой производитель может показать свой аналогичный товар и рассказать о нем. У нас запрещена сравнительная реклама в прямом виде, но в таком косвенном виде она вполне может быть эффективна».

Журнал Свой Бизнес

В избранное