Первая причина (раньше бизнеса не было, и тренеры, соответственно, были просто не нужны) - потому эта причина и первая, что могло бы быть вполне достаточно уже только этого. Но есть и вторая причина, которую не стоит забывать и сегодня. Разбереся...
Когда обществу более остро нужны религии, астрологи, провидцы и прорицатели будущего? В годы стабильности или в проклятые годы перемен? Разумеется, в годы перемен, в годы надломов и кризисов. Тотальная и стремительная коммерциализация общества, уничтожившая тленный застой, и выбросившая в жесткую жизнь привыкших к тепличным условиям граждан, призвала в конце восьмидесятых своих новых глашатаев - родившемуся предпринимательству и бизнесу понадобились собственные шаманы.
Я пишу это не в каком-то осуждающем ключе. Сам ведь тренер... Но такое открытие толкает к интересным выводам.
Катаклизмы не всегда имеют глобальный характер. Иногда они остро локальны - то есть происходят в одной конкретно взятой фирме. Так вот и в таком случае тоже иногда полезны шаманы. А это значит, что, готовя фирменные потрясения, стоит заранее думать и о тех, кому мы в смутные времена вручим бубен нашего племени.
Даже незначительные по мастштабу потрясения могут быть преодолены значительно легче, если вместе с планом новаций мы приготовим и сценарии объединящих бесед у вечернего фирменного костра, и легенды-отмазки, оправдывающие необходимость "немного потерпеть", и гимны выживания, и фольклор, напоминающий о прежних победах.