Иногда во время подготовки программы для грядущего тренинга заказчик взволнованно предупреждает:
- Обязательно надо учесть, что эта группа - очень опытные переговорщики, каждый очень много учился, у каждого за спиной множество тренингов!
И каждый раз уже во время программы мы вынуждены убедиться, что и эта группа не умеет слушать, не умеет работать с полученной информацией, не умеет помнить, защищаться, спрашивать, не умеет, не умеет, не умеет...
Я готовлю по-настоящему сложную программу, но оставляю резервные блоки и закладываю временные ресурсы, ибо знаю - нам придется вести разговор и о гораздо более примитивных вещах.
Не удивительно то, что VIP-переговорщики являются по-настоящему уважаемыми персонами - просто это тот самый "общий уровень" мастерства нашего коммерческого общения. Да, это горько, но это "мастерство" - наинизшего сорта. Тот, кто умеет хоть что-то, - он уже на голову выше всех остальных. Однако удивительно иное - почему не растет общий профессиональный уровень?
Или это наследие наменклатурных времен, или это влияние субкультуры безграмотных нуворишей?
Интересная деталь: при остром недостатке профессиональных переговорщиков мы имеем огромное число великолепных рассказчиков, которые демонстрируют настоящее мастерство, но не в переговорах, а в пересказе блистательных баек. Мы не диалогичны, однако очень монологичны.
Я начал работу над VIP-азбукой для переговорщиков. Именно так, это не банальная азбука, не первый учебник, и - не курс для высоких профессионалов. Это именно наипростейшее пособие для тех, кого считают высокими профи.