Участники тренинга во время разговора на перерыве опять удивили разговором о наиболее распространенном мифическом стереотипе о американских подходах к продажам. И в этот раз побасенки, как быстро выяснилось, тоже были эхом перепевов "какого-то тренера". Будто бы этот тренер сказал, что американцы выстраивают для торговых представителей непоколебимые сценарии, которых за любую цену и при любых обстоятельствах держатся буквально зубами.
В этот раз я был вынужден переспросить, не по фамилии ль Задорнов тот тренер? Ведь известный шутник-шовинист является поклонником именно темы "все американцы идиоты".
Когда-то я имел собственную гипотезу о возникновении этого глупого и извращенного взгляда на торговые принципы Америки. Ведь именно туда попадали на стажировку бизнес-тренеры первой постсоветской волны. Бывшие комсомольцы и психологи получили краткосрочное обучение в коммерческих учебных заведениях Соединенных Штатов, вернулись и начали извращенную демонстрацию зарубежного опыта продаж.
Но их образование было, вероятно, слишком краткосрочным. Как когда-то за неделю по принципу "взлет-посадка" готовили во время войны пилотов, так на скорую руку и накрутили бедолаг-стажеров - раскрасили схемами, накачали шаблонами, натолкали упрощенными и обобщенными принципами.
Настоящие американские продажи никогда не игнорировали персону клиента: они были и есть гибкими и глубоко персонализированными. В защиту представителей этой торговой нации мне всегда доводится советовать читать и Котлера с Карнеги, и Маккея с Беттджером, и (обязательно!) - Деревицкого...