Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Создаем и развиваем Свое Дело.


Создаем и развиваем Cвое Дело

Наша миссия: "Каждому человеку - Своё Дело!"


Где, за сколько и как именно купить себе бизнес?

Почти каждый инвестор мечтает вложить деньги так, чтобы потом вспоминать о них только при получении дивидендов. Стать владельцем готового бизнеса и не заниматься его управлением сложно, но можно. Случается и так, что бизнес покупается с целью не столько вложить деньги в доходное предприятие, а чтобы им непосредственно заниматься. Но мы разберём случай, когда инвестор не горит желанием рулить и управлять.

На все готовенькое быстренько и простенько.

Для создания собственного бизнеса требуется немало денег и старания. Более того, без обширных познаний и опыта в соответствующей области деятельности риски могут быть слишком велики и неоправданны. Если времени и квалификации не хватает, инвесторы все чаще обращают внимание на действующие компании, выставленные на продажу. Например, на площадке "Бизторг" как-то одновременно было предложено к продаже сразу 63 торговых предприятия (в основном магазины), 22 салона красоты, 18 ресторанов, кафе и баров. Нижняя планка цен на готовый бизнес начинается от 3 тысяч евро, но для большинства компаний, которые продаются публично, она находится в диапазоне 50-300 тысяч евро.

Рынок готовых бизнесов начал активно развиваться в 2001 году. По оценкам специалистов, в 2002-2003 годах его ежемесячный прирост составлял 10% (см. "Финанс." № 13, 2004 г.). К 2006-му году (дата публикации статьи) темпы роста замедлились, но все равно дают фору многим отраслям. В 2004 году на портале "Инвестмаркет" было выставлено около 4300 оригинальных предложений, а в 2005-м эта цифра увеличилась до 5000. Так что есть предположение, что с годами эта цифра будет только расти.

Вадим Самсонов, генеральный директор консалтинговой группы "Магазин готового бизнеса — Deloshop" рассказывает: "За последние 3-4 года риски при покупке действующих предприятий заметно снизились. Юридически продаваемые компании стали чище, и в целом экономическая деятельность — прозрачнее. Многие предприятия уже проходили процедуру продажи и всевозможные проверки, в т.ч. надзорными органами".

Сложности при взаимном поиске покупателей и продавцов такого неоднозначного товара привели к появлению на рынке большого количества развнообразных бизнес-брокеров. Они собирают предложения о покупке и продаже, проводят аудит и оценку выставленных на торги предприятий, оптимизируют переоформление покупки на нового собственника. В базе данных поисковой системы "Бизнес на продажу" можно найти ссылки на 29 таких брокерских компаний. На сайте "Магазина готового бизнеса — Deloshop" общий список фирм, предоставляющих услуги продавцам и покупателям бизнесов, насчитывает уже более 140 пунктов.

Большие, но по пять. Но очень большие.

Предприятия, которые могут самостоятельно работать без активного управляющего участия собственника, привлекают многих инвесторов. Сергей Тушевский, генеральный директор компании "Магазин инвестиций" считает, что: "Почти все покупатели стремятся к тому, чтобы вкладывать только деньги. Но в малом и среднем бизнесе трудно себе представить такое предприятие, чтобы собственник не занимался его управлением".

Независимо от размера компании, если человек не хочет потерять бизнес, то полностью самоустраняться от управления и контроля нельзя. Однако минимизировать свое участие можно. Игорь Веретенников, эксперт по слияниям и поглощениям инвестиционного холдинга "Финам", дает такой рецепт: "Во-первых, надо выбрать отрасль, где управление предприятием более формализованно. Во-вторых, оценить, насколько действующая команда менеджеров способна поддерживать и развивать бизнес без непосредственного участия собственника. Возможно, стоит нанять консультанта, который проанализирует структуру компании, бизнес-процессы и оценит потребность введения дополнительных корпоративных процедур".

Скорее всего придется сразу отказаться от покупки бизнеса в таких сегментах, как сервис и услуги: как показывает опыт, здесь не обойтись без компетентного в вопросах управления собственника. Большинство экспертов рекомендуют выбирать производственные предприятия и желательно определенного масштаба. Вадим Самсонов ("Магазин готового бизнеса — Deloshop") поясняет: "Ожидать устойчивой работы скорее можно от среднего или даже крупного бизнеса. Полагаю, что нужно обратить внимание на производства стоимостью от миллиона евро и выше". В отличие от небольших предприятий, которые появляются в продаже по нескольку тысяч в год, указанным требованиям по профилю и размеру соответствует гораздо меньше компаний. Но все равно выбрать есть из чего: по словам Вадима Самсонова, за 2005 год в "Магазин готового бизнеса — Deloshop" поступило 123 соответствующих предложения по Москве, а с учетом регионов — 214.

Игорь Веретенников ("Финам") добавляет: "Я думаю, что устойчиво работать без вмешательства собственника могут различные интернет-проекты, которые существуют достаточное количество времени. Что касается производственных компаний, то для инвестора желательно подобрать производство, где не менее 50% стоимости бизнеса составляют основные фонды или другие материальные активы, отслеживать движение которых не представляет большого труда".

Чем крупнее предприятие, тем меньше оно зависит от действий отдельно взятого менеджера и, значит, окажется более устойчивым при смене собственника или руководителя. Однако при обсуждении условий покупки желательно внести условие, что ключевые кадры останутся на своих местах, так как часто именно на них держится компания. Как правило, у предприятий стоимостью выше 5 миллионов евро уже налажены корпоративная система управления, бюджетирование, поставлен управленческий учет. Для нового собственника в таких компаниях управленческие риски ниже. По оценкам Игоря Веретенникова, в течение 2005 года состоялось несколько десятков сделок с производственными предприятиями такой стоимости.

Затраты времени на управление действительно могут оказаться минимальными. Игорь Веретенников рассказывает: "У нас есть пример сделки, когда инвесторы приобрели 55% акций литейного производства. Деятельность организована таким образом, что собственники могут появляться лишь несколько раз в месяц, ознакомиться с результатами работы и принять необходимые решения в ходе совета директоров".

Но инвестиции такого размера могут себе позволить далеко не многие частные инвесторы. Определенную часть составляют предприниматели, которые меняют сферу деятельности, или топ-менеджеры, отошедшие от дел, — такие покупатели обычно сами стремятся встать во главе купленной компании. Однако остается еще сегмент крупных инвесторов — у них уже есть средства, размещенные в доверительном управлении, паевых фондах, недвижимости и теперь они ищут новые инструменты для инвестирования, диверсифицируют свои вложения. Таких покупателей как раз может привлечь возможность минимального участия в управлении.

Вложить меньше, работать больше

Если инвестор пока не готов к покупкам с семизначной стоимостью, отчаиваться не стоит, можно поискать подходящую компанию небольшого размера. Однако, как считают многие из опрошенных бизнес-брокеров, нужно иметь в виду, что доходность малого бизнеса выше, если он управляется непосредственно собственником.

Сергей Тушевский ("Магазин инвестиций") советует: "Полностью избавиться от управленческих функций в малом бизнесе невозможно, но если у вас есть возможность взять на себя финансовый контроль, то можно подобрать некоторые специфические виды деятельности. Например аптеки, где большая часть управленческой работы носит оперативный характер и выполняется наемным персоналом. Средняя стоимость действующей аптеки составляет сегодня около 60 000 евро.

Другой вид бизнеса, который часто встречается в продаже, это сети так называемых фотокиосков. С их помощью можно распечатать цифровые фотографии, пополнить счет на мобильном, загрузить на него мелодии или картинки. При этом сервисное обслуживание, замену расходных материалов и тому подобное берет на себя отдельная управляющая компания, а за собственником опять остается в первую очередь финансовый контроль. Стоимость одного киоска находится в диапазоне 6-13 тысяч евро.

Начиная поиск подходящего объекта для инвестиций, можно действовать двумя путями: самостоятельно или через брокеров. В первом случае экономятся деньги, во втором снижаются риски. Игорь Веретенников считает, что :"Чем крупнее бизнес, тем реже он продается публично. Если говорить о компаниях стоимостью в несколько миллионов евро, то информация об их покупке обычно появляется уже после завершения сделки". Собственники крупных предприятий редко выставляют свое детище на продажу, предпочитая разыскивать покупателя конфиденциально. Поэтому, если у инвестора нет обширных связей в интересующей его отрасли, посредники могут стать единственным шансом.

У готовых бизнесов, которые не требуют заметного участия собственника в управлении, есть по крайней мере одна альтернатива — это фонды прямых инвестиций. Но их в России пока совсем немного.

По материалам статьи "Владеть — не править" в журнале "Финанс.", 2006 г.





Алексей Ус, www.delo.us-in.net, alexey_us@mail.ru


В избранное