Всем нам доводилось сталкиваться с исключительно компетентными людьми, которым неисправимые на первый взгляд недостатки мешают добиться значительных успехов.
Один взваливает на себя слишком много работы, другой находит негативные стороны в любой предложенной перемене, а третий расталкивает всех на своем пути.
Обладатель такой "дурной привычки", или деструктивной модели поведения, в лучшем случае выстраивает для себя "стеклянный потолок", который ограничивает его продвижение наверх и уменьшает вклад, вносимый им в общее дело; в худшем - попросту ломает свою карьеру.
По меткому выражению одного топ-менеджера, эти люди "на 95% гении, на 5% чудовища".
Можно ли победить "чудовище" и освободить "гения"?
Эксперты выделяют 12 моделей поведения, или привычек, отрицательно влияющих на развитие карьеры.
Шесть из них оставляют руководителю реальные шансы на то, чтобы помочь сотруднику справиться с ними, помочь вашим лучшим специалистам максимально реализовать свои возможности. Перечислим их:
Герой - постоянно взваливает на себя и, соответственно, на своих подчиненных непосильную ношу;
Меритократ - считает, что оптимальное решение должно основываться на объективных показателях, и не желает учитывать присутствующие в большинстве случаев субъективные факторы;
Бульдозер - в стремлении приблизиться к вершинам власти идет по головам окружающих;
Пессимист - выискивает недостатки в любых предполагаемых нововведениях, фокусируется на том, что может пойти не так, вместо того чтобы подумать о плюсах планируемых перемен;
Бунтарь - неустанно борется против всяческих правил и авторитетов;
Честолюбец - пытается в нереальные сроки добиться нереальных результатов (желает научиться бегать раньше, чем ходить).
Когда руководитель помогает подчиненным разбивать созданные ими самими "стеклянные потолки", в выигрыше оказываются все: и человек, который учится полностью использовать свой потенциал, и организация в целом.
Безусловно, такая помощь требует от руководителя немало времени и сил, но и отдача от этих вложений будет колоссальной.
Экономика, основанная на знаниях, заставляет руководителей становиться в какой-то мере психологами, чтобы полностью использовать потенциал своих подчиненных.
От вас не требуется решать глубинные психологические проблемы ваших сотрудников; не следует даже пытаться делать это.
Как руководителя вас волнуют действия подчиненных и результаты, к которым они приводят.
Хотя предложенные нами методы не гарантируют стопроцентного успеха (некоторые просто не желают меняться, другие уже слишком испортили свою репутацию в компании, чтобы им можно было помочь), они, тем не менее, достаточно эффективны для многих людей.
Воспользовавшись ими, вы сможете превратить своих "одаренных чудовищ" в блистательных работников, что принесет пользу как им самим, так и компании в целом.