В этом выпуске
публикуется продолжение отрывка из книги, написанной в
Эстонии коллективом авторов под
руководством Сергея Демьянова
Двойная бухгалтерия
с картинками
(публикуется с
разрешения авторов)
История бухгалтерии насчитывает века, хотя первое описание ее было только в пятнадцатом веке.. За такое долгое время все названия возможного фирменного имущества унифицировались во всех многоцветных вариантах, также как и наименования тех, кому фирма должна была бы отдать деньги, если бы надумала закрываться и если бы ... (смотри определение выше). Унифицированные и систематизированные названия строк (в бухгалтерии они называются статьями) перечня используют под кодовым названием
ПЛАНА СЧЕТОВ (о нем подробнее поговорим позже).
Итак, у нас есть владелец, у него есть фирма, фирма сама по себе является юридическим лицом (об этом позже), и фирма провернула безобидную операцию: купила компьютеры за 15 000, а продала за 25 000. Что же мы при этом имеем? Разумеется, деньги на счету - уже не 40 первоначальных тысяч, а 40 000 - 15 000 (сначала заплатили за купленные) + 25 000 (получили деньги за проданные) = 50 000. Теперь, если мы, согласно вышеприведенной формулировке, станем закрывать нашу фирму, то 40 000, естественно, отдадим владельцу. А куда девать лишние 10 000? Конечно, тоже ему же и отдадим. По смыслу, эти 10 000 - это прибыль от нашей торговой операции. Как же это записать в балансе? А так и записать, как чувствуем и как подсказывает здравый смысл - как прибыль, полученную от деятельности, которую (прибыль)
следует в случае закрытия фирмы отдать владельцу,. То есть. Прибыль - это право собственника получить деньги (если, согласно формулировке, надумаем фирму закрывать и т.д....), выраженное в деньгах и записанное в ПАССИВЕ, где записано, кому отдаем деньги. Слово прибыль означает - деньги отдаем собственникам. А если собственник не один, то пропорционально номиналу имеющихся у него паев (или акций) - это рассмотрим позже.
Как же это все отражается в бухгалтерии?
Рассмотрим по порядку. Купили компьютеры для продажи, баланс изменился, мы заплатили деньги, но у нас появилось имущество для продажи, т.е. товар. Наше материальное положение не изменилось, как было имущества на 40 000, так столько его и осталось, но уже в виде денег и товара.
АКТИВЫ ПАССИВЫ
Деньги 25 000 (40 000-15 000) Паевой капитал 40 000
Товар для продажи 15 000
Итого активов: 40 000 Итого пассивов: 40 000
А теперь товар (компьютеры) продали и деньги сразу же получили. Тут уж наше материальное положение изменилось в довольно приятную для нас сторону. И мы, конечно, можем составить немедленно баланс, подсчитав в уме сумму прибыли. Но. Легко в уме отнять от двадцати пяти пятнадцать. А если сумма будет позаковыристей, да не одна, неужели каждый раз на бумажке подсчитывать?
Ничего подобного! Неотъемлемой частью любого баланса является отчет о прибыли.
И если баланс - перечень нашего имущества на какую-то дату, то отчет о прибыли - перечень нашей деятельности (запись доходов и расходов) за какой-то период, но - к моменту составления баланса, неотъемлемой частью которого этот отчет о прибыли и является.
Составляем отчет о прибыли.
Доходов 25 000 (на эту сумму мы выставим покупателю счет и эту сумму получим в кассу или на банковский счет).
Расходов 15 000 (а в расходы мы запишем товар, ведь его у нас больше нет, он ушел к покупателю, мы вместо него получили деньги. Это довольно сложная операция, но призовем здравый смысл: если мы что-то купили, а затем продали, наш навар - разница между ценой продажи и покупки, при этом определенная сумма была в обороте - на нее купили, а затем она к нам вернулась, принеся прибыль).
Прибыль 10 000, которую мы и запишем в пассивах, а почему - объяснялось выше.
АКТИВЫ ПАССИВЫ
Деньги 50 000 (25 000+25 000) Паевой капитал 40 000
Товар для продажи 0 (нет его, продали) Прибыль 10 000
Итого активов: 50 000 Итого пассивов: 50 000
Есть еще один, приятный уху собственника термин - собственныйкапитал (owners’ equity), проще говоря, сколько причитается собственнику, если мы надумаем фирму закрывать .... и т.д., см. выше. И мывидим, чему он равен в нашем балансе - Паевой капитал плюс Прибыль. Таким образом, мы должны будем отдать собственникам в случае, если надумаем ликвидировать фирму (при этом предполагаем, что никаких других расходов или доходов у нас не возникает), не паевой капитал плюс прибыль (это самая типичная и распространенная ошибка начинающих бухгалтеров), а деньги в размере паевого капитала плюс прибыль. ПРИБЫЛИ НЕТ, ЕСТЬ ЗАПИСЬ, что мы должны отдать собственникам, в случае, если надумаем закрывать фирму и все наше имущество продадим за суммы, указанные в активах баланса (потому что перечень имущества, как мы помним, у нас в активах). Поясним эту мысль нагляднее. Вернемся к последнему балансу и предположим, что на все имеющиеся
у нас деньги мы покупаем, например, машину для перевозки мебели (займемся частным извозом). Что происходит в балансе?
АКТИВЫ ПАССИВЫ
Деньги 0 Паевой капитал 40 000
Основное имущество 50 000 Прибыль 10 000
Итого активов: 50 000 Итого пассивов: 50 000
Пояснение: имущество, срок службы которого более года, называют основным (plant assets, fixed assets).
Теперь перед нами классическая ситуация, перед нами текст вопля, испускаемого ежегодно миллионнами собственников и директоров:
почему прибыль есть, а денег нет!!?
Если вы это поняли, то вы поняли самую суть бухгалтерского учета, если нет - перечитайте еще раз эту главу.
(продолжение
следует)
После первой
публикации отрывка ко мне пришел ряд писем
с вопросом где купить эту книгу. Пока не
знаю. Думаю, Елена Демьянова, один из
соавторов книги, приславшая публикуемый текст, сообщит об этом. Я же,
в свою очередь, обязательно поделюсь этим
знанием с читателями.
Школа Своего Дела
Попытка
добиться успеха, копируя других,
обречена...
Каждая книга об успехе (в
науке, искусстве или бизнесе) говорит о
том, что успеха можно добиться только с
помощью новых идей. Тем не менее, с
упорством, достойным лучшего
применения, снова и снова, делаются
попытки добиться успеха, копируя
других. Но где искать эти новые идеи?
Если вы о них где-то прочитали, значит,
это уже не новые идеи, значит автор не
вы, а вы уже опоздали. Ответ прост. Новые
идеи нужно придумывать самому. И все.
Читатель, наверно, просто обалдел от
новизны вывода. Вот это открытие! Но
сейчас мы вас все-таки удивим.
Бизнес
придумали мы?
Нет, бизнес придумали на
Западе, значит, мы уже опоздали! Ведь
скажите честно, бизнес обладает
множеством недостатков. Так давайте
изобретем что-нибудь получше.
Секрет
успеха в жизни (а не в бизнесе) лежит в
том...
Нужно придумать
альтернативу бизнесу, и тогда не мы
будем кого-то догонять, а Западу
придется догонять нас. На наш взгляд,
секрет успеха в жизни (а не в бизнесе)
лежит в том, чтобы никого не копировать,
а создать свое собственное, уникальное
Дело. Помочь понять, что есть ваше Дело
в жизни, и затем материализовать его - и
есть задача, которую ставит перед собой
Школа Своего Дела.