Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Язык бизнеса

  Все выпуски  

Язык бизнеса


Информационный Канал Subscribe.Ru

10.07.2002

В этом выпуске публикуется продолжение отрывка из книги, написанной в Эстонии коллективом авторов под руководством Сергея Демьянова

Двойная бухгалтерия с картинками

(публикуется с разрешения авторов)

История бухгалтерии насчитывает века, хотя первое описание ее было только в пятнадцатом веке.. За такое долгое время все названия возможного фирменного имущества унифицировались во всех многоцветных вариантах, также как и наименования тех, кому фирма должна была бы отдать деньги, если бы надумала закрываться и если бы ... (смотри определение выше). Унифицированные и систематизированные названия строк (в бухгалтерии они называются статьями) перечня используют под кодовым названием ПЛАНА СЧЕТОВ (о нем подробнее поговорим позже).

Итак, у нас есть владелец, у него есть фирма, фирма сама по себе является юридическим лицом (об этом позже), и фирма провернула безобидную операцию: купила компьютеры за 15 000, а продала за 25 000. Что же мы при этом имеем? Разумеется, деньги на счету - уже не 40 первоначальных тысяч, а 40 000 - 15 000 (сначала заплатили за купленные) + 25 000 (получили деньги за проданные) = 50 000. Теперь, если мы, согласно вышеприведенной формулировке, станем закрывать нашу фирму, то 40 000, естественно, отдадим владельцу. А куда девать лишние 10 000? Конечно, тоже ему же и отдадим. По смыслу, эти 10 000 - это прибыль от нашей торговой операции. Как же это записать в балансе? А так и записать, как чувствуем и как подсказывает здравый смысл - как прибыль, полученную от деятельности, которую (прибыль) следует в случае закрытия фирмы отдать владельцу,. То есть. Прибыль - это право собственника получить деньги (если, согласно формулировке, надумаем фирму закрывать и т.д....), выраженное в деньгах и записанное в ПАССИВЕ, где записано, кому отдаем деньги. Слово прибыль означает - деньги отдаем собственникам. А если собственник не один, то пропорционально номиналу имеющихся у него паев (или акций) - это рассмотрим позже.

Как же это все отражается в бухгалтерии?

Рассмотрим по порядку. Купили компьютеры для продажи, баланс изменился, мы заплатили деньги, но у нас появилось имущество для продажи, т.е. товар. Наше материальное положение не изменилось, как было имущества на 40 000, так столько его и осталось, но уже в виде денег и товара.

АКТИВЫ ПАССИВЫ

Деньги 25 000 (40 000-15 000) Паевой капитал 40 000

Товар для продажи 15 000

Итого активов: 40 000 Итого пассивов: 40 000

А теперь товар (компьютеры) продали и деньги сразу же получили. Тут уж наше материальное положение изменилось в довольно приятную для нас сторону. И мы, конечно, можем составить немедленно баланс, подсчитав в уме сумму прибыли. Но. Легко в уме отнять от двадцати пяти пятнадцать. А если сумма будет позаковыристей, да не одна, неужели каждый раз на бумажке подсчитывать?

Ничего подобного! Неотъемлемой частью любого баланса является отчет о прибыли. И если баланс - перечень нашего имущества на какую-то дату, то отчет о прибыли - перечень нашей деятельности (запись доходов и расходов) за какой-то период, но - к моменту составления баланса, неотъемлемой частью которого этот отчет о прибыли и является.

Составляем отчет о прибыли.

Доходов 25 000 (на эту сумму мы выставим покупателю счет и эту сумму получим в кассу или на банковский счет).

Расходов 15 000 (а в расходы мы запишем товар, ведь его у нас больше нет, он ушел к покупателю, мы вместо него получили деньги. Это довольно сложная операция, но призовем здравый смысл: если мы что-то купили, а затем продали, наш навар - разница между ценой продажи и покупки, при этом определенная сумма была в обороте - на нее купили, а затем она к нам вернулась, принеся прибыль).

Прибыль 10 000, которую мы и запишем в пассивах, а почему - объяснялось выше.

АКТИВЫ ПАССИВЫ

Деньги 50 000 (25 000+25 000) Паевой капитал 40 000

Товар для продажи 0 (нет его, продали) Прибыль 10 000

Итого активов: 50 000 Итого пассивов: 50 000

Есть еще один, приятный уху собственника термин - собственный капитал (owners’ equity), проще говоря, сколько причитается собственнику, если мы надумаем фирму закрывать .... и т.д., см. выше. И мы видим, чему он равен в нашем балансе - Паевой капитал плюс Прибыль. Таким образом, мы должны будем отдать собственникам в случае, если надумаем ликвидировать фирму (при этом предполагаем, что никаких других расходов или доходов у нас не возникает), не паевой капитал плюс прибыль (это самая типичная и распространенная ошибка начинающих бухгалтеров), а деньги в размере паевого капитала плюс прибыль. ПРИБЫЛИ НЕТ, ЕСТЬ ЗАПИСЬ, что мы должны отдать собственникам, в случае, если надумаем закрывать фирму и все наше имущество продадим за суммы, указанные в активах баланса (потому что перечень имущества, как мы помним, у нас в активах). Поясним эту мысль нагляднее. Вернемся к последнему балансу и предположим, что на все имеющиеся у нас деньги мы покупаем, например, машину для перевозки мебели (займемся частным извозом). Что происходит в балансе?

АКТИВЫ ПАССИВЫ

Деньги 0 Паевой капитал 40 000

Основное имущество 50 000 Прибыль 10 000

Итого активов: 50 000 Итого пассивов: 50 000

Пояснение: имущество, срок службы которого более года, называют основным (plant assets, fixed assets).

Теперь перед нами классическая ситуация, перед нами текст вопля, испускаемого ежегодно миллионнами собственников и директоров:

почему прибыль есть, а денег нет!!?

Если вы это поняли, то вы поняли самую суть бухгалтерского учета, если нет - перечитайте еще раз эту главу.

(продолжение следует)

После первой публикации отрывка ко мне пришел ряд писем с вопросом где купить эту книгу. Пока не знаю. Думаю, Елена Демьянова, один из соавторов книги, приславшая публикуемый текст, сообщит об этом. Я же, в свою очередь, обязательно поделюсь этим знанием с читателями.

Школа Своего Дела

Попытка добиться успеха, копируя других, обречена...

Каждая книга об успехе (в науке, искусстве или бизнесе) говорит о том, что успеха можно добиться только с помощью новых идей. Тем не менее, с упорством, достойным лучшего применения, снова и снова, делаются попытки добиться успеха, копируя других. Но где искать эти новые идеи? Если вы о них где-то прочитали, значит, это уже не новые идеи, значит автор не вы, а вы уже опоздали. Ответ прост. Новые идеи нужно придумывать самому. И все. Читатель, наверно, просто обалдел от новизны вывода. Вот это открытие! Но сейчас мы вас все-таки удивим.

Бизнес придумали мы?

Нет, бизнес придумали на Западе, значит, мы уже опоздали! Ведь скажите честно, бизнес обладает множеством недостатков. Так давайте изобретем что-нибудь получше.

Секрет успеха в жизни (а не в бизнесе) лежит в том...

Нужно придумать альтернативу бизнесу, и тогда не мы будем кого-то догонять, а Западу придется догонять нас. На наш взгляд, секрет успеха в жизни (а не в бизнесе) лежит в том, чтобы никого не копировать, а создать свое собственное, уникальное Дело. Помочь понять, что есть ваше Дело в жизни, и затем материализовать его - и есть задача, которую ставит перед собой Школа Своего Дела.

Сделать заявку на бесплатный курс

****

 Ведущий рассылки Сергей Сибиряков:
E-mail: delo3000@narod.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное