Идеи для бизнеса со всего света Спецвыпуск - услуги для престарелых
Услуги для престарелых
Британские исследователи-футурологи недавно назвали самые перспективные профессии и бизнесы будущего. Среди грядущих «золотых жил» выделены услуги и товары для престарелых. Это не удивительно – средняя продолжительность жизни в странах золотого миллиарда (Россия не из их числа) благодаря достижениям медицины и социальной политики неуклонно растет. А так как уменьшается рождаемость, то растет и средний возраст населения развитых стран. Таким образом есть возможность путем кастомизации товаров
и услуг нацеливать бизнес на растущую группу стариков. И это уже делается.
Одно из проявлений тренда – специальные магазины для престарелых.
Австрийская сеть супермаркетов Adeg в 2003 году открыла в Зальцбурге первый магазин под вывеской Adeg Aktiv Markt 50+, предназначенный для тех, кому за пятьдесят. За прошедшее с тех пор время магазины данного формата появились и в других городах.
Чтобы соответствовать своему позиционированию, в магазинах для престарелых Adeg сделала массу удобств для целевой аудитории: мягкий свет, полы с антискользящим покрытием, широкие проходы, удобная понятная парковка, заниженные стеллажи, места для отдыха внутри магазина, указатели с крупными надписями. Магазины также предлагают несколько видов корзин для покупок. К примеру, есть тележки, которые могут прицепляться к инвалидным коляскам, или которые снабжены откидными стульчиками, позволяющими присесть отдохнуть
в процессе шопинга. Покупатели на информационной стойке перед входом могут одолжить очки или для чтения мелких надписей на товарах воспользоваться лупами, приделанными к некоторым полкам. Выкладка продукции сделана таким образом, что даже человек в коляске может дотянуться до любого необходимого товара. Также в магазинах для престарелых учтен средний размер домохозяйств покупателей (1-2 человека, ведь в Европе пенсионеры практически не живут с взрослыми детьми под одной крышей), и потому такие продукты, как
сыр, нарезаны на куски небольшого размера.
Чтобы выдерживать концепцию сети до конца, всем работникам Adeg Aktiv Markt 50+ тоже больше 50 лет.
Не редко ориентирование на какую-то часть населения достигается путем довольно мелких улучшений и подготовки персонала определенным образом. Именно так и делает компания Driving Miss Daisy, предоставляющая сервис
такси для престарелых.
Driving Miss Daisy появилась в 2002 году в городе Сейнт Элберт (Канада) благодаря Беву Халиски (Bev Halisky), начавшему дело с одного ретрохэтчбека Chrysler PT Cruiser. Сейчас компания посредством франчайзинга оперирует более чем 50 машинами в нескольких городах Канады и продолжает развиваться (прежде всего географически).
Как и обычное такси, Driving Miss Daisy отвезет пассажиров куда угодно: любое общественное мероприятие, в аэропорт, на прием к врачу, на встречу товарищества страдающих от болезни Альцгеймера и т.д. Здесь отличий от обычного такси не наблюдается. Особенность в том, что все машины представляют собой хэтчбэки, в багажники которых помещается кресло-каталка, а водители обучены искусству общения и обращения с пожилыми людьми (читай уходу и терпению). Как говорит компания, «мы будем глазами для слабовидящих,
ногами для малоподвижных, и руками для ослабших». Судя по фотографиям, в качестве водителей нанимаются не иммигранты, с невысокими материальными притязаниями, а зрелые мужчины и в большей мере даже женщины, способные справиться с непростой в моральном плане работой. Перевозчик прививает лояльность клиентов путем помощи престарелым в преодолении физических ограничений и удовлетворении их потребности в общении.
Не секрет, что с возрастом работа всех органов начинает давать сбои. В том числе ухудшается и производительность головного мозга. Однако даже небольшие улучшения окружаещего мира и прежде всего жилища способны продлить пожилым людям время самостоятельного существования. А это и самим престарелым интересно и их родственникам
выгодно. Тут то и нашла для себя возможность открыть собственное дело Лиза Макмин (Lisa McMyn).
Открытая в самом начале года компания Лизы Ruby Slippers специализируется на совмещении приятных глазу дизайнерских решений с практичностью, которая может помочь людям получить удовольствие от жизни и в старости. В центре концепции услуг Ruby Slippers находится, как говорит компания, «нестареющий дизайн», который сводит к минимуму некоторые неприятности, связанные со старостью, добавляя жилью стиля, безопасности и комфорта. К примеру, кухни могут быть спроектированы с контрастными рабочими поверхностями
для улучшения визуального ориентирования, а смесители рекомендованы с одной легкой ручкой. В ванной логичным дополнением компания назовет дополнительные поручни, сидячий душ и открывающийся снаружи дверной замок для доступа в комнату родственников или сиделок в случае острой необходимости.
Обслуживание начинается с аудита дома или квартиры на предмет возможных улучшений. Приезжает специалист, все исследует и выносит письменное заключение. Стоит это немалые 250 фунтов. Если клиент желает воплотить рекомендации в жизнь, то составляется дизайн-проект (еще 250 фунтов), и начинается уже непосредственно работа по переделке деталей помещений (30 фунтов в час без стоимости материалов).
Согласно американскому бюро учета населения сейчас в мире более 0,5 млрд. жителей старше 65 лет. К 2050 году их будет уже более 1,5 млрд. То есть количество потенциальных потребителей услуг и продуктов для пожилых быстро растет и вопрос в том, как приспособиться под их платежеспособность в каждой конкретной стране.