Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Советы бизнес-консультанта

  Все выпуски  

Советы бизнес-консультанта. Результативность и эффективность бизнеса и жизни


Как управлять бизнесом на основе фактов, а не мнений ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌  ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌  ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌  ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌  ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌  ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌  ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌  ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ 

 

 

 

Результативность и эффективность бизнеса и жизни

DSC_2411.jpg

 

Добрый день!

Наши ближайшие мероприятия:

Результативность и эффективность бизнеса и жизни

Мы поговорим о том, как управлять бизнесом на основе фактов, а не мнений. Ибо если этого не делать, то ваше управление сродни гаданию на кофейной гуще.

Начнем с базовых понятий - они важны для дальнейшей практической работы.

Мы всегда управляем тем или иным объектом управления. Например, в бизнесе это:

  • бизнес в целом
  • какой-либо бизнес-процесс
  • шаг процесса
  • проект (слово "проект" употребляется здесь в значении "набор мероприятий по достижению уникальной цели в условиях заданных ограничений: срока, бюджета и пр.")
  • отдельное подразделение
  • должность
  • роль (например, менеджер процесса, проекта. Сотрудник может играть несколько ролей в один период времени)
  • и т.д.

Чтобы управлять объектом на основе фактов, используют цифровую информацию. Для этого используют те или иные показатели.

 

Практическое задание. Выберите объект управления, за результаты работы которого Вы отвечаете (или заинтересованы в них: как владелец бизнеса или инвестор). Это может быть бизнес в целом, конкретный процесс, проект, подразделение и пр. Предлагаю Вам все задания этой статьи выполнить, применительно к нему.
Как сейчас Вы им управляете? Используете ли показатели? Если да, то выпишите основные показатели, которые используете в своей управленческой работе.
Вы регулярно получаете по ним отчеты? Анализируете? Делаете выводы, внедряете их в жизнь? Насколько удобна и эффективна действующая система?
Хотите что-то изменить?
Если Вы пока не руководитель, то какие показатели Вы используете в своей работе и в личной жизни?

Можно выделить 2 типа показателей:

    • результативность
    • эффективность.

Результативность - это результаты деятельности, выраженные в абсолютных значениях. Например:

    • оборот, т.е. выручка компании (сколько денег Вам заплатили клиенты)
    • прибыль (разные ее виды: валовая, чистая и пр.)
    • срок выполнения заказа клиента
    • количество сотрудников в компании или ее подразделении
    • уровень удовлетворенности клиентов (измеренный по той или иной методике)
    • и пр.

 

Практическое задание. Разработайте список показателей результативности для своего объекта управления, который Вы выбрали в первом задании. Обратите внимание, что для этого важно разобраться с его целями и механизмом работы (см. ниже). Выделите 3-5 ключевых показателей.


Высший пилотаж - сформулировать один, самый главный показатель бизнеса, интегрирующий в себя все остальные. Он не отменяет прочих, но позволяет предельно четко формулировать цель бизнеса, концентрировать все усилия на ее достижении. Это непросто. Крупнейшие компании мира годами бьются над этой задачей.

Эффективность - это соотношение результатов к ресурсам, затраченным на их достижение:

Эффективность = Результат / Затраты

Результаты могут быть как денежные, так и иные, например, рост известности и имиджа на рынке, развитие Вашей команды, успешная апробация новой технологии, и, в конце концов, личное удовольствие Заказчика деятельности и ее участников.

Затраты также могут быть различных видов: деньги, время, материальные ресурсы (техника, сырье и пр.), человеческие ресурсы, "нервы" и здоровье участников и пр.

Примеры показателей эффективности:

    • оборот или прибыль на одного сотрудника компании
    • прибыль на квадратный метр торговой площади
    • проходимость торговой точки (сколько клиентов заходит в магазин в единицу времени)
    • средний чек (то есть средняя выручка с одного клиента, к примеру, кафе)
    • прибыль на вложенные инвестиции
    • цена привлечения подписчика в базу рассылки
    • различные коэффициенты конверсии (например, количества посетителей сайта в подписчиков, а подписчиков - в клиентов)
    • цена привлечения одного клиента (т.е сколько в сумме потратили денег на привлечение клиента, который купил у компании хотя бы что-то)
    • и т.д.

Практическое задание. Разработайте список показателей эффективности для своего объекта управления. Выделите 3-5 ключевых показателей.


Цель любого владельца бизнеса и руководителя - повышать эффективность своего объекта управления: бизнеса в целом или конкретного участка, за который он отвечает.

Именно ростом эффективности определяется прогресс как отдельной организации, так и человечества в целом.

Например, сколько раньше крестьянин мог вырастить пшеницы или скота? А сколько современный фермер или агрокомплекс? Рост - на порядки.
Другое дело, что современная пища, изготовленная промышленным способом, в основном вредна для здоровья. Но это вопрос того, как мы определяем желаемый результат. Когда людям станет важна экологичность продуктов питания и методов их производства (а такая тенденция есть параллельно с обратной: тотальным захимичиванием производства продуктов), формула все равно остается в силе.

Для бизнесмена (впрочем, как и для любого человека) важен как абсолютный рост результатов, так и эффективность их достижения.

Абсолютный результат говорит нам о масштабе деятельности. Эффективность - о том, какой ценой он получен.

Когда бизнес растет с сохранением исходного уровня эффективности, - это экстенсивный рост, то есть "рост количества, но не качества". В экстенсивном росте нет развития. Есть хорошая пословица: "Куча мусора растет, но не развивается".

Если эффективность повышается, то это интенсивный рост, качественный рост. Повышается качество организации, ее процессов, отдельного человека и пр. При этом знаменатель может даже сокращаться. Идеал - до нуля. То есть результат есть, а затрат нет. Идеал труднодостижим (по крайней мере, если мыслить стереотипами), но мы к нему постоянно стремимся.

 

Практическое задание. Насколько эффективен Ваш объект управления (если Вы не бизнесмен и не руководитель, то объект - сама Ваша жизнь: так, как Вы ее понимаете)? Желательно оценить это в цифрах. Кстати, не обязательно точно. Многие серьезные решения принимаются на основе примерных (но все же реальных) цифр. Часто получение точных данных очень затратно по ресурсам, и не нужно для принятия решений. Однако не всегда. К примеру, конверсию в интернет-бизнесе высчитывают до долей процентов.


Опыт (мой личный и моих клиентов) показывает: на начальном этапе (становление бизнеса, начало личной карьеры), важнее результативность, позже - эффективность.

Примеры.

    • Для молодого бизнеса часто важно получать результаты любой ценой - хоть бы и работать без выходных, учредителям - лично искать клиентов, отгружать заказы и т.д. Если исходная бизнес-модель оказалась успешной, обычно рентабельность поначалу неплохая. Но по мере роста компании, ее усложнения, увеличения количества сотрудников, эффективность ее работы часто падает, что приводит к нулевой, а порой и отрицательной прибыльности, когда учредитель в некоторые периоды вынужден вкладывать в бизнес дополнительные деньги (свои личные, а еще хуже, если инвесторские или заемные), чтобы тот остался на плаву. Или же прибыль в абсолютном выражении остается прежней (либо растет вместе с рынком и инфляцией) при том, что оборот бизнеса, количество сотрудников, оборудования, площадей, постоянные издержки, оборотный и инвестированный (замороженный) капитал (а значит и риски) растут. В такой ситуации главное, над чем нужно работать - повышать эффективность бизнеса. Зачастую - временно сдерживая его рост или даже сокращая масштаб: навести порядок в малом бардаке проще, чем в большом.
    • Успешный человек в начале своего карьерного пути готов пахать днем и ночью ради не очень большой зарплаты. И он прав - зарабатывает себе опыт, и базовые вещи: квартиру, машину и пр. Если он достаточно умен и дальновиден, то умудряется еще и откладывать деньги для начального капитала, чтобы потом начать свое дело. Зрелый осознанный человек (не важно, работает он по найму, во фрилансе, или же владеет собственным бизнесом) стремится получать результаты с максимальной эффективностью. То есть оптимальный (НЕ максимальный) доход при минимальных затратах личного времени. Ибо "золотые унитазы" при отсутствии свободного времени и здоровья еще никого не сделали счастливым.

     

Практическое задание. На каком этапе сейчас находится Ваш бизнес (и/или жизнь)? Что Вам актуальнее: результативность или эффективность? Понятно, что обе. Но важно определиться с приоритетом на тот или иной период времени.

Каждый показатель мы можем рассматривать:

    • в статике, т.е. на конкретный момент времени или за его период: день, месяц, год и пр.
    • в динамике, т.е. по отношению к другим временным периодам. Если шагнуть дальше, то мы можем смотреть и динамику скорости изменения показателя, то есть производную от него. Он растет (или падает) быстрее или медленнее, чем раньше?
    • в сравнении с конкурентами, средними цифрами по стране, по отрасли и пр.

Статическое значение любопытно, но от него мало проку. Например, мы знаем, что объем продаж компании - 100 миллионов рублей, а прибыль - 10 миллионов (оба значения - за год). Это много или мало? Обывательский ответ: "Конечно, много!" Ответ грамотного бизнесмена или инвестора: "Пока не понятно, не хватает информации".

А вот когда мы понимаем его динамику, это дает важную информацию для принятия серьезных управленческих решений. Если, к примеру, объем продаж растет, а прибыль падает или сохраняется на прежнем уровне - это уже повод задуматься. Или же с увеличением числа магазинов в сети, падает прибыльность каждого. Мы что-то делаем не так? Или усиливается конкуренция? Или емкость рынка ограничена, и 3 магазина одного профиля на этот городок - слишком много?

 

Практическое задание. Как изменились абсолютные результаты и эффективность Вашего объекта управления за последнее время (месяца, годы)? Каков прогноз? Устраивает ли это Вас, и если нет, то что Вы хотите изменить?

То же касается и сравнения с внешними аналогами. Например, в России производительность труда отстает от развитых стран в 4 и более раза. При том, что работники постоянно хотят получать (не зарабатывать!) больше. Делайте выводы. Не удивительно, что многие мировые и российские компании размещают производство в Китае или перепродают готовую китайскую продукцию. Там эффективность производства куда как выше.

Практическое задание. Сравните свой бизнес (жизнь) с известными Вам аналогами, по которым у Вас есть объективная достоверная информация (а не ОБС - "одна бабка сказала": СМИ, Интернет и пр). Какие выводы?

Подробно разработку системы показателей для управления бизнесом на основе бизнес-процессов мы на практике разберем во время бизнес-лагеря «Как навести порядок в бизнесе и вовлечь команду в его развитие» с 5 августа в Тарусе.

Вы научитесь выстраивать систему в своем бизнесе, делать его живым и саморазвивающимся, вовлекать своих партнеров и топов.

Рекомендую участвовать командой собственников и руководителей.

Добрая цена при оплате в июле.

Забронируйте места для себя и своей команды!

 

Отзывы участников бизнес-лагеря

Денис Базин
г. Екатеринбург, Россия. Управляющий партнер и директор компании «Адванта» (разработка и внедрение ПО, консалтинг по постановке системы управления проектами).
С точки зрения результатов, которые я получил, могу отметить основные ценности: первая ценность – это ясность в части постановки своих личных целей, целей компании. На этом лагере удалось сформулировать видение развития компании на ближайшие пять лет. Это достаточно амбициозный план, и здесь получилось достаточно хорошо его представить и сформулировать. Второй результат, который мы получили, - это, собственно, технология, описания проработки бизнес-процессов. И здесь главный плюс в том, что мы поехали большой командой. Мы нашли общее понимание наших процессов, увидели разрывы и поняли, что нужно менять. И здесь, конечно, очень важно, что это была совместная работа, в ходе которой мы сформировали общую картину.

Аким Козлов
Генеральный директор компании «Бетон Проект», Москва
Приехали в бизнес-лагерь Велна-2022 в Подмосковье для того, чтобы отстроить свои бизнес-процессы, найти свои слабые точки и получить единство команды, чтобы вся команда смотрела в одну сторону. Как раз это мы и получили.
Во время лагеря была ведущие обеспечили атмосферу дружелюбия, которая вела нас через эти все моменты. По итогам участия мы получили четкую структуру, как нам дальше действовать, что нам делать, чтобы добиться результата, понимаем, как этот результат оценить, как его рассмотреть, понимаем, кто нам нужен в команде, что этот человек должен делать в команде, и как отследить качество его работы.
Огромное спасибо Михаилу за то, что они проводит такие мероприятия, помогает бизнесменам добиваться своего!

Светлана Кугай
г. Ташкент, Узбекистан. Эксперт в сфере управления финансами.
Очень важный момент – это люди, которые сюда приехали. Это владельцы бизнеса, это топы, это люди с огромным багажом знаний и опыта, и когда работают над чьим-то проектом, то здесь происходит синергия, то есть, помимо опыта и энергии и знания собственника сюда подключается еще опыт и знания команды. И находятся те решения, которые человек искал годами, а именно здесь, в процессе работы, находится быстро. Выстраивается цепочка, система. То есть, собственник начинает видеть свой бизнес, что должно быть, что работает, что не работает, делается стратегия – откуда начать и где закончить. Есть какой-то план мероприятий: что человек начал делать здесь, что будет заканчивать по приезду домой. Наверное, вот это самое важное.

DSC_2411.jpg

 

***

Вы читали выпуск № 562.2 от 11.07.2023. Рассылка "Советы бизнес-консультанта" регулярно выходит с января'2007.

Полный структурированный архив рассылки >>>

Пишите: присылайте нам вопросы по бизнесу и жизни, предложения и пожелания. Мы отвечаем на все корректные письма (это может занять некоторое время).

P.S. Вы можете переслать это письмо своим коллегам: бизнесменам и руководителям. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать. Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением,
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, ведущий стратегических сессий, психолог, автор 4 книг
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"

30 минут про ваш бизнес
Бесплатная консультация для собственников и топ-менеджеров

WWW: www.mrybakov.ru
Telegram: mikerybakov
E-Mail: info@mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09

 

Наши книги (бумажные, электронные, аудио)

Книги Михаила Рыбакова и Ольги Пайвиной

Как навести порядок в своем бизнесе. Практикум

Бизнес-процессы: как их описать, отладить и внедрить. Практикум

Стратегия бизнеса: как ее создать и воплотить в жизнь. Практикум

Развитие живой компании. Практикум по организационной терапии в гештальт-подходе
 

 

Книги Наталии Морозовой

О финансах легко и непринужденно

О хороших людях и кассовых разрывах

Упрощенка от А до Я

Полезный ежедневник для предпринимателя и руководителя


В избранное